Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами"

2. К плательщикам платы за пользование водными объектами относятся:

2.1. При заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод: промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно-коммунального хозяйства; организации по водоснабжению сельского населения и (или) сельскохозяйственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, при осуществлении непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта; прочие организации и предприниматели.

2.2. При сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты (включая сброс дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике): промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; организации по отводу хозяйственно-бытовых стоков от сельского населения и (или) сточных вод от сельскохозяйственных организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм и комплексов, включая птицефермы и птицефабрики; садоводческие и огороднические объединения граждан; сельскохозяйственные организации и предприниматели (включая сброс сточных вод с орошаемых земель); бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно-коммунального хозяйства; прочие организации и предприниматели.

2.3. При пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод: организации, имеющие на своем балансе гидроэлектростанцию и осуществляющие выработку электроэнергии; организации, занимающиеся сплавом древесины без судовой тяги (в кошелях и плотах); организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для добычи полезных ископаемых, в том числе торфа, сапропеля и лечебных грязей; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для осуществления строительных, буровых, ремонтных и изыскательских работ в водном объекте (кроме водоохранных), эксплуатации надводных и подводных объектов, установок, сооружений, коммуникаций, зданий и оборудования (кроме сооружений и объектов для защиты от вредного воздействия вод), извлечения затонувшей древесины, если это не связано с охраной водного объекта, создания искусственных территорий намывом или засыпкой водного объекта; организации и предприниматели, использующие акваторию водных объектов для организованной рекреации, в том числе водного туризма, спорта и купания; организации (пароходства, базы и т.д.) и предприниматели, имеющие на балансе плавательные средства и занимающие акваторию водного объекта для стоянки плавательных средств; прочие организации и предприниматели.

3. Не являются плательщиками платы за пользование водными объектами пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. При этом, в соответствии со статьей 122 Водного кодекса Российской Федерации, по таким обособленным водным объектам взимание платы осуществляется в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю.

4. По водным объектам, находящимся в особом пользовании по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, кроме обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), плата за пользование указанными объектами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" и настоящей Инструкцией.

 

II. Объект платы

 

5. Объектом платы является пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, с применением сооружений, технических средств или устройств, в целях:

осуществления забора воды из водных объектов для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно-питьевых и бытовых нужд;

удовлетворения потребности гидроэнергетики в воде;

использования акватории водных объектов для лесосплава, осуществляемого без применения судовой тяги (в плотах и кошелях), а также для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ;

осуществления сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель.

6. Не является объектом платы пользование водными объектами в целях:

забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

забора воды сельскохозяйственными организациями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лиманного орошения и обводнения пастбищ), централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также садоводческих и огороднических объединений граждан. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года;

забора воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, осуществляемого Министерством природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) совместно со специально уполномоченными государственными органами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 г. N 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", государственных научных исследований, геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства;

осуществления организованной рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, находящимися в государственной и муниципальной собственности, а также учреждениями и организациями, предназначенными для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей, финансируемыми за счет средств соответствующих бюджетов или профсоюзов;

забора воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;

проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

использования водных объектов для размещения и строительства отдельно стоящих гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения (плотины, шлюзы и т.п.);

строительства (реконструкции) осушительных систем на участках низовых болот (водноболотные угодья);

сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике.

 

III. Платежная база

 

7. Платежная база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:

а) объем воды, забранной из водного объекта;

б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды, в том числе:

для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций, - количество вырабатываемой электроэнергии;

для плательщиков, осуществляющих сплав леса, - объем сплавляемой без применения судовой тяги (в плотах и кошелях) древесины;

в) площадь акватории используемых водных объектов;

г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

 

IV. Ставки платы

 

8. В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам" утверждены минимальные и максимальные ставки платы, которые приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции.

9. Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов, по которым производится определение сумм платы, подлежащей взносу в бюджет, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются в размере, не превышающем 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

10. Размер ставок платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, составляет 30 процентов от ставок платы, устанавливаемых законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.

11. При заборе воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сбросе сточных вод сверх установленных лимитов (месячных или годовых) ставки платы для плательщика в части такого превышения увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в отношении пользования водными объектами в целях забора воды и сброса сточных вод.

12. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Настоящее положение не может служить основанием для освобождения плательщика, осуществляющего пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения), от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

 

V. Льготы по плате

 

13. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

VI. Порядок определения суммы платы, ее отнесение и сроки уплаты

 

14. Сумма платы по итогам каждого отчетного периода определяется плательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок платы и платежной базы, определяемых в соответствии с разделами III и IV настоящей Инструкции с учетом льгот, предусмотренных разделом V.

Сумма платы за пользование водными объектами определяется в следующем порядке:

14.1. При заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов для:

плательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, добычу драгоценных металлов, в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод - как сумму произведения фактического объема забора воды и (или) сброса сточных вод на ставки платы в размере 30 процентов от ставок платы, установленных законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков, и произведения объема забора воды для нетехнологических нужд на ставку платы, установленную законом субъекта Российской Федерации для категорий плательщиков;

плательщиков, забирающих воду для водоснабжения населения и других нужд - как сумму произведения фактического объема забора воды для водоснабжения населения, включая и сверхлимитный забор воды, на установленную Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" ставку платы в размере не свыше 30,0 рубля за одну тысячу кубических метров забранной воды и произведения фактических объемов забора воды для других нужд и сброса сточных вод на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы для категорий плательщиков;

остальных плательщиков - как произведение объема фактического объема забора и (или) фактического объема сброса сточных вод на установленную законом субъекта Российской Федерации ставку платы.

14.2. При заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов сумма платы определяется как сумма произведения фактических объемов забора воды и (или) сброса сточных вод в пределах установленных лимитов на установленные законом субъекта Российской Федерации ставки платы и произведения разницы между фактическими объемами забора воды и (или) сброса сточных вод и установленными лимитами на увеличенные в пять раз ставки платы, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации без учета предоставленных льгот.

14.3. Сумма платы за пользование водными объектами без изъятия водных ресурсов определяется как произведение фактических показателей соответствующего вида пользования водным объектом на установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставки платы.

Учитывая, что при использовании акватории водных объектов для лесосплава ставка платы устанавливается на каждые 100 километров сплава, сумма платы определяется как произведение объема сплавляемой древесины на установленную законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставку платы и на расстояние сплава леса, деленного на 100.

Для плательщиков, осуществляющих добычу полезных ископаемых, размещение объектов организованной рекреации, плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, а также проведение буровых, строительных и иных работ, в том числе плательщиков, указанных в подпункте 14.1. настоящего раздела, ставки платы устанавливаются в тысячах рублей в год за один квадратный километр площади использования акватории водных объектов. При этом сумма платы в расчете на отчетный период определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25.

14.4. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) сумма платы для таких плательщиков определяется как сумма произведений фактических объемов по каждому виду пользования водными объектами на увеличенные в пять раз ставки платы по категориям плательщиков, установленные законом субъекта Российской Федерации.

Сумма платы в федеральный бюджет определяется в размере 40 процентов от произведения фактических объемов пользования водными объектами на ставки платы без учета льгот, установленных для отдельных категорий плательщиков законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

Сумма платы в федеральный бюджет за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, определяется в размере 40 процентов от произведения фактических объемов забора воды для водоснабжения населения на ставку платы, установленную Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" в размере 30,0 рублей за одну тысячу кубических метров забранной воды.

15. Установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод. До получения в установленном порядке лицензий (разрешений) на водопользование (установления лимитов по каждому водному объекту, виду водопользования, использования забираемых вод) и представления их водопользователями налоговым органам весь объем водопользования рассматривается как безлицензионный.

Расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или) сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов.

16. Исчисление платы за пользование водными объектами в целях забора воды производится организациями и предпринимателями, имеющими водозабор на водном объекте.

Объем воды, забранной из поверхностных водных объектов, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых водопользователем в журнале первичного учета использования воды по состоянию на 1 число каждого месяца. На предприятиях, не имеющих водоизмерительных приборов, объем забранной воды по согласованию с территориальным органом МПР России временно, до установления приборов, может определяться как объем установленных лимитов водоснабжения, а также на основании учета времени работы технологического оборудования, объема выпускаемой продукции и норм водопотребления, по времени работы и производительности насосов или по суммарному расходу электроэнергии, либо другими косвенными методами.

В случаях, когда водопользователь осуществляет забор воды не только для удовлетворения собственных нужд, но и для передачи другим водопотребителям, он вносит плату за весь объем, включая воду, переданную своим абонентам.

17. Объем сброса сточных вод (производственных и хозяйственно-бытовых), стоков животноводческих комплексов и ферм, рудничных и шахтных вод, сбросов из рыбоводных прудов, дренажных вод оросительных и осушительных систем и других видов стоков определяется на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета. При отсутствии измерительных приборов, объем сточных вод и стоков определяется по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, по расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.

При сбросе в водный объект сточных вод плательщик вносит плату за весь объем, включая сточные воды, принятые от своих абонентов, в том числе принятые в систему канализации от других абонентов.

В случае сброса дренажных, шахтных и карьерных вод для подтверждения их качества (объемов вод, концентрация вредных веществ в которых превышает (не превышает) концентрацию таких веществ в водоприемнике), плательщику необходимо не реже одного раза в квартал представлять в налоговый орган необходимые документы о качестве указанных сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике.

Для плательщиков, осуществляющих эксплуатацию гидроэлектростанций или сплав леса, объем произведенной электроэнергии или сплавляемой древесины без судовой тяги определяется по данным первичного учета.

18. По плательщикам, использующим акваторию водных объектов, площадь используемой акватории водного объекта определяется по данным лицензии (договора) и материалам проектной документации на сооружение.

19. Суммы платы за пользование водными объектами включатся в себестоимость продукции (работ, услуг).

20. Внесение плательщиком платы по итогам каждого отчетного периода производится не позднее 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию, форма которой приведена в приложении N 2 к настоящей Инструкции, с приложением расчетов по каждому виду использования забираемых вод при условии установления в связи с этим по ним разных ставок платы, а по месту пользования водными объектами - копии налоговой декларации.

Учет поступлений платы за пользование водными объектами по каждому водопользователю-плательщику ведется отдельно на карточках лицевых счетов по уровням бюджетов. Карточки лицевых счетов ведутся налоговыми органами по месту регистрации плательщика и месту пользования водными объектами. При этом по месту регистрации плательщика в лицевом счете отражаются суммы платы по федеральному бюджету, а по месту пользования - суммы платы по бюджетам субъекта Российской Федерации и местным бюджетам.

21. Отчетным периодом, за который взимается плата за пользование водными объектами, является:

для предпринимателей, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, - каждый календарный квартал;

для остальных плательщиков, - каждый календарный месяц.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

22. Сроки представления налоговых деклараций, а соответственно и сроки внесения платы, приходящиеся на выходной (нерабочий) или праздничный день, переносятся на первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

 

VII. Порядок зачисления платы

 

23. Суммы платы зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении:

40 процентов - федеральный бюджет;

60 процентов - бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся водные объекты.

При пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Российской Федерации, часть суммы платы, направляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации плательщика с последующим их распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется водопользование (на территории которых находятся такие водные объекты). При этом доля поступлений сумм платы в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации определяется бассейновыми соглашениями между субъектами Российской Федерации или соглашением между законодательными (исполнительными) органами власти субъектов Российской Федерации.

24. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.

 

VIII. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов

 

25. Ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения в бюджет платы за пользование водными объектами возлагается на плательщиков и их должностных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации.

26. Контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью внесения платы осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. "О Государственной налоговой службе РСФСР" (с изменениями и дополнениями) и иными законодательными актами Российской Федерации.

27. Контроль за достоверностью исходных данных расчетов платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 716 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов" соответствующими органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации и других министерств и ведомств в пределах их компетенции.

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 1998 г.

Регистрационный N 1599

 


Инструкция Госналогслужбы РФ от 12 августа 1998 г. N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами"


Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 сентября 1998 г.

Регистрационный N 1599


Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования


Текст Инструкции опубликован в газете "Финансовая Россия" от 17 - 23 сентября 1998 г., N 34, в газете "Экономика и жизнь", сентябрь 1998 г., N 37, в "Финансовой газете", сентябрь 1998 г., N 38, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 1 октября 1998 г., N 19, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 21 сентября 1998 г., N 24, в журнале "Налоговый вестник", 1998 г., N 11, в журнале "Экспресс-Закон", ноябрь 1998 г., N 45-46, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1998 г., N 12, в журнале "Экспресс-Закон", июнь 1999 г., N 23, в газете "Налоги", апрель 2002 г., N 14


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Приказ МНС РФ от 15 февраля 2002 г. N БГ-3-21/71

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Приказ МНС РФ от 13 апреля 1999 г. N ГБ-3-04/95

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа


Открыть документ в системе ГАРАНТ