Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 146426-3 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Досье на проект федерального закона
Незаконное использование товарных знаков приобрело в России масштабный и крайне опасный характер. В отдельных секторах потребительского рынка доля нелегального оборота достигает 85 процентов.
Основными причинами данной масштабной проблемы являются: как несовершенство законодательства, которое, с одной стороны, до недавнего времени недостаточно четко определяло признаки незаконного использования товарных знаков, а с другой, - предусматривает квалифицирующие признаки состава преступления (неоднократность незаконного использования товарного знака, причинение крупного ущерба), крайне затрудняющие привлечение виновных к уголовной и административной ответственности за подобные правонарушения, так и нечеткость распределения функций между органами государственного контроля в этой сфере.
Принятый федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" создает необходимое правовое поле для борьбы с контрафактной продукцией, поскольку он установил более полные и четкие признаки нарушения правообладателей товарных знаков и обладателей свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, установил дополнительные меры по их защите, ввел определение понятия контрафактная продукция.
Вместе с тем принятые нормы дают основание внести необходимые изменения и дополнения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые позволят более эффективно предотвращать и бороться с проникновением контрафактной продукции.
Предлагаемым законопроектом предусматривается:
1) внести изменения в название и часть первую статьи 180 УК РФ, которыми более четко и полно раскрываются признаки нарушения прав владельцев товарных знаков, поскольку в действующей редакции понятие "незаконное использование чужого товарного знака" никак не раскрывается.
Кроме того устанавливается в качестве квалифицирующего признака совершение преступления в крупном размере (оцениваемом стоимостью контрафактной продукции превышающей 200 МРОТ), усиливаются применяемые меры уголовной ответственности.
Применяющиеся в действующей редакции квалифицирующие признаки: неоднократное совершение или крупный ущерб - трудно доказуемы, а применяемые меры уголовной ответственности за эти деяния, по мнению работников правоохранительных органов оказываются несопоставимы со сложностью доказательства вины, что в совокупности позволяет преступникам практически всегда уходить от уголовной ответственности по этой статье;
2) изменить редакцию части третьей статьи 180 УК РФ, установив в ней в качестве квалифицирующих признаков совершение преступлений, предусмотренных частями первой или второй данной статьи, с отягчающими вину обстоятельствами: неоднократно, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, лицом с использованием служебного положения, лицом ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 146, 147, 171, 180, 200 УК РФ, в особо крупном размере (стоимость контрафактной продукции, превышающей 500 МРОТ), установив в качестве меры уголовной ответственности лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с конфискацией имущества или без таковой.
3) внести изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (статьи 150, 151), установив проведение дознания по делам о преступлениях, предусмотренных частями первой и второй статьи 180 УК РФ, и проведение предварительного следствия следователями органов внутренних дел.
4) внести в статью 14.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение, которое называет конкретные признаки правонарушения ("производство, предложение к продаже, продажа или иное введение в гражданский оборот либо хранение или перевозка в этих целях контрафактной продукции"). При этом несколько увеличивается размер штрафа, налагаемого на граждан и должностных лиц. Предусматривается конфискация контрафактной продукции, а также материалов и оборудования, используемых для ее изготовления.
5) в ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей", определяющей полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, перечень названных органов дополнить федеральным органом по торговле, качеству продукции и защите прав потребителей (в настоящее время таким органом является Госторгинспекция Минэкономразвития и торговли России, которая после принятия данного законопроекта может стать одним из основных субъектов выявления и предотвращения нарушений прав владельцев товарных знаков).
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов федерального бюджета и не ведет к снижению поступлений в бюджет.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
В связи с принятием данного закона иные законы и нормативные правовые акты не требуют отмены, изменения или дополнения.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"
Реализация законопроекта не требует дополнительных расходов федерального бюджета и не ведет к снижению поступлений в бюджет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.