Проект федерального закона N 369190-3
"Об основах государственной национальной политики Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
Глава II. Участие граждан и общественных объединений (ст.ст. 6 - 7)
в реализации государственной национальной
политики
Глава III. О праве граждан РФ на (ст.ст. 8 - 11)
национально-культурное развитие
Глава IV. О правах народов РФ (ст.ст. 12 - 19)
Глава V. О соотечественниках, проживающих за (ст. 20)
пределами РФ
Глава VI. О государственной языковой политике РФ (ст.ст. 21 - 24)
Глава VII. Государственная национальная политика в (ст. 25)
условиях реформирования экономики
Глава VIII. Экономическая составляющая государственной (ст. 26)
национальной политики
Глава IX. Полномочия органов государственной власти (ст.ст. 27 - 30)
и органов местного самоуправления в
реализации государственной национальной
политики
Глава X. Участие Уполномоченного ФС РФ по правам (ст. 30)
народов РФ в реализации государственной
национальной политики
Глава XI. Заключительные положения (ст.ст. 33 - 34)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной национальной политики Российской Федерации в целях обеспечения прав народов России на социально-экономическое и национально-культурное развитие.
Государственная национальная политика Российской Федерации основывается на конституционных принципах единства и целостности Российской Федерации, равноправия и национального самоопределения всех народов Российской Федерации, построения и развития гражданского общества и является составной частью политики государства по укреплению безопасности Российской Федерации.
Государственная национальная политика направлена на укрепление и совершенствование федеративных и межнациональных отношений, согласование государственных интересов и интересов всех народов Российской Федерации, всестороннего сотрудничества, развития и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями с учетом исторического опыта развития национальных культур, языков, традиционного образа жизни народов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане и общественные объединения, участвуя в реализации государственной национальной политики Российской Федерации, руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным Законом, законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная национальная политика Российской Федерации - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению национального развития народов Российской Федерации, согласования государственных интересов и национальных интересов народов Российской Федерации, единства и целостности Российской Федерации;
народ (этнос, национальная (этническая) общность) - представляющая естественно сложившуюся, относительно устойчивую, компактно или дисперсно расселенную совокупность лиц с общей исторической памятью, относящая себя к определенной национальной принадлежности, объединенная общим историческим происхождением, наличием родного языка, национальной культуры, традиционным образом жизни;
коренные малочисленные народы - народы, проживающие в местах традиционного проживания своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, традиционные хозяйствование и промыслы, и насчитывающие менее 50 тысяч человек;
национальные меньшинства - народы или часть народа постоянно, компактно или дисперсно, проживающие на территории Российской Федерации, не имеющие в составе Российской Федерации своих национально-государственных или национально-территориальных образований и не относящиеся к коренным малочисленным народам;
национальная (этническая) принадлежность (национальность) - принадлежность лица, народа к определенной национальной (этнической) общности, определяемой на основе свободного волеизъявления;
национальная культура - совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе жизни (жизнедеятельности) народа;
национальное самосознание - самоосознание лицом или группой лиц своей принадлежности к определенной национальности;
национализм - представление об исключительности, превосходстве либо неполноценности одного народа перед другими народами;
национальные (межнациональные, межэтнические) отношения - отношения, складывающиеся в ходе взаимодействия лиц, народов (этносов) по поводу реализации ими своих национальных интересов;
межнациональные (межэтнические) конфликты - действия лиц - представителей одного или нескольких народов (этносов), направленные на возбуждение национальной вражды, унижения национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности лиц, народов по признаку их национальной принадлежности, повлекшие причинение участникам конфликта морального или материального ущерба, а также повлекшие массовые беспорядки.
Статья 2. Цель и задачи настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ обеспечения национально-культурного развития всех народов Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон направлен на решение следующих задач:
1) в государственно-правовой сфере:
обеспечение единства и целостности Российской Федерации;
обеспечение правовой защищенности социально-экономических и национально-культурных интересов граждан и народов Российской Федерации;
дальнейшее развитие и совершенствование федеративного устройства Российской Федерации;
совершенствование деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики, соблюдения национальных интересов граждан и народов Российской Федерации;
объединение усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, политических, общественных и религиозных организаций и граждан в целях достижения межнационального мира и согласия между народами Российской Федерации;
решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
предотвращение и разрешение межэтнических конфликтов;
2) в социально-экономической сфере:
использование экономических, социальных, экологических и культурных возможностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях удовлетворения национальных интересов граждан и народов Российской Федерации.
сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
развитие государственных систем коммуникаций и информации в целях совершенствования национально-культурного и образовательного пространства народов России;
решение социально-экономических проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
создание и развитие социально-экономических условия# для предотвращения и разрешения межэтнических конфликтов;
3) в национально-культурной сфере:
распространение идей дружбы народов, межнационального мира и согласия, патриотизма;
сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и национальных традиций народов России;
распространение знаний об истории и культуре народов России;
воспитание уважения к истории, культуре, языкам народов России;
развитие взаимодействия и взаимовлияния культур народов Российской Федерации;
обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, государственных языков республик, сохранения и развития родных языков народов России;
развитие национальных общеобразовательных и воспитательных учреждений;
взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями;
формирование у граждан культуры межнационального общения, уважения к национальной культуре, традициям и обычаям всех народов Российской Федерации, в том числе беженцев и вынужденных переселенцев, способствующих предотвращению и разрешению межэтнических конфликтов;
4) в области внешней политики:
заключение и исполнение международных договоров и соглашений Российской Федерации в сфере межнациональных отношений;
заключение международных договоров и соглашений о сотрудничестве по оказанию помощи в сохранении русского языка, родных языков, а также и национальных культур соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации;
решение на межгосударственном уровне проблем беженцев и вынужденных переселенцев;
предотвращение и разрешение межэтнических конфликтов на межгосударственном уровне.
Статья 3. Принципы государственной национальной политики
Государственная национальная политика основывается на следующих принципах:
сохранения государственной целостности и федеративного устройства Российской Федерации;
равенства прав граждан и народов Российской Федерации на национальное развитие;
признания объединяющей роли русского народа, его языка и культуры в российском обществе;
свободного определения каждым гражданином своей национальной принадлежности;
соответствия федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере государственной национальной политики общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации;
взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с национальными общественными объединениям, национально-культурными автономиями;
ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, политических, общественных и религиозных объединений за разжигание межнациональной вражды, оскорбления чести и достоинства по признакам национальной принадлежности;
защиты прав и национальных интересов соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.
Статья 4. Законодательство о государственной национальной политике
Государственная национальная политика основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах и принципах международного права и международных договорах Российской Федерации, настоящем Федеральном законе, других законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики не могут противоречить настоящему Федеральному закону. В случае такого противоречия действует настоящий Федеральный закон.
Статья 5. Основные направления государственной национальной политики
Основными направлениями государственной национальной политики являются:
достижение и поддержание межнационального мира и согласия на всей территории Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование федеративных отношений;
обеспечение и защита конституционных прав народов Российской Федерации на национально-культурное развитие;
создание социально-экономических условий для развития национальных культур, традиционного образа жизни, сохранения, изучения и развития родных языков;
защита и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, государственных языков республик, родных языков народов Российской Федерации;
удовлетворение национально-культурных потребностей граждан и народов их национальных интересов в экономической, политической и социальной сферах;
обеспечение представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
предотвращение и разрешение межнациональных конфликтов;
обеспечение равноправия коренных малочисленных народов и национальных меньшинств с другими народами Российской Федерации на экономическое, социальное, культурное и национальное развитие;
поддержка соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, содействие укреплению их связей с Российской Федерацией;
оказание помощи со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обустройстве беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
Глава II. Участие граждан и общественных объединений в реализации государственной национальной политики
Статья 6. Участие граждан в реализации государственной национальной политики
Граждане Российской Федерации, участвуя в реализации государственной национальной политики, вправе:
свободно указывать свою национальную принадлежность;
пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества;
создавать национальные общественные объединения, национально-культурные автономии всех уровней с учетом своих исторических, национальных, культурных традиций и особенностей;
требовать пресечения действий лиц или организаций, совершаемых публично или с использованием средств массовой информации, направленных на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства;
требовать учета национальных интересов при формировании представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и должностным лицам по вопросам формирования и реализации государственной национальной политики непосредственно или через своих представителей.
Граждане Российской Федерации, участвуя в реализации государственной национальной политики, обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации;
воздерживаться от применения или угрозы применения силы при возникновении и разрешении межнациональных конфликтов;
не нарушать права и свободы других народов;
уважать национальное достоинство каждого народа Российской Федерации;
пресекать проявления национальной вражды;
способствовать утверждению идеалов дружбы, добрососедства, сотрудничества, терпимости и взаимного уважения народов Российской Федерации.
Статья 7. Участие национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в реализации государственной национальной политики
Национальные общественные объединения, национально-культурные автономии, участвуя в реализации государственной национальной политики, вправе:
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации решать вопросы национально-культурного развития народов Российской Федерации;
в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации представлять национальные интересы народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам по вопросам национально-культурного развития народов Российской Федерации;
участвовать в формировании и реализации программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации;
участвовать в предотвращении и разрешении межнациональных конфликтов;
устанавливать и поддерживать контакты с соотечественниками, проживающими за пределами Российской Федерации.
Глава III. О праве граждан Российской Федерации на национально-культурное развитие
Статья 8. Право граждан Российской Федерации на национально-культурное развитие
Российская Федерация гарантирует гражданам Российской Федерации право на свободное национально-культурное развитие.
Запрещаются любые формы ограничения прав и дискриминации граждан по признакам национальной принадлежности.
Лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства законно находящиеся на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации.
Статья 9. Право на национальную самобытность
Граждане Российской Федерации имеют право на национальную самобытность, то есть лично или совместно с другими лицами сохранять, выражать и развивать свои культурные, языковые и иные этнокультурные особенности, не ущемляя соответствующие права лиц другой национальности.
Запрещаются любые действия, направленные на принудительную ассимиляцию лиц по признаку национальной принадлежности.
Статья 10. Право на национальную самоидентификацию
Граждане Российской Федерации имеют право на национальную (этническую) самоидентификацию, то есть свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
С согласия гражданина и в соответствии с законодательством Российской Федерации его национальная принадлежность может быть удостоверена документально в письменной форме с учетом национальных традиций именования.
Статья 11. Защита национальной чести и достоинства граждан Российской Федерации
Российская Федерация гарантирует гражданам Российской Федерации судебную и иную защиту их национальной чести и достоинства.
Запрещаются пропаганда, агитация, распространение заведомо недостоверных сведений или другие действия, направленные на возбуждение национальной вражды, ненависти или розни, унижение национальной чести и достоинства, ограничение прав и свобод, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности людей по признаку национальной принадлежности, либо публичные призывы к насилию над ними, к уничтожению или повреждению имущества.
Запрещается отказ в приеме на работу, государственную или муниципальную службу, а также иные ограничения социальных прав граждан в зависимости от национальной принадлежности.
Лица, совершившие деяния, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава IV. О правах народов Российской Федерации
Статья 12. О равноправие# народов Российской Федерации
Народы России равноправны. Каждый народ имеет право на сохранение и развитие своей исторической, национальной, культурной и языковой самобытности.
Статья 13. О гарантиях прав народов Российской Федерации на национально-культурное развитие
Российская Федерация гарантирует всем народам Российской Федерации равные социальные, экономические, политические и национально-культурные права.
Равноправие народов Российской Федерации обеспечивается равными возможностями их участия в управлении делами общества и государства, распоряжении природными ресурсами, сохранении и развитии исторической, национальной, культурной и языковой самобытности.
Ни один народ не может стать объектом дискриминации. Любые формы дискриминации народов Российской Федерации запрещаются.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления гарантирует народам Российской Федерации право осуществлять традиционное природопользование, землепользование и хозяйственную деятельность, при условии сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления гарантируют народам Российской Федерации право участвовать в определении приоритетов своего развития, выработке и осуществлении государственных социальных программ в области здравоохранения, образования, культуры, пенсионного, социального и жилищного обеспечения и других сферах общественной жизни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления гарантируют народам Российской Федерации право на национально-культурное самоопределение посредством образования национальных общественных объединений и национально-культурных автономий.
Создание национально-культурной автономии одного народа не должно наносить ущерба интересам других народов.
Статья 14. О представительстве народов в органах государственной власти и органах местного самоуправления
Народы Российской Федерации могут участвовать в формировании и реализации государственной национальной политики непосредственно, а также через своих представителей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, национальных общественных объединениях, национально-культурных автономий.
Представители народов Российской Федерации, независимо от их национальной принадлежности, имеют равное право на занятие должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях реализации государственной национальной политики могут устанавливать квоты представительства народов Российской Федерации.
Статья 15. О русском народе
Русский народ, один из коренных народов Российской Федерации, является опорой российской государственности и несет основную ответственность за развитие и обеспечение благополучия и процветания Российского государства. Состояние межнациональных отношений в Российской Федерации во многом определяется самосознанием и интернациональным менталитетом русского народа.
Представители русского народа не могут рассматриваться как национальные меньшинства на территории Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при разработке и реализации федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации обязаны учитывать потребности и интересы русского народа.
Положения настоящей статьи не ущемляют прав других народов Российской Федерации.
Статья 16. О коренных малочисленных народах и национальных меньшинствах
Государство гарантирует права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств на социально-экономическое и культурное развитие, защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Статья 17. О репрессированных народах
Реабилитация всех репрессированных в прошлом народов Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Лица, препятствующие реабилитации репрессированных народов, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. О предупреждении и разрешении межнациональных конфликтов
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать необходимые меры для предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов.
В целях предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:
осуществлять прогнозирование и предупреждение межнациональных конфликтов;
обеспечивать государственную систему мониторинга в местах межэтнической напряженности;
привлекать к работе по предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов государственные и общественные организации, в том числе советы старейшин, женские, молодежные, национальные, религиозные и иные организации и граждан;
принимать иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации, меры по обеспечению безопасности, общественного порядка, прав и законных интересов граждан и организаций в случае возникновения межэтнических конфликтов.
Статья 19. Государственные гарантии лицам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантирует лицам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов, в том числе ставшими беженцами и вынужденными переселенцами, возмещение ущерба, трудоустройство, предоставление жилья и иных социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для реабилитация лиц, пострадавших в результате межнациональных конфликтов им может оказываться бесплатная правовая, медицинская, психологическая и иная социальная помощь.
Расходы по оказанию правовой, медицинской, психологической и иной социальной помощи лицам, пострадавшим в результате межнациональных конфликтов, осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Глава V. О соотечественниках, проживающих за пределами Российской Федерации
Статья 20. О соотечественниках, проживающих за пределами Российской Федерации
Российская Федерация осуществляет поддержку соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации. Защита прав и свобод соотечественников является неотъемлемой частью государственной национальной политики Российской Федерации.
Защита соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется посредством заключения договоров и соглашений с иностранными государствами о сотрудничестве в разрешении проблем российских соотечественников, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом.
В случае нарушения иностранным государством основных прав и свобод человека и гражданина соотечественники вправе рассчитывать на помощь Российской Федерации, а органы государственной власти Российской Федерации обязаны оказывать необходимую помощь, в том числе предоставлять право политического убежища, в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства законно находящиеся на территории Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации.
Глава VI. О государственной языковой политике Российской Федерации
Статья 21. Правовое положение языков народов Российской Федерации
Государственная языковая политика является составной частью государственной национальной политики Российской Федерации. Российская Федерация, гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение, пользование, изучение и развитие их родных языков.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей ее территории.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
Помимо русского языка и государственных языков республик для национального и межнационального общения в субъектах Российской Федерации могут использоваться языки других народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Каждый народ, не имеющий своей письменности, обладает правом создавать письменность на родном языке.
Вопросы реформирования или смены письменности, графики и орфографии государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков народов Российской Федерации, имеющие общефедеральное значение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 22. О русском языке Российской Федерации
В Российской Федерации русский язык - родной язык русского народа - является государственным языком и языком межнационального общения. Русский язык консолидирует российское общество, способствует сохранению единства и целостности многонационального Российского государства.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создают необходимые условия для функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, оказывают содействие в его изучении, развитии и распространении за пределами Российской Федерации, а также способствуют сохранению самобытности и чистоты русского языка.
Во всех образовательных учреждениях Российской Федерации изучение русского языка Российской Федерации является обязательным и осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Статья 23. Гарантии прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие родных языков
Языки всех народов Российской Федерации находятся под защитой государства и пользуются его поддержкой. Российская Федерация гарантирует всем народам Российской Федерации право на сохранение, пользование, изучение и развитие их родных языков.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны:
создавать необходимые условия для проведения научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение языков народов Российской Федерации;
предусматривать в бюджете Российской Федерации и бюджетах субъектов Российской Федерации выделение средств на реализацию государственных программ сохранения и развития языков народов Российской Федерации, проведение в этих целях льготной налоговой политики;
привлекать к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 24. Право на владение и пользование языками народов Российской Федерации
Граждане Российской Федерации вправе владеть и пользоваться родным языком, государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик, а также свободно выбирать языки народов Российской Федерации для общения, воспитания, обучения и творчества.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны обеспечить гражданам Российской Федерации условия для изучения и преподавания родного языка и других языков народов Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует гражданам осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от владения родным языком, государственным языком Российской Федерации, государственными языками республик, а также родными языками всех народов Российской Федерации.
Нарушение языковых прав граждан Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VII. Государственная национальная политика в условиях реформирования экономики
Статья 25. Программы социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации
В целях реализации удовлетворения национальных потребностей народов Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с участием общественных объединений народов Российской Федерации разрабатывают и принимают на федеральном, региональном и местном уровнях программы социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации.
Программы социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации должны способствовать объединению усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений народов Российской Федерации в достижении общей цели удовлетворения национально-культурных запросов народов Российской Федерации.
Программы социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации разрабатываются с учетом положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и содержат систему мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов Российской Федерации, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.
Помимо федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать и принимать программы социально-экономического и национально-культурного развития каждого из народов Российской Федерации.
Основополагающим требованием к программе социально-экономического и национально-культурного развития каждого народа является учет традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие культурные ценности Российской Федерации.
Глава VIII. Экономическая составляющая государственной национальной политики
Статья 26. Экономическая составляющая государственной национальной политики
Основными направлениями реализации экономической составляющей государственной национальной политики являются:
учет и взаимодействие экономических, социальных и национально-культурных особенностей народов России;
формирование стратегии национально-культурного развития в регионах с учетом социально-экономических возможностей субъектов Российской Федерации;
предоставление некоторых налоговых и иных льгот субъектам хозяйственной и предпринимательской деятельности, оказывающим поддержку национально-культурным автономиям, национальным и этнокультурным общественным объединениям, другим некоммерческим организациям, деятельность которых нацелена на национальное развитие этносов Российской Федерации, гармонизацию межнациональных отношений в Российской Федерации по представлению субъектов Российской Федерации.
Глава IX. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в реализации государственной национальной политики
Статья 27. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере государственной национальной политики
Органы государственной власти Российской Федерации в целях реализации государственной национальной политики вправе:
устанавливать приоритетные направления государственной национальной политики Российской Федерации;
разрабатывать и принимать необходимые федеральные законы и иные нормативные правовые акты в сфере государственной национальной политики;
создавать систему федеральных органов государственной власти для реализации государственной национальной политики;
осуществлять бюджетное финансирование мероприятий по реализации государственной национальной политики за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;
пресекать в соответствии с законодательством Российской Федерации действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства;
осуществлять меры по предупреждению и разрешению межнациональных конфликтов на государственном и региональном уровнях;
осуществлять взаимодействие федеральных органов государственной власти с федеральными национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями;
создавать государственные системы коммуникаций и информации для обеспечения национально-культурных потребностей граждан и народов Российской Федерации;
включать в государственные образовательные стандарты дисциплин, обеспечивающих знание учащимися учебных заведений основных целей и задач национальной политики;
осуществлять государственную поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, государственных языков республик, родных языков народов Российской Федерации;
гарантировать права коренных малочисленных народов и национальных меньшинств на сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;
принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры к предотвращению и разрешению межнациональных конфликтов;
оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую помощь национальным общественным объединения# и национально-культурным автономиям;
осуществлять государственную поддержку развития национальных школ, школ с этнокультурным компонентом образования;
оказывать помощь беженцам и вынужденным переселенцам;
оказывать помощь соотечественникам, проживающим за пределами Российской Федерации;
заключать и исполнять международные обязательства Российской Федерации в сфере национальной политики.
Статья 28. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной национальной политики
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации государственной национальной политики вправе:
разрабатывать и определять приоритетные направления региональной национальной политики Российской Федерации;
разрабатывать и принимать законы и иные нормативные правовые акты в сфере региональной национальной политики;
осуществлять бюджетное финансирование мероприятий по реализации региональной национальной политики за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
разрабатывать региональные программы социально-экономического и национально-культурного развития народов, проживающих на территории субъектов Российской Федерации;
создавать для реализации государственной национальной политики соответствующие региональные государственные структуры;
оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации финансовую помощь национальным общественным объединения# и национально-культурным автономиям;
пресекать в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства;
осуществлять меры по предупреждению и разрешению региональных межнациональных конфликтов;
осуществлять взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с региональными национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями;
создавать региональные государственные системы коммуникаций и информации для обеспечения национально-культурных потребностей граждан и народов, проживающих на территории субъектов Российской Федерации;
включать в региональные государственные образовательные стандарты дисциплины, обеспечивающие знание учащимися учебных заведений основных целей и задач национальной политики;
осуществлять государственную поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, государственных языков республик, родных языков народов, проживающих на территории субъектов Российской Федерации;
осуществлять государственную поддержку развития региональных национальных школ, школ с этнокультурным компонентом образования;
защищать права коренных малочисленных народов, национальных меньшинств на сохранение исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, проживающих на территории субъектов Российской Федерации;
взаимодействовать с органами местного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики и региональной национальной политики;
оказывать финансовую и иную помощь органам местного самоуправления при разработке и реализации местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов, проживающих на территории муниципального образования;
оказывать помощь по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
оказывать помощь соотечественникам, проживающим за пределами Российской Федерации;
участвовать в исполнении международных обязательств Российской Федерации в сфере национальной политики.
Статья 29. Участие органов местного самоуправления в реализации государственной национальной политики
Органы местного самоуправления, участвуя в реализации государственной национальной политики вправе:
принимать участие в разработке региональной национальной политики Российской Федерации систематизировать информационно-аналитическую деятельность;
участвовать в разработке региональных программ социально-экономического и национально-культурного развития;
разрабатывать и принимать необходимые нормативные правовые акты, направленные на реализацию национальных прав и интересов народов, проживающих на территории муниципального образования;
создавать местные исполнительные структуры для реализации государственной национальной политики, региональной национальной политики;
проводить исследования по проблемам региональной национальной политики;
осуществлять финансирование мероприятий по реализации национальных прав и интересов лиц, проживающих на территории муниципального образования за счет средств местных бюджетов, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджета Российской Федерации и внебюджетных источников;
разрабатывать местные программы социально-экономического и национально-культурного развития лиц, проживающих на территории муниципального образования;
пресекать в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства лиц, проживающих на территории муниципального образования;
осуществлять меры по предотвращению и разрешению местных ежнациональных конфликтов;
осуществлять взаимодействие органов местного самоуправления с местными национальными общественными объединениями, национально-культурными автономиями;
создавать местные системы коммуникаций и информации для обеспечения национально-культурных потребностей лиц, проживающих на территории муниципального образования;
включать в государственные образовательные стандарты дисциплины, обеспечивающие знание учащимися учебных заведений основных целей и задач национальной политики, а также особенностей национального состава народов, проживающих на территории муниципального образования;
осуществлять поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации языка межнационального общения, государственных языков республик, родных языков народов, проживающих на территории муниципального образования;
осуществлять поддержку развития местных национальных школ, школ с этнокультурным компонентом образования;
создавать с учетом национальных особенностей населения муниципального образования органы территориального общественного самоуправления;
оказывать помощь по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, а также лиц, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 30. Научное, информационное и кадровое обеспечение государственной национальной политики
В целях научного, информационного и кадрового обеспечения государственной национальной политики органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе:
проводить федеральный, региональный и местный мониторинги состояния национальной обстановки;
проводить этнологические экспертизы;
создавать базы данных для анализа национальной обстановки в Российской Федерации и в приграничных с Российской Федерацией государствах, прогнозирования национальных процессов, связанных с социально-экономической, демографической, политической и экологической обстановкой в Российской Федерации и приграничных с Российской Федерации# государствах;
привлекать к участию в разработке и научно-методическом обеспечении федеральных, региональных и местных программ социально-экономического и национально-культурного развития народов Российской Федерации научно-исследовательские организации, аналитические центры, общественные объединения и их представителей;
обобщать опыт федеративного строительства в Российской Федерации и других государствах, имеющих национально-федеративное устройство, для выработки основ государственной национальной политики и региональной национальной политики в целях реализации народами Российской Федерации социально-экономического и национально-культурного развития;
разрабатывать образовательные программы, имеющие цель сохранения и развития национальных культур и языков народов Российской Федерации;
учреждать и привлекать для реализации государственной национальной политики средства массовой информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации;
организовывать подготовку и повышение квалификации кадров научных работников и государственных служащих, специализирующихся в области государственной национальной политики.
Глава X. Участие Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации в реализации государственной национальной политики
Статья 30. Участие Уполномоченного Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации в реализации государственной национальной политики
Уполномоченный Федерального Собрания Российской Федерации по правам народов Российской Федерации в пределах своих полномочий, определяемых федеральным законом, осуществляет контроль за реализацией государственной национальной политики и механизмов правового регулирования федеративных отношений.
Глава XI. Заключительные положения
Статья 33. Ответственность за нарушение законодательства о государственной национальной политике
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица, юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства виновные, в нарушении законодательства о государственной национальной политике несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 34. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.