Главное - убедить предприятия, что электронная отчетность
облегчит им жизнь
В то время как во многих регионах только переходят на сдачу отчетности в электронном виде, в Ростовской области декларации на дискетах сдают 80% налогоплательщиков, а в самом Ростове - все 90%. Наш корреспондент Юлия Воробьева отправилась в Октябрьскую инспекцию Ростова-на-Дону как раз в самый разгар сдачи отчетности.
Первое, что бросилось в глаза, - отсутствие очередей. У отдела приема отчетности удалось пообщаться с несколькими налогоплательщиками. Они пришли сдавать отчетность на дискетах. Расспросить их подробнее удавалось с трудом: очередь двигалась очень быстро. Бухгалтеры заходили к инспектору, передавали дискеты и буквально через пару минут уже были свободны и, конечно же, спешили по своим делам.
Пройдя отдел автоматизации информационных систем, затем отдел камерального контроля юридических лиц, я натолкнулась на комнату, напоминавшую хранилище банка. В ней стояли шкафы с ячейками, похожими на небольшие сейфы. Как мне объяснили, в эти ячейки кладут отчетность крупнейшие налогоплательщики. Бухгалтер, как раз в этот момент открывавшая один из таких ящиков, заметила, что уже год не встречается со своим инспектором. "Все вопросы решаем через компьютер или этот "сейф"", - сказала она.
Признаться, все увиденное было неожиданностью. Поэтому я поспешила расспросить, как удалось организовать работу на таком уровне. Вот что рассказали Юрий Стефанович Зерщиков, руководитель Управления МНС России по Ростовской области, и Ольга Юрьевна Макрушина, начальник отдела комплексного развития налоговых органов этого Управления.
Юрий Стефанович, скажите, сколько налогоплательщиков области стали приносить в налоговые инспекции дискеты?
Юрий Стефанович: По нашим данным, по состоянию на начало этого года на электронную форму сдачи отчетности перешло 36 тысяч юридических лиц, или 80 процентов от общего числа отчитывающихся в области организаций. В Ростове эта цифра равна 90 процентам.
За какой срок вам удалось добиться таких результатов?
Ю.С.: Внедрять систему сдачи отчетности в электронном виде Управление начало еще с 1999 года. Тогда мы предложили нашим инспекциям охватить только крупнейшие предприятия. Когда убедились, что система заработала и нет жалоб от налогоплательщиков, решили привлечь к ней всех. Последующие годы посвятили этой работе.
В начале 2001 года электронной отчетностью было охвачено не более 18,5 процента предприятий. Но когда нам удалось разработать одинаковые для всех формы отчетности, эта цифра резко пошла вверх. Уже к концу первого полугодия того же года удалось охватить 30 процентов налогоплательщиков. А концу 2001 года на электронную форму перешли около 31,5 тысячи предприятий, или 70 процентов от всех регулярно представляющих отчетность фирм.
Постепенно сдавать отчетность на дискетах стали практически во всех 49 инспекциях области. На сегодняшний день у нас нет ни одной инспекции, где бы налогоплательщики ни отчитывались с помощью электронных носителей. В каких-то инспекциях дискеты приносят почти 100 процентов работающих фирм, но в среднем в отдельно взятой инспекции на электронный способ перешли от 50 до 70 процентов регулярно отчитывающихся предприятий.
Главное было, как, впрочем, продолжает оставаться и сейчас, убедить налогоплательщиков, что электронная отчетность облегчит им жизнь.
И каким же образом вам это удалось?
Ю.С.: Проводили семинары, давали публикации в СМИ. Но одними уговорами, конечно, не обходилось. Работа велась по двум направлениям. Во-первых, как я уже сказал, это пропаганда перехода на электронную отчетность среди налогоплательщиков. Практически в любой инспекции есть пункты Учебного центра при Управлении, сотрудники которого оказывают услуги по набору отчетности на дискеты. Во-вторых, чтобы подготовить к новой форме работы сами инспекции, Управление направляло методические рекомендации, письма с разъяснениями, организовывало обучающие семинары для инспекторов. Наконец, был введен жесткий контроль за тем, как на местах вводят электронную отчетность.
Выходит - решили и внедрили. Но ведь без проблем, наверное, не обошлось?
Ю.С.: О непосредственном внедрении вам, пожалуй, лучше расскажет Ольга Юрьевна, начальник отдела комплексного развития налоговых органов нашего Управления. Она - практик и знает обо всех трудностях больше, чем кто-либо.
Ольга Юрьевна, в чем, на ваш взгляд, была основная трудность перехода на электронную отчетность?
Ольга Юрьевна: Как уже сказал Юрий Стефанович, чтобы налогоплательщик начал сдавать электронную отчетность, его нужно заинтересовать в этом. Мы разъясняли, что с помощью программы легче заполнять декларацию: компьютер подаст сигнал, если есть недочеты. Благодаря этому те, кто сдает отчетность на дискетах, застрахованы от арифметических и других ошибок, которые выявляются на первоначальном этапе камеральной проверки.
Наряду с этим мы объясняли налогоплательщикам, что электронная отчетность выгодна даже в экономическом плане. Дело в том, что программа распространяется бесплатно. Многие налогоплательщики начинали ею пользоваться просто ради того, чтобы не тратиться на приобретение бланков деклараций.
Но одной агитацией проблему не решить. Должна присутствовать инициатива в самой инспекции, причем исходить она должна не от программистов, как иногда бывает, а от отдела приема налоговой отчетности. С этим были сложности. Да и с самой программой формирования электронной отчетности было не все гладко.
Вы ее сами разрабатывали?
О.Ю.: Для юридических лиц мы достаточно долго использовали программу RNAL чувашского РВЦ МНС России. Однако она нас не устраивала. Многие инспекции сами дорабатывали программный продукт. Например, инспекции по Таганрогу и Гукову доработали выходные формы программы.
Но не каждая инспекция может доработать программу под свои нужды. Поэтому отдел комплексного развития налоговых органов взял эту задачу на себя. С 2003 года мы используем последнюю разработку программистов из чувашского РВЦ "Налогоплательщик. Юридические лица". Мы протестировали этот программный продукт и довели его до инспекций.
Значит, проблемы решились?
О.Ю.: Не совсем. Программу пришлось серьезно дорабатывать: в ней было много неточностей, логических неувязок. Но это полбеды. Главные сложности были связаны с тем, что в прошлом году несколько раз изменялись формы деклараций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, ЕСН и их электронные форматы. Приходилось в течение года постоянно вносить изменения в программу.
Сложно было даже не столько нам, сколько налогоплательщикам. Они были вынуждены чуть ли не ежемесячно забирать у нас обновленный программный продукт. Выдержать такое нелегко, и многие даже вернулись к сдаче отчетности на бумаге. В результате на какое-то время в 2002 году число сдающих отчетность на дискетах упало до 74 процентов.
Однако число налогоплательщиков, предпочитающих бумажным декларациям дискеты, в области все равно остается очень высоким. Может, кроме тех мероприятий, о которых вы рассказали, были еще какие-то, позволившие достичь таких результатов?
О.Ю.: Вы правы. На мой взгляд, еще одно наше достижение - это система обучения. У нас в области в налоговых органах трудятся более 4000 сотрудников. Министерство выделило нам деньги на строительство учебного класса. Но этого оказалось недостаточно, и на свои средства мы построили еще один класс, а скоро откроется и третий.
Обучение ведется по двум направлениям: компьютерной грамотности и работе в системе электронной обработки данных (ЭОД). Министерством централизованно готовятся администраторы баз данных (то есть люди, которые будут устанавливать и поддерживать программный продукт в инспекциях), а также преподаватели-репликаторы, которые в свою очередь передают свои знания инспекторам на местах.
Плюс нашей образовательной программы - непрерывный учебный процесс. Благодаря этому в наших учебных классах уже обучены более тысячи человек.
Ольга Юрьевна, скажите, неужели до всего этого вы дошли только своими силами? Может, перенимали опыт у коллег из других регионов?
О.Ю.: Когда нас включили в проект модернизации, мы и в Волгоград съездили посмотреть, и в Краснодаре поучились, и побывали на семинарах в Ставрополе. Так что про чужой опыт мы не забываем, но и наш уже перенимают.
Какие регионы, на ваш взгляд, ведут наиболее интересную работу по модернизации?
О.Ю.: Пожалуй, в Кемеровской области грамотно построена работа с налогоплательщиками. Или взять, к примеру, Пермскую область, куда мы в скором времени хотим съездить. Насколько я знаю, у них в трех инспекциях созданы удобные операционные залы. Хотелось бы посмотреть, как это сделано. Мы тоже уделяем особое внимание организации операционных залов. Кроме того, внедряется система автоматизации инспекций. Думаю, о ней вам лучше спросить Юрия Стефановича.
Ю.С.: С 2002 года в УМНС России по Ростовской области внедряется программа, разработанная нижегородским РВЦ, - "Система ЭОД местного уровня". Она позволит каждый отдел налоговой инспекции своевременно обеспечивать необходимой информацией, а также создать электронный банк данных на всех налогоплательщиков. Кроме того, можно будет обеспечить быстрое взаимодействие и обмен данными с другими государственными органами. Сейчас в системе ЭОД работают семь инспекций. А в текущем году на нее планируется перевести все 15 инспекций области, участвующих в проекте модернизации.
Кроме внедрения системы ЭОД о каких планах управления вы считаете необходимым упомянуть?
Ю.С.: Ольга Юрьевна уже отметила, что в наших ближайших планах организовать в инспекциях что-то вроде операционных залов или хотя бы небольших помещений для приема налогоплательщиков. В некоторых инспекциях они уже созданы. Также будем думать над тем, какие еще формы приема отчетности можно использовать. Вам ведь наверняка понравился тот, который используется в Октябрьской налоговой инспекции?
Да, выглядит очень удобно.
Ю.С.: Кроме того, сейчас у нас строится еще одна налоговая инспекция. Мы хотим сделать из нее образцово-показательную. Так что, как построим - милости прошу на открытие.
Спасибо. Обязательно приеду.
"Российский налоговый курьер", N 11, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99