Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Проект закона "О саморегулируемых организациях" позволит организациям и индивидуальным предпринимателям создать действенные организационные основы повышения стандартов профессиональной деятельности, а также реализовать свое право на упрощенный контроль со стороны органов государственного контроля (надзора).
Проект закона предполагает, что объединения субъектов предпринимательской деятельности, в основе которых лежит перекрестная субсидиарная ответственность по обязательствам друг друга, предоставят надежный механизм возмещения вреда, который может быть нанесен отдельным членом саморегулируемой организации государству или потребителю. Бремя дополнительной (субсидиарной) ответственности по обязательствам предпринимателей, которое ложится на каждого члена такой организации, компенсируется для него существенным снижением объема государственного контроля со стороны проверяющих органов и организаций.
Принятие законопроекта будет означать, что в каждом отдельном случае предпринимателям и их объединениям будет предоставлено право выбора "меньшего из двух зол": или продолжить отчитываться перед проверяющими организациями в полном объеме (практически не ограниченном на сегодняшний день), или же, посредством объединения в саморегулируемую организацию, уменьшить объем государственного контроля в расчете на каждого члена саморегулируемой организации, но приобрести дополнительный объем ответственности.
Проект закона предполагает, что саморегулируемые организации могут быть созданы субъектами предпринимательской деятельности, занятыми во всех отраслях, а также любых организационно-правовых форм.
За основу саморегулируемой организации предлагается принять создаваемую на основе членства некоммерческую организацию ассоциацию (союз), внеся незначительные модификации в эту организационно-правовую форму. Законопроектом предполагается, что учредительные документы саморегулируемой организации должны дополнительно содержать определение принципа членства в организации, в частности наименование профессиональной деятельности, осуществляемой членами организации и место осуществления этой деятельности (муниципальное образование, субъект Российской Федерации, Российская Федерация), порядок осуществления членами организации солидарной субсидиарной ответственности за ущерб, причиненный членами ассоциации (союза) вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к их профессиональной деятельности, в частности ответственность члена организации за ущерб, причиненный до его вступления в организацию. Учредительные документы саморегулируемой организации, а также все изменения и дополнения в учредительные документы подлежат опубликованию за счет организации в средстве массовой информации, указанном в уставе саморегулируемой организации.
Орган государственного контроля (надзора) наделяется правом устанавливать дополнительные требования к саморегулируемым организациям, в отношении членов которой он применяет контроль в меньшем объеме. Дополнительные требования могут касаться места регистрации членов организации и их минимального количества.
Законопроект предусматривает, что Министерство экономического развития и торговли РФ будет наделено правом детализировать нормы закона "О саморегулируемых организациях" в отношении таких организаций, занятых в различных профессиональных сферах, чтобы учесть специфику профессиональной деятельности и сохранить единообразие государственного регулирования саморегулируемых организаций различных профессиональных сфер.
Принятие законопроекта позволит реализовать добросовестным субъектам предпринимательской деятельности свое право на снижение бремени государственного надзора, послужит выделению заведомых аутсайдеров и их постепенному уходу с рынка.
В то же время законопроект не предусматривает членство в саморегулируемой организации в качестве обязательного условия для всех субъектов предпринимательства. В отдельных случаях обязательное членство может быть предусмотрено в иных федеральных законах, регулирующих те или иные профессиональные сферы деятельности (как это, в частности, реализовано сегодня в законодательстве о банкротстве в отношении арбитражных управляющих).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Введение в действие федерального закона "О саморегулируемых организациях" не потребует внесения изменений в указанные законодательные акты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О саморегулируемых организациях"
Введение в действие федерального закона "О саморегулируемых организациях" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Депутаты Государственной Думы:
Артемьев Игорь Юрьевич
Иваненко Сергей Викторович
Мельников Алексей Юрьевич
Михайлов Алексей Юрьевич
Шишлов Александр Владимирович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.