Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 7 сентября 2010 г. N 776-ПП
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года
I. Общие положения
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности до 2015 года определяют цели, задачи и систему мер, направленных на улучшение состояния здоровья, физического и морально-психологического состояния молодежи, повышение качества подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, совершенствование экологического образования и воспитания, уменьшение травматизма в сфере дорожного движения, осуществление патриотического воспитания молодежи.
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом города Москвы от 30 сентября 2009 г. N 39 "О молодежи", другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Реализация основных направлений формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности связана с активным привлечением молодежи к организации проведения мероприятий в этой области и будет способствовать осуществлению в городе Москве выполнения социально-экономических задач, а также решению проблем сохранения и укрепления здоровья, безопасного поведения в чрезвычайных и опасных ситуациях, организации физкультурно-оздоровительной работы, сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений жителей города Москвы.
II. Характеристика и оценка сложившейся ситуации
Одним из важных направлений, обеспечивающих реализацию государственной молодежной политики по созданию условий и возможностей для успешной и эффективной социализации и самореализации молодежи, является деятельность органов государственной власти города Москвы по обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности.
Специфика города Москвы, обладающего развитой промышленной, транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктурой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широкого круга специфических опасностей и угроз, характерных для крупного мегаполиса. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп жизни, лавинообразный объем разноплановой информации создают условия для замедленного формирования у молодых людей социальных приоритетов и в то же время вызывают притупление естественного чувства опасности.
Вместе с тем единого мнения среди ученых и практиков по структуре и направлениям формирования навыков безопасности жизнедеятельности пока нет. В большинстве случаев в ходе практической работы реализуются их составные части, посвященные вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях и экологической безопасности. При этом не учитываются многие аспекты безопасности и не в полном объеме скоординированы действия органов государственной власти города Москвы по формированию навыков безопасности жизнедеятельности.
В целях формирования навыков безопасности жизнедеятельности создана система подготовки молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций, реализованная в образовательных учреждениях города Москвы в рамках курсов "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в развитии кружков, секций и полевых лагерей "Юный спасатель", центров "Юный пожарный", организации деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности", Всероссийского добровольного пожарного общества, Всероссийского студенческого корпуса спасателей, ведется работа по развитию движения по подготовке резервистов города Москвы.
В настоящее время в городе функционируют 56 кружков, секций, центров, специализированных классов и учреждений дополнительного образования "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник", в которых обучается 6051 человек.
В соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422, Комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 гг., утвержденной Законом города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 16, ежегодно с марта по май проводятся школьные, районные и окружные соревнования "Школа безопасности", в которых принимают участие около 70 тыс. обучающихся государственных образовательных учреждений города Москвы.
За последние 5 лет (период 2005-2009 гг.) было проведено 6663 школьных, 617 районных, 50 окружных слетов-соревнований "Школа безопасности" с общим количеством участников 482560 чел.
В целом за период проведения соревнований и полевых лагерей в них участвовало свыше 1000000 школьников и более 1000 общеобразовательных учреждений Москвы.
Эта деятельность приносит свои результаты, но гибель людей и материальный ущерб, связанные с опасностями, возникающими в мегаполисе, в том числе несоблюдением норм здорового образа жизни, во многом превышают потери от чрезвычайных ситуаций. Только за 2009 год на территории города Москвы зарегистрировано 26198 аварий и происшествий, из них 28 чрезвычайных ситуаций. В результате пострадали 19231 человек, в том числе погибло 1382 человека, травмировано 17849 человек, из которых около 7 процентов - молодежь.
Большая часть потерь связана с низкой культурой поведения в ходе учебной, трудовой и повседневной деятельности.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере формирования навыков безопасности жизнедеятельности характеризуется рядом проблем. К основным из них можно отнести:
- отсутствие регулирующего органа, обеспечивающего координацию деятельности органов исполнительной власти города Москвы, муниципальных образований и общественных организаций по формированию навыков безопасности жизнедеятельности;
- узковедомственный подход к изучению учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ) за счет регионального и школьного компонентов. Отсутствие работы по совершенствованию содержания программ обучения по учебному курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности", которые перегружены, преемственность соблюдена не полностью, имеется дублирование;
- снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части подрастающего поколения;
- отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина;
- отсутствие общего подхода к направлениям по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;
- распространение негативной информации с помощью информационных технологий. Это прежде всего сайты с элементами пропаганды насилия, наркотиков и алкоголя, компьютерные игры, вовлекающие детей в различные неформальные группировки.
Ключевым звеном формирования навыков безопасности жизнедеятельности является обучение, которое наиболее эффективно в детском и юношеском возрасте. Обучение неразрывно связано с воспитанием и проводится оно наиболее интенсивно в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, деятельность которых подведомственна Департаменту образования города Москвы.
Решение этих проблем требует координации усилий всех организаций и ведомств по принятию дополнительных эффективных мер по совершенствованию работы в области обеспечения безопасности жизнедеятельности молодежи города Москвы.
III. Цель, задачи, принципы и основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности
Целью формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности является создание условий для формирования системы приоритетов и ценностей в области безопасности жизнедеятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств личности, обеспечивающих возможность действенного предупреждения угроз и опасностей, а также защиты от них, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, мотивирование у молодежи безопасной жизнедеятельности.
Основными задачами по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности являются:
- совершенствование форм, методов и средств подготовки и воспитания молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие системы морально-психологической подготовки молодежи;
- активизация пропаганды знаний и развитие социальной рекламы в области безопасности жизнедеятельности;
- систематическое информирование молодежи о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях и при угрозе их возникновения;
- совершенствование учебно-материальной базы в области безопасности жизнедеятельности;
- создание эффективной системы межведомственного взаимодействия по вопросам совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- совершенствование нормативной правовой базы.
Основные направления по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности должны основываться на следующих принципах:
- массовость - система подготовки в области обеспечения безопасности жизнедеятельности должна охватывать подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста;
- системность - подготовка молодежи к безопасной жизнедеятельности должна строиться на целостной системе мер, направленных на специальную физическую, нравственную и морально-психологическую подготовку подрастающего поколения;
- активное вовлечение общественных организаций в деятельность по обеспечению безопасности жизнедеятельности молодежи;
- скоординированность - объединение действий органов государственной власти города Москвы и общественных организаций;
- оперативность - своевременное реагирование на изменения, выявляемые в ходе мониторинга состояния работы по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.
В настоящее время с учетом достижения целостности взаимодействия компонентов, составляющих систему навыков безопасности жизнедеятельности, наличия определенных взаимосвязей между ними, а также практической значимости свойств и закономерностей, присущих этой совокупности, целесообразно считать основными направлениями по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности:
- формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
- формирование навыков обеспечения безопасности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;
- формирование навыков обеспечения безопасности дорожного движения;
- формирование навыков обеспечения экологической безопасности;
- формирование навыков обеспечения информационной безопасности молодежи.
Перечень направлений уточняется по результатам мониторинга состояния процесса формирования у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности.
IV. Механизмы реализации основных направлений по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности и ожидаемые результаты
Ведущая роль по организации формирования культуры безопасности жизнедеятельности в соответствующих сферах возлагается на органы исполнительной власти города Москвы, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. По направлению формирования навыков здорового и безопасного образа жизни - на Департамент здравоохранения города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения безопасности в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности - на Главное управление МЧС России по г. Москве и Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения безопасности дорожного движения - на ГУВД по г. Москве, по направлению формирования навыков обеспечения экологической безопасности - на Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, по направлению формирования навыков обеспечения информационной безопасности молодежи - на Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы. При этом решающий вклад в формирование культуры безопасности жизнедеятельности призван внести Департамент образования города Москвы.
Деятельность органов исполнительной власти города Москвы по формированию культуры безопасности жизнедеятельности молодежи сосредоточена на:
- совершенствовании политики Правительства Москвы в этой области;
- обучении молодежи в области безопасности жизнедеятельности;
- духовно-нравственном, патриотическом и психологическом воспитании;
- контроле в области безопасности жизнедеятельности молодежи.
Основные мероприятия, проводимые в интересах формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи:
- совершенствование нормативной правовой базы;
- организация и проведение научных исследований в этой области;
- обучение в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
- пропаганда знаний, духовных и патриотических ценностей с использованием средств массовой информации и возможностей Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН);
- совершенствование деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" и других общественных объединений;
- активизация деятельности музеев и библиотек в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- организация контроля и мониторинга состояния формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.
Таким образом, комплексное и системное развитие у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности позволит повысить уровень образованности молодежи не только в области безопасности жизнедеятельности, но и в других смежных областях знаний, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Реализация мероприятий должна привести к следующим результатам:
- оздоровление обстановки на улицах и в других общественных местах на 40%;
- снижение возможности проведения террористических актов и их негативных последствий на 30%;
- повышение эффективности государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечение к организации деятельности по предупреждению правонарушений организаций всех форм собственности, а также общественных объединений на 50%;
- улучшение информационного обеспечения деятельности органов государственной власти города Москвы и общественных объединений по вопросам комплексной безопасности молодежи на территории города Москвы на 50%;
- повышение эффективности работы органов исполнительной власти города Москвы, местного самоуправления и правоохранительных органов по обеспечению безопасности молодежи на 50%;
- сокращение средств, выделяемых на локализацию и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в городе Москве, на 35%;
- оптимизация бюджетных затрат на обеспечение комплексной безопасности города Москвы на 35%.
V. Финансирование мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности
Финансирование мероприятий по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.