Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 369190-3 "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект настоящего федерального закона исходит из того, что процесс формирования демократического правового государства предполагает создание широкой правовой базы по всем направлениям внутренней и внешней политики Российской Федерации, адекватно отражающей потребности общества, защищающей права граждан и народов, проживающих на территории России вне зависимости от их национальной и иной принадлежности.
Россия является многонациональным государством. "Мы, многонациональный народ Российской Федерации..." записано в Конституции Российской Федерации. Более того, данные периодически проводимых переписей об этнодемографических процессах свидетельствуют о росте национального самосознания народов России. И каждый из народов обладает своеобразием своей материальной и духовной культуры. В стране представлены пять мировых цивилизаций и практически все религиозные конфессии.
Следовательно, необходимость иметь государственную стратегию в сфере межнациональных отношений продиктована объективным положением вещей - полиэтничностью и поликультурностью нашего государства.
Как известно, в 1996 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Был сделан первый шаг на пути формирования осознанной, взвешенной национальной политики. В Концепции нашла отражение система современных взглядов, принципов и приоритетов, которыми должны руководствоваться в своей деятельности в сфере национальных отношений органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, национальные общественные объединения, национально-культурные автономии и граждане. Концепция учитывала необходимость обеспечения единства и целостности России и новых исторических условий развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
При этом Концепция исходила из того, что государственная стратегия в сфере регулирования межнациональных отношений должна основываться на принципах Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и находить свое выражение в законодательстве Российской Федерации, а также в законодательстве субъектов Российской Федерации.
В этом направлении Комитетом проделана определенная работа. По инициативе Комитета был разработан ряд законов. Это федеральные законы: "О национально-культурной автономии", "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации", предусматривавший введение отдельного раздела расходов из федерального бюджета на реализацию национальной политики, "Об общинах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О языках народов РСФСР". Ведется работа и над другими законопроектами в сфере национальной политики.
Однако практика реализации Концепции государственной национальной политики и применение указанных законов, особенно в субъектах Российской Федерации, показала острую необходимость не только в принятии федеральных законов по конкретным проблемам межэтнических отношений, но и закрепления на законодательном уровне основных направлений государственной национальной политики в целом. Назрела необходимость создания четкого ориентира, правового и государственного механизма для повседневной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, национальных общественных объединений, национально-культурных автономий, граждан по формированию в российском обществе необходимого уровня и качества межнациональных отношений, предупреждения и предотвращения межнациональных конфликтов, обеспечения конституционных прав граждан и народов Российской Федерации на национально-культурное развитие.
Такую цель имеет настоящий проект федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации". Являясь рамочным, данный федеральный закон будет способствовать принятию подобных законов субъектами Российской Федерации, формированию единого правового поля в сфере государственной национальной политики России.
Принятие настоящего закона не потребует внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации"
Принятие настоящего закона не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и поэтому необходимости в финансово-экономическом обосновании не имеется.
Перечень
актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об основах государственной национальной политики Российской Федерации" закона не потребует перечня актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием настоящего федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.