Проект федерального закона N 210142-3
"О лотереях"
Досье на проект федерального закона
ко второму чтению
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации; устанавливает обязательные нормативы для лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным способом;
выигрыш - определяемая в соответствии с условиями лотереи, выплачиваемая в денежной форме или передаваемая (предоставляемая) в собственность в натуре участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи, часть призового фонда лотереи;
призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты (передачи, предоставления) выигрышей согласно условиям лотереи;
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или, по его поручению, оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате (передаче, предоставлению) этим участникам выигрыши;
лотерейный билет - документ, удостоверяющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в лотерее и оформляющий договорные отношения организатора лотереи и участника лотереи. Лотерейный билет является защищенной от подделок полиграфической продукцией;
организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо, которое имеет в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи, проводят эту лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несут ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору;
организация лотереи - комплекс мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи;
проведение лотереи - мероприятия, включающие в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и иных необходимых для проведения лотереи договоров; распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи; розыгрыш призового фонда лотереи; экспертизу выигрышных билетов; выплату (передачу, предоставление) выигрышей участникам лотереи;
оператор лотереи - созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо, заключившее договор (контракт) с организатором лотереи на проведение лотереи от имени и по поручению такого организатора, а также имеющее соответствующие технические средства;
распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату определенных категорий выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора по конкретной лотерее;
участник лотереи - лицо, обладающее правом участия в розыгрыше призового фонда лотереи на основании договора с организатором лотереи;
выручка от лотереи - сумма денежных средств, полученная от реализации лотерейных билетов конкретной лотереи;
целевые отчисления лотереи - часть выручки от лотереи, направляемая на цели, которые определены статьями 11, 13 и 14 настоящего Федерального закона, и в порядке, определенном указанными статьями;
лотерейное оборудование - оборудование, используемое для проведения лотереи, специально изготовленное для этих целей или оборудование, оснащенное лотерейными программами;
лотерейная ставка - оплаченная игровая комбинация.
Статья 3. Виды лотерей
1. Виды лотерей, проводимых на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа их проведения, способа формирования призового фонда лотерей, территории проведения, организатора лотерей и технологии проведения лотерей.
2. Лотереи в зависимости от способа проведения подразделяются на тиражные, бестиражные и комбинированные лотереи.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи производится единовременно после распространения билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи. Тираж представляет собой распространение партии билетов, проведение розыгрыша призового фонда лотереи и выплату (передачу, предоставление) выигрышей.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник лотереи может непосредственно определить после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета, является лотерейный билет выигрышным или нет.
Комбинированная лотерея - лотерея, в которой выплата выигрыша из призового фонда производится как непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейною билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда каждого тиража.
3. Лотереи в зависимости от способа формирования призового фонда подразделяются на:
лотереи, право на участие в которых связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
лотереи, право на участие в которых не связано с внесением платы, и призовой фонд формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующие лотереи).
4. Лотереи в зависимости от территории проведения подразделяются на международные, всероссийские, региональные и муниципальные.
Международная лотерея - лотерея, которая может проводиться на территории двух или более государств, включая Российскую Федерацию, на основании международного соглашения.
Порядок проведения международной лотереи на территории Российской Федерации определяется в соответствии с требованиями настоящего федерального закона.
Всероссийская лотерея - лотерея, которая может проводиться на всей территории Российской Федерации.
Региональная лотерея - лотерея, которая может проводиться на территории одного субъекта Российской Федерации.
В случае проведения лотереи на территории нескольких субъектов Российской Федерации, организация и проведение лотереи осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для проведения всероссийской лотереи.
Муниципальная лотерея - лотерея, которая может проводиться на территории одного муниципального образования.
5. Лотереи в зависимости от организатора лотереи подразделяются на государственные и негосударственные.
Государственная лотерея - лотерея, организатором которой являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Организатором государственной лотереи, проводимой на всей территории Российской Федерации, может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Организатором государственной лотереи, проводимой на территории одного субъекта Российской Федерации, может быть только уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Организатором негосударственной лотереи может быть только орган местного самоуправления или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющее место нахождения в Российской Федерации юридическое лицо. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации не могут быть организаторами негосударственной лотереи.
6. Лотереи в зависимости от технологии проведения подразделяются на лотереи, проводимые:
в режиме реального времени - лотерея, договор на участие в которой заключается сторонами путем обмена документами посредством электронной или иной связи с использованием лотерейного оборудования, объединенного в сеть электросвязи, позволяющего достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору и с помощью которого производится розыгрыш призового фонда лотереи в режиме реального времени, а также документирование и передача информации о результатах такого розыгрыша. Указанное оборудование должно обеспечивать защиту документированной информации от хищения, утраты, искажения, подделки, а также от несанкционированных действий по ее уничтожению, модификации, копированию и иных незаконных действий, а также от несанкционированного доступа к сети электросвязи;
в обычном режиме, при котором сбор, передача, обработка игровой информации, формирование и розыгрыш призового фонда конкретной лотереи осуществляются поэтапно.
В целях гарантирования прав участников лотереи проведение лотереи в режиме реального времени с применением специализированной электронной техники осуществляется только федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в рамках всероссийской государственной лотереи.
Статья 4. Цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации лотереи и проведения лотереи
1. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, осуществляемое Российской Федерацией, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение международных, всероссийских лотерей и лотерей, проводимых на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
2) ведение единого государственного реестра лотерей;
3) издание в установленном порядке нормативных актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;
4) контроль за проведением лотерей, в том числе целевое использование денежных средств, получаемых от реализации лотерейных билетов;
5) установление форм и сроков предоставления отчетности по лотереям;
6) установление нормативов для лотерей;
7) установление порядка налогообложения организаторов лотерей и участников лотерей;
8) установление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере организации и проведения лотерей и применение санкций.
Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения международных, всероссийских лотерей, в части подпунктов 1-5 пункта 1 настоящей статьи, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении организации и проведения лотерей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
2. Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения региональных лотерей, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение региональных лотерей;
2) ведение государственного реестра региональных лотерей;
3) контроль за проведением региональных лотерей, в том числе целевое использование денежных средств, получаемых от реализации лотерейных билетов.
Регулирование отношений в области организации и проведения региональных лотерей, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается проведение региональных лотерей в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения муниципальных лотерей, включает в себя:
1) выдачу разрешений на проведение муниципальных лотерей;
2) ведение реестра муниципальных лотерей;
3) контроль за проведением муниципальных лотерей, в том числе целевое использование денежных средств, получаемых от реализации лотерейных билетов;
Регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения муниципальных лотерей, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления, на территории которого предполагается проведение муниципальных лотерей в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Статья 5. Ведение реестров лотерей
1. Единый государственный реестр лотерей ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. В едином государственном реестре лотерей отражаются сведения о всех, проводимых на территории Российской Федерации, лотереях.
Государственный реестр всероссийских лотерей ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственный реестр региональных лотерей ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном этим органом.
Реестр муниципальных лотерей ведется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном этим органом.
При выдаче разрешения на проведение всероссийской лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, каждой конкретной лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр всероссийских лотерей.
При выдаче разрешения на проведение региональной лотереи уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждой конкретной лотерее присваивается государственный регистрационный номер, который вносится в государственный реестр региональных лотерей.
При выдаче разрешения на проведение муниципальной лотереи уполномоченным органом местного самоуправления каждой конкретной лотерее присваивается регистрационный номер, который вносится в реестр муниципальных лотерей.
2. Уполномоченный орган местного самоуправления ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информацию о разрешенных на территории муниципального образования лотереях.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, информацию о разрешенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации региональных и муниципальных лотереях для внесения ее в единый государственный реестр лотерей, проводимых на территории Российской Федерации.
Ответственность за достоверность передаваемых в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации данных о муниципальных лотереях несет уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий ведение реестра муниципальных лотерей.
Ответственность за достоверность передаваемых в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, данных о региональных лотереях несет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведущий реестр региональных лотерей.
Статья 6. Разрешение на проведение лотереи
1. Разрешение на проведение конкретной лотереи выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления лица, обратившегося за получением указанного разрешения (далее - заявителя).
Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения, требуемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления в течение двух месяцев со дня подачи заявления о выдаче указанного разрешения.
В случае, если заявитель не представит требуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом документы, соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в течение месяца со дня подачи заявления о выдаче разрешения на проведение лотереи обязаны запросить у заявителя недостающие документы, которые должны быть представлены им в срок не позднее чем десять дней со дня получения такого запроса.
Соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем два месяца со дня подачи заявителем заявления о выдаче разрешения на проведение лотереи обязаны выдать заявителю соответствующее разрешение или мотивированный отказ в выдаче такого разрешения. При этом указанные выше органы обязаны уведомить заявителя о принятии решения о выдаче разрешения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения в срок не позднее чем три дня со дня принятия соответствующего решения.
Соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления вправе вынести решение об отказе в выдаче разрешения на проведение лотереи по следующим основаниям:
несоответствие документов, предоставленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям настоящего Федерального закона;
представление заявителем недостоверных сведений;
наличие у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
в отношении заявителя арбитражным судом возбуждено дело о банкротстве.
Заявитель вправе обжаловать решение соответствующих федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Заявление на получение разрешения на проведение конкретной лотереи составляется в произвольной форме и должно содержать указание на срок проведения лотереи и вид лотереи.
К заявлению на получение разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы:
условия лотереи;
нормативы распределения денежных средств (в процентах) от выручки от лотереи;
макет лотерейного билета (квитанции, иного документа, предусмотренного условиями лотереи) с описанием обязательных требований, а при необходимости - способов защиты лотерейных билетов от подделки, а также с описанием скрытых надписей, рисунков или знаков;
правила идентификации лотерейного билета при выплате (передаче, предоставления) выигрыша;
технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи и проведение лотереи и расчета предполагаемой выручки от лотереи;
описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
нотариально заверенные копии учредительных документов организатора лотереи (в случае, если заявителями являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, прилагается копия положения или устава этого органа);
бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о получении разрешения на проведение лотереи, за исключением случаев, если заявителем является орган исполнительной власти или орган местного самоуправления;
справка из налоговых органов о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов, за исключением случаев, если заявителем является орган исполнительной власти или орган местного самоуправления;
порядок учета реализованных и нереализованных лотерейных билетов;
порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нереализованных лотерейных билетов;
порядок изъятия из реализации нереализованных лотерейных билетов;
порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
Требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
3. Положения настоящей статьи не распространяются на государственные лотереи; муниципальные лотереи, организатором которых является уполномоченный орган местного самоуправления; стимулирующие лотереи.
Статья 7. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи.
1. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления уведомлен в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
2. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок ее проведения, способ проведения стимулирующей лотереи, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение этой стимулирующей лотереи.
К уведомлению прилагаются следующие документы:
условия стимулирующей лотереи;
описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
описание способа оформления договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
нотариально заверенные копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
3. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в пункте 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи.
Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
представление недостоверных сведений;
наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.
Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).
Статья 8. Условия лотереи
1. Условия лотереи утверждаются организатором лотереи.
2. Условия лотереи включают в себя:
1) наименование лотереи;
2) указание на вид лотереи;
3) цели проведения лотереи (с указанием конкретных мероприятий и объектов);
4) наименование организатора лотереи, его юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, справку об открытии счетов в кредитной организации, идентификационный номер налогоплательщика;
5) указание на территорию, на которой проводится лотерея;
6) сроки проведения лотереи;
7) концептуальное описание лотереи;
8) организационно-технологическое описание лотереи;
9) права и обязанности участников лотереи;
10) порядок и сроки получения выигрышей, в том числе по истечении установленных сроков, а также сроки экспертизы выигрышных лотерейных билетов;
11) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи;
12) порядок изготовления и реализации лотерейных билетов (порядок определения и регистрации лотерейных ставок);
13) цен лотерейных билетов (размер лотерейных ставок);
14) денежные эквиваленты выигрышей в натуре;
15) порядок формирования призового фонда лотереи, его объем и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи по размеру выигрышей (в процентах от выручки от лотереи);
16) порядок розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрышей.
3. Организатор лотереи вправе дополнять условия лотереи другой более полно раскрывающей технологию проведения лотереи информацией.
В случае, если необходимо внести изменения в условия лотереи, предусмотренные подпунктами 1, 3, 4, 7, 12, 13 и 14 пункта 2 настоящей статьи, организатор лотереи обязан согласовать такие изменения с выдавшим разрешение на проведение лотереи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
Для внесения изменений в условия лотереи, предусмотренные подпунктами 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 15 и 16 пункта 2 настоящей статьи, организатор обязан получить новое разрешение на проведение лотереи.
4. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 9. Условия стимулирующей лотереи
1. Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи.
2. Условия стимулирующей лотереи включают в себя:
1) наименование стимулирующей лотереи (если оно есть);
2) указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи, его юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, справку об открытии счетов в кредитной организации, идентификационный номер налогоплательщика;
4) указание на территорию, на которой проводится стимулирующая лотерея;
5) сроки проведения стимулирующей лотереи;
6) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
7) порядок розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
8) порядок и сроки получения выигрышей;
9) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи.
Статья 10. Обязательные нормативы для лотерей
1. К обязательным нормативам для лотерей относятся следующие:
размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от лотереи должен составлять не менее чем 50 процентов, но не более чем 80 процентов;
размер целевых отчислений лотереи, предусмотренный условиями лотереи, должен составлять не менее чем 10 процентов от выручки от лотереи;
2. Положения настоящей статьи не распространяются на стимулирующие лотереи.
Статья 11. Целевые отчисления лотереи
1. Целевые отчисления от лотереи используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий (в том числе мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, гражданско-патриотического воспитания, науки, культуры, искусства (в том числе творчества народов Российской Федерации), туризма экологического развития Российской Федерации), а также осуществления благотворительной деятельности.
2. Организатор лотереи обязан ежеквартально осуществлять целевые отчисления лотереи в объеме, рассчитанном исходя из нормативов, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Требования, предъявляемые к лотерейным билетам
1. Лотерейные билеты должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) номер и дата выдачи разрешения на проведение лотереи;
2) наименование соответствующих федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи, ее государственный регистрационный номер или регистрационный номер муниципальной лотереи;
3) наименование лотереи;
4) номер лотерейного билета;
5) наименование организатора лотереи и номер контактного телефона;
6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, правилах определения выигрыша, размере выигрыша и порядке его получения;
7) размер призового фонда лотереи (в процентах к выручке от лотереи), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
8) фиксированная цена лотерейного билета или фиксированная цена единичной ставки (стоимость минимальной игровой комбинации), за исключением лотерейных билетов стимулирующей лотереи;
9) дата и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной и стимулирующей лотерей);
10) информация о месте и сроках получения выигрышей.
2. Надписи на лотерейных билетах должны быть выполнены на русском языке и по усмотрению организаторов лотереи дополнительно на государственных языках республик Российской Федерации. Данное требование не распространяется на зарегистрированные товарные знаки, игровые символы, маркировку лотерейного билета.
3. Цена лотерейного билета, размеры выигрышей и стоимость выигрышей в натуре определяются в валюте Российской Федерации.
Статья 13. Всероссийская государственная лотерея
1. Всероссийская государственная лотерея проводится на основании решения Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется Правительством Российской Федерации.
Срок проведения всероссийской государственной лотереи, за исключением всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени, не должен превышать пяти лет.
Срок проведения всероссийской государственной лотереи в режиме реального времени составляет семь лет.
2. Организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти проводит открытый конкурс на подготовку условий и технико-экономического обоснования всероссийской государственной лотереи.
Оператор всероссийской государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", являются следующие:
размер банковской гарантии, предоставляемой оператором;
расчет предполагаемой выручки от лотереи.
3. Целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи составляют объем выручки от лотереи, за исключением призового фонда и вознаграждения оператору лотереи.
Указанные целевые отчисления от всероссийской государственной лотереи зачисляются в доход федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объемах, соответствующих сумме целевых отчислений от всероссийской государственной лотереи.
4. Организатор всероссийской государственной лотереи обязан ежегодно публиковать годовой отчет о проведении всероссийской государственной лотереи в средствах массовой информации.
Статья 14. Региональная государственная лотерея
1. Региональная государственная лотерея проводится на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Срок проведения региональной государственной лотереи не должен превышать пяти лет.
2. Оператор региональной государственной лотереи определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательными условиями открытого конкурса помимо порядка и условий, установленных Федеральным законом от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", являются следующие:
размер банковской гарантии, предоставляемой оператором;
расчет предполагаемой выручки от лотереи.
3. Целевые отчисления от региональной государственной лотереи составляют объем выручки от лотереи, за исключением призового фонда вознаграждения оператору лотереи.
Указанные целевые отчисления от региональной государственной лотереи зачисляются в доход бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в проекте закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год предусматривает ассигнования на финансирование социально значимых мероприятий и объектов в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона в объемах, соответствующих сумме целевых отчислений от региональной государственной лотереи.
Статья 15. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления
1. Муниципальная лотерея, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, проводится на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, определяется органом местного самоуправления.
Срок проведения муниципальной лотереи не должен превышать пяти лет.
2. Оператор муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, определяется по результатам открытого конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательными условиями конкурса и контракта с оператором муниципальной лотереи, организатором которой является уполномоченный орган местного самоуправления, являются размер банковской гарантии, предоставляемой оператором, и расчет предполагаемой выручки от такой лотереи.
Статья 16. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи
1. Договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным.
Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на потребительскую упаковку соответствующего товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.
Порядок направления и приема заявки участником стимулирующей лотереи определяется организатором лотереи в условиях лотереи.
Организатор лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи.
2. При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор лотереи обязан опубликовать сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.
Организатор лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты (передачи, предоставления) выигрышей, и выплатить (передать, предоставить) выигрыши выигравшим участникам лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о прекращении такой лотереи.
Статья 17. Призовой фонд лотереи
1. Призовой фонд лотереи образуется либо за счет выручки от лотереи, либо за счет организатора стимулирующей лотереи.
Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату (передачу, предоставление) выигрышей выигравшим участникам лотереи.
Организатору лотереи запрещается обременять призовой фонд лотереи какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате (передаче, предоставлении) выигрышей, использовать средства призового фонда иначе, чем на выплату (передачу, предоставление) выигрышей.
На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.
2. Выигрыш в натуре должен иметь денежный эквивалент, фиксируемый в условиях лотереи. Указанное требование не распространяется на стимулирующие лотереи.
3. Призовой фонд тиражной лотереи формируется до проведения тиража.
Порядок учета и хранения призового фонда лотереи должен обеспечивать раздельные учет и хранение призовых фондов различных лотерей, за исключением стимулирующей лотереи.
Статья 18. Требования к проведению розыгрышей призового фонда тиражной лотереи
1. Для розыгрыша призового фонда лотереи каждого тиража тиражной лотереи организатором лотереи создается тиражная комиссия. Тиражная комиссия осуществляет следующие функции:
проведение розыгрыша призового фонда лотереи;
подтверждение результатов проведения тиража путем подписания соответствующего акта и официальной таблицы результатов проведения тиража.
2. Средства призового фонда лотереи должны полностью разыгрываться в рамках тиража, к которому он относится, за исключением случаев розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза, по правилам, устанавливаемым в условиях лотереи. Иной перенос средств (выигрышей) призового фонда из одного тиража в другой не допускается. Условиями тиражной лотереи может предусматриваться перенос части призового фонда тиражной лотереи (суперприза), но не более чем двадцать раз подряд.
3. В целях контроля за проведением тиражной лотереи соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления вправе за счет средств бюджета соответствующего уровня направить своих представителей для работы в составе тиражной комиссии, за исключением тиражной комиссии стимулирующих лотерей.
4. В применяемом для проведения розыгрыша лотерейном оборудовании не должны содержаться какие-либо скрытые алгоритмы (в том числе исходные тексты компьютерных программ), информационные массивы, узлы или агрегаты, не доступные для инспектирования и тестирования со стороны соответствующих органов, осуществляющих контроль за проведением лотерей.
Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат до начала розыгрыша.
Результаты проведения розыгрыша (тиража) тиражной лотереи должны быть опубликованы организатором лотереи в течение десяти дней.
Статья 19. Требования к проведению розыгрышей призового фонда бестиражной лотереи
Розыгрыш призового фонда бестиражной лотереи состоит в:
открытии информации, скрытой в лотерейном билете;
сопоставлении открытой участником лотереи информации с условиями лотереи.
Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат до начала розыгрыша.
Статья 20. Обеспечение защиты прав участника лотереи
1. Факт приостановки или досрочного прекращения проведения лотереи не освобождает организатора лотереи от необходимости выплаты выигрышей, в том числе проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов и всех прочих необходимых мероприятий.
Организатор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе выплату выигрышей и прочие мероприятия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за проданные лотерейные билеты в случае, если розыгрыш призового фонда не был проведен.
2. Участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи:
1) получения информации о лотерее в соответствии с условиями лотереи;
2) выплаты (передачи, предоставления) выигрыша по лотерейному билету, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи;
3) получения денежного эквивалента вместо выигрыша в натуре (за исключением стимулирующей лотереи).
Владелец выигрышного лотерейного билета вправе обратиться в суд в случае задержки или невыплаты выигрыша организатором лотереи.
3. Организатор лотереи имеет право разглашать личные данные участника лотереи - владельца выигрышного лотерейного билета только с разрешения указанного участника.
Организатор лотереи не вправе предоставлять информацию об участнике лотереи третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. В случае приостановления или отзыва разрешения на проведение лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) организатор лотереи обязан в установленный уполномоченным органом срок прекратить реализацию лотерейных билетов, проинформировать об этом участников лотереи через средства массовой информации, обеспечить возврат средств по лотерейным билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах в связи с прекращением их проведения, и не прекращать при этом выплату выигрышей по ранее проведенным тиражам.
Выплата (передача, предоставление) выигрышей производится в соответствии с условиями лотереи.
В тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата (передача, предоставление) выигрышей должна начинаться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.
Выигрыши, невостребованные в установленный условиями лотереи (за исключением стимулирующей лотереи) срок, в том числе денежный эквивалент выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации общего срока исковой давности, после чего зачисляются в бюджет соответствующего уровня.
5. Организатор лотереи обязан хранить в течение пяти лет документы о выплате (передаче, предоставлении) выигрышей, размер которых требует в соответствии с условиями лотереи проведения экспертизы выигрышного лотерейного билета. Организатор лотереи обязан хранить протоколы тиражных комиссий в течение пяти лет.
Статья 21. Контроль за проведением лотерей
1. Контроль за проведением лотерей осуществляется соответствующими федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.
2. По требованию соответствующих федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа местного самоуправления, выдавшего разрешение на проведение лотереи или получившего уведомление о проведении стимулирующей лотереи, организатор и оператор лотереи обязаны предоставлять информацию о проведении лотереи. Перечень сведений, включенных в указанную информацию утверждается Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
3. Соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления обязан проводить ежегодную проверку соответствия лотереи ее условиям и законодательству Российской Федерации.
Представители соответствующих федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченного органа местного самоуправления вправе контролировать проведение тиражных лотерей.
Статья 22. Участие кредитных организаций в реализации лотерей
1. Организатор или оператор лотереи вправе на договорной основе привлекать кредитные организации для реализации лотерейных билетов, хранения призового фонда и выплаты денежных выигрышей участникам лотереи, а также возврата денежных средств по билетам тиражной лотереи, проданным, но не участвовавшим в тиражах в связи с прекращением их проведения.
Договор реализации лотерейных билетов и (или) выплаты денежных выигрышей может быть заключен с кредитной организацией независимо от наличия в данной кредитной организации банковских счетов организатора или оператора лотереи.
В случае реализации лотерейных билетов по договору с организатором или оператором лотереи кредитная организация выступает в качестве поверенного от имени и за счет организатора или оператора лотереи.
2. Организатор или оператор лотереи обязан перечислить на счет кредитной организации необходимые для расчетов с участниками лотереи по выигравшим лотерейным билетам денежные средства, передать кредитной организации необходимые документы и инструкции в срок, установленный соответствующим договором.
Наименование кредитной организации, выплачивающей выигрыши, и условия получения выигрышей в этой кредитной организации доводятся до участников лотереи организаторами или операторами лотереи в том же порядке, в каком публикуются результаты соответствующего тиража.
3. К участию в реализации государственных лотерей могут быть привлечены кредитные организации, получившие в установленном порядке право работать со средствами бюджетов различных уровней.
Статья 23. Аудиторская проверка организаторов и операторов лотереи
Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором и оператором лотереи подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке. Аудиторская проверка проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об аудиторской деятельности.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления выносят организатору лотереи предписание в случае нарушения организатором лотереи следующих условий:
1) предоставление указанным в абзаце первом настоящего пункта соответствующим уполномоченным органам организатором лотереи неполной или недостоверной информации;
2) неисполнение организатором лотереи решений соответствующих уполномоченных органов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязывающих организатора лотереи устранить выявленное нарушение в установленный срок.
3. Отзыв у организатора лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве у организатора лотереи разрешения на проведение лотереи при повторном или грубом нарушении организатором лотереи условий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений лотереи на цели, не предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата (непередача, непредоставление) выигрыша;
2) нарушения требования настоящего Федерального закона и условий лотереи организатором лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
Одновременно с подачей заявления в суд соответствующие федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления вправе приостановить действие разрешения на проведение лотереи на период до вступления в силу решения суда.
Решение о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи и о направлении в суд заявления об отзыве указанного разрешения доводится до организатора лотереи в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
Действия (бездействие) и решения соответствующих федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченного органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
Статья 25. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 30, ст.3029; N 44, ст.4295; 2003, N 27, ст.2700, ст.2708, ст.2717) следующие изменения и дополнения:
1. Часть 3 статьи 3.5 и часть 1 статьи 4.5 после слов "о рекламе," дополнить словами "о лотереях,".
2. Дополнить новой статьей 14.27 следующего содержания:
"Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях
1. Проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения либо без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
2. Несвоевременное перечисление целевых отчислений, а также направление целевых отчислений лотереи на иные цели, чем предусмотренные законодательством о лотереях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от одной до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
3. Отказ в выплате (передаче, предоставлении) выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты (передачи, предоставления) выигрыша, предусмотренных в условиях лотереи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.".
3. В статье 23.1:
часть 1 после слов "статьи 14.25," дополнить словами "14.27,";
абзац третий части 3 после слов "14.21-14.23," дополнить словами "14.27,".
4. В статье 28.3:
подпункт 1 части 2 после слов "14.10-14.18," дополнить словами "частью 1 статьи 14.27,";
дополнить часть 2 новым подпунктом 83 следующего содержания:
"83) должностные лица органов, регулирующих отношения в области организации и проведения лотерей - об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.".
Статья 26. Внести в статью 1063 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст.410; 2003, N 2, ст.167) следующие изменение и дополнения:
в пункте 1:
после слова "лицами," дополнить словами ", а для лотерей - юридическими лицами,";
слово "разрешения" заменить словами "право на проведение таких игр в порядке, установленном законом";
пункт 2 дополнить словами ", а также иным способом".
Статья 27. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований, действовавшие на территории Российской Федерации до введения в действие настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Нормативные правовые акты приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Разрешения на право организации и проведения лотерей, выданные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего Федерального закона, утрачивают силу после истечения срока их действия.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.