Организация состоит на учете в одной из московских территориальных инспекций МНС РФ. Сотрудники данного налогового органа предъявили нам претензию, что мы своевременно не прошли ежегодную сверку по начисленным и уплаченным налогам.
Можно ли пояснить подробнее по поводу такой сверки и какие санкции за подобное нарушение могут предъявить нам налоговые органы?
Налоговым законодательством предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам, в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 5 пункта 1 статьи 23 части первой НК РФ).
В свою очередь налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика (налогового агента) документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов (подпункт 1 пункта 1 статьи 31 части первой НК РФ).
Таким образом, налоговым законодательством не предусматривается обязанность всех без исключения налогоплательщиков производить сверку начисленных и уплаченных налогов и сборов. Подобная сверка (как подтверждение правильности и полноты уплаты налогов) может осуществляться по требованию налоговых органов в случаях, когда возникают сомнения по суммам начисленных либо уплаченных налогов (например, налогоплательщиком в платежном поручении не указан код бюджетной классификации, период, за который производится уплата налога и т.п.).
Акт сверки может оформляться и в тех случаях, когда налогоплательщик требует возврата (возмещения) налога. В этой ситуации таким актом подтверждается либо факт переплаты в бюджет сумм налога, либо величина налога, причитающегося к возмещению.
Например, необходимость проведения сверки по излишне уплаченным экологическим налогам (плата за загрязнение окружающей природной среды) была установлена письмом Управления МНС по г.Москве от 27 августа 2002 г. N 22-08/3-39697 "О порядке возврата сумм переплаты в экологические фонды".
В настоящее время общий порядок проведения подобных сверок разъяснен в приказе МНС РФ от 5 августа 2002 г. N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов".
Причем, при поступлении от налогоплательщика заявления о возврате излишне уплаченного налога (налога к возмещению) налоговый орган обязан вначале самостоятельно проверить соответствие указанных в заявлении сумм переплаты с начисленными и уплаченными суммами налога в карточках лицевых счетов (с учетом начисленных и уплаченных сумм пеней, процентов и налоговых санкций). И только в случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме переплаты копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и предложением провести выверку (сверку) расчетов с бюджетом. По результатам такой выверки оформляется акт по форме N 23.
Одновременно с этими положениями, вышеуказанным приказом МНС РФ вменено в обязанность всех налогоплательщиков регулярное проведение сверок с налоговыми органами (для крупнейших налогоплательщиков - ежеквартально, для прочих - ежегодно).
В данной ситуации еще раз следует обратить внимание на противоречие подобного требования действующему налоговому законодательству, которое предусматривает обязанность проведения выверки расчетов не для всех налогоплательщиков, а только в случаях расхождения данных налогоплательщика с данными налоговых органов и в иных ситуациях, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Кроме того, сам порядок проведения ежегодной сверки, определенный указанным выше приказом МНС РФ, предусматривает составление акта такой сверки самими "налоговиками". После этого акт сверки с данными налогового органа направляется всем налогоплательщикам, которым одновременно назначается время приема для подписания акта или предоставления своих возражений по данному документу.
В случае неявки налогоплательщика в установленный срок (и соответственно непредставления акта сверки) к нему может быть применена санкция за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (пункт 1 статьи 126 части первой НК РФ).
Таким образом, ваш территориальный налоговый орган не имеет права применить к вам налоговые санкции за непредставление акта сверки, так как сам нарушил порядок ее проведения, установленный приказом МНС РФ (своевременно не направил в ваш адрес экземпляр акта и не установил время приема по данному вопросу).
1 мая 2003 г.
"Консультант бухгалтера", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru