Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Организация и проведение призыва граждан на военную службу
Порядок планирования призыва граждан на военную службу
30. В целях качественного проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу, в Генеральном штабе, штабах военных округов, военных комиссариатах субъектов Российской Федерации и районов организуется с должностными лицами штабов военных округов и военных комиссариатов изучение нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба, регламентирующих проведение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва граждан на военную службу, а также опыта проведения этой работы в соответствующих регионах.
При этом в течение календарного года проводятся:
а) один раз в год (в марте):
при Генеральном штабе - 2-дневные инструкторско-методические сборы с начальниками отделов призыва и подготовки граждан к военной службе организационно-мобилизационных управлений штабов военных округов и председателями военно-врачебных комиссий военных округов. Программа и сроки проведения сборов утверждаются начальником Генерального штаба;
б) перед началом каждого очередного призыва граждан на военную службу:
при штабе военного округа - 1 - 2-дневные инструкторско-методические сборы с председателями призывных комиссий субъектов Российской Федерации (по согласованию), военными комиссарами субъектов Российской Федерации, их заместителями по призыву, председателями военно-врачебных комиссий военных комиссариатов субъектов Российской Федерации. Программа и сроки проведения сборов утверждаются начальником штаба военного округа;
при военном комиссариате субъекта Российской Федерации - 2 - 3-дневные инструкторско-методические сборы с председателями призывных комиссий районов (по согласованию), военными комиссарами районов, начальниками 2 отделений военных комиссариатов районов и врачами, руководящими работой по медицинскому освидетельствованию призывников, командованием сборного пункта. Программа и сроки проведения сборов утверждаются главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
при военном комиссариате района - 1-дневные инструкторско-методические сборы с членами призывной комиссии, врачами-специалистами, привлекаемыми для медицинского освидетельствования призывников, техническими работниками и лицами обслуживающего персонала, привлекаемыми для работы на призывных пунктах. План и сроки проведения сборов утверждаются главой органа местного самоуправления.
31. Штаб военного округа:
а) до 20 марта (до 20 сентября) разрабатывает и определяет:
мероприятия по оказанию методической помощи в подготовке членов призывных комиссий, призывных комиссий субъектов Российской Федерации, врачей-специалистов, участвующих в медицинском освидетельствовании и осмотре призывников;
мероприятия по контролю и оказанию помощи военным комиссариатам в проведении призыва граждан на военную службу и отправки их к месту прохождения военной службы;
создание нештатной оперативной группы военного округа для руководства и контроля за проведением отправок граждан, призванных на военную службу, и за выполнением их перевозок к месту прохождения военной службы;
порядок финансирования и материального обеспечения мероприятий по призыву граждан на военную службу;
порядок и сроки проведения инструктажа личного состава, назначаемого для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы;
порядок привлечения врачей-специалистов военно-медицинских учреждений и других специалистов управления военного округа для оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, военным комиссариатам в проведении мероприятий по призыву граждан на военную службу;
мероприятия по воспитательной и культурно-массовой работе в период призыва граждан на военную службу;
обобщает и анализирует данные о наличии и качественном составе призывных ресурсов за субъекты Российской Федерации, на территории которых дислоцируются войска военного округа;
б) в 7-дневный срок после доведения Генеральным штабом обязательной нормы призыва граждан на военную службу за все субъекты Российской Федерации, на территории которых дислоцированы войска военного округа, штаб военного округа разрабатывает и утверждает у командующего войсками военного округа план проведения призыва граждан на военную службу (форма N 1).
32. Военный комиссариат субъекта Российской Федерации:
а) до 5 марта (5 сентября) разрабатывает и определяет:
порядок подбора, согласования и утверждения основного и резервного составов призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
мероприятия по воспитательной и культурно-массовой работе, проводимой в субъекте Российской Федерации и на сборном пункте в период призыва граждан на военную службу;
порядок и сроки проведения инструкторско-методических сборов;
порядок контроля и оказания помощи военным комиссариатам районов в проведении мероприятий по призыву граждан на военную службу;
порядок и сроки создания временного штаба администрации сборного пункта;
б) до 10 марта (10 сентября) готовит и представляет на рассмотрение главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проект решения о проведении призыва граждан на военную службу, в котором предусматривается:
утверждение основного и резервного составов призывной комиссии субъекта Российской Федерации;
расчет выделения организациями необходимого количества технических работников, обслуживающего персонала и транспорта;
выделение для сборного пункта оборудованных территорий и помещений, отвечающих установленным требованиям, медикаментов, медицинского оборудования, инструментария и имущества;
перечень медицинских учреждений, в которые будут направляться лица, нуждающиеся в стационарном (амбулаторном) медицинском обследовании (лечении), и порядок привлечения к медицинскому освидетельствованию призывников врачей-специалистов, недостающих в районах.
Решение доводится до военных комиссариатов районов;
в) до 25 марта (25 сентября) обобщает и анализирует сводные данные о наличии и качественном составе призывных ресурсов в субъекте Российской Федерации;
в 5-дневный срок после доведения штабом военного округа обязательной нормы призыва граждан на военную службу в субъекте Российской Федерации разрабатывает и утверждает у главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации план проведения призыва граждан на военную службу (форма N 3).
33. Военный комиссариат района:
а) до 1 марта (1 сентября) разрабатывает и определяет:
порядок подбора, согласования и утверждения основного и резервного составов призывной комиссии района;
порядок оповещения и сроки вызова граждан для прохождения призывной комиссии;
мероприятия по воспитательной и культурно-массовой работе, проводимой в районе и на призывном пункте в период призыва;
сроки проведения инструктажа лиц, привлекаемых для обеспечения работы призывной комиссии;
б) до 10 марта (10 сентября) готовит и представляет на рассмотрение главы органа местного самоуправления проект решения о проведении призыва граждан на военную службу, в котором предусматриваются:
утверждение основного и резервного составов призывной комиссии;
проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и обследованию;
расчет выделения организациями необходимого количества технических работников, обслуживающего персонала и транспорта;
обеспечение военного комиссариата на период проведения призыва граждан на военную службу оборудованными территориями и помещениями, отвечающими установленным требованиям для проведения этой работы, медикаментами, медицинским оборудованием, инструментарием, имуществом;
порядок доставки организациями на призывной пункт граждан, подлежащих призыву на военную службу;
меры, необходимые для обеспечения своевременной явки граждан в военный комиссариат для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу;
обеспечение органами внутренних дел розыска граждан, не являющихся по вызову военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу;
в) до 15 марта (15 сентября) истребует на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу:
от психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных, кожно-венерологических и других диспансеров (кабинетов) - списки лиц, состоящих на учете; от других медицинских учреждений - списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья граждан;
от учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы - сведения о лицах, признанных инвалидами, а также медицинские документы, послужившие основанием для признания их инвалидами;
от школ (интернатов) для слабовидящих, слабослышащих, глухонемых, вспомогательных школ для умственно отсталых, а также учреждений для трудновоспитуемых детей - медико-педагогические характеристики и медицинские документы, характеризующие их состояние здоровья;
от органов внутренних дел - списки лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности, состоявших и состоящих на учете за правонарушения, бродяжничество, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и медицинских препаратов в немедицинских целях, а также сведения о лицах, получивших гражданство Российской Федерации;
от органов дознания и предварительного следствия - списки лиц, в отношении которых возбуждались или возбуждены уголовные дела;
от федеральных судов - списки лиц, в отношении которых возбуждены или прекращены уголовные дела, а также осужденных за совершение преступления;
от органов записи актов гражданского состояния - сведения о гражданах, переменивших фамилию, имя, отчество, умерших в текущем году;
от органов по вопросам занятости (профориентации) населения - сведения о психологических качествах лиц, получивших профессиональные консультации;
г) до 20 марта (20 сентября) уточняет наличие и качественный состав граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, и сведения об этом по образцу раздела 1 плана проведения призыва граждан на военную службу (форма N 5) представляет в военный комиссариат субъекта Российской Федерации;
д) в 3-дневный срок после доведения военным комиссариатом субъекта Российской Федерации обязательного задания на призыв граждан на военную службу в районе разрабатывает и утверждает у главы органа местного самоуправления района план проведения призыва граждан на военную службу (форма N 5).
Организация работы призывной комиссии района
34. Для осуществления призыва граждан на военную службу решением главы органа местного самоуправления создается призывная комиссия.
На случай отсутствия по болезни или по другим уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывной комиссии определяется резервный состав членов призывной комиссии.
При обслуживании военным комиссариатом района нескольких административно-территориальных образований призывная комиссия создается в каждом из этих образований. Военный комиссар района обязан участвовать в заседаниях каждой такой призывной комиссии в течение всего срока ее работы в качестве заместителя председателя комиссии. В этом случае военным комиссариатом района по согласованию с главами органов местного самоуправления разрабатывается график очередности работы призывных комиссий.
35. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, производится повестками военного комиссариата района (форма N 22).
Вручение гражданам, подлежащим призыву на военную службу, повесток военного комиссариата производится через руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, руководителей и должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, должностных лиц органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или непосредственно этим гражданам, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки на заседание призывной комиссии. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту прохождения военной службы. График работы призывной комиссии разрабатывается военным комиссаром и утверждается главой органа местного самоуправления.
После проведения оповещения граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, но не позднее 30 марта (30 сентября), в военном комиссариате разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.
36. Граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе соответствующие документы (Типовой порядок организации работы призывного пункта в ходе проведения призыва граждан на военную службу приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции).
37. Медицинское освидетельствование граждан при призыве на военную службу проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе и Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
38. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами при их призыве на военную службу проводятся в соответствии с руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации.
39. В отношении граждан, годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, не имеющих права на отсрочку и освобождение от призыва на военную службу, военный комиссар вносит в призывную комиссию предложения о предназначении граждан, призываемых на военную службу, для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям с учетом следующих требований:
призывники, обладающие высокими морально-деловыми качествами, имеющие среднее (полное) общее, начальное и среднее профессиональное образование, дисциплинированные, инициативные и физически развитые подлежат направлению в режимные воинские части и учебные воинские части для подготовки сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов в пределах имеющихся заданий на призыв. Для подготовки солдат-специалистов разрешается направлять в учебные воинские части призывников, имеющих основное общее образование и отнесенных к 1 и 2 категориям профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях;
призывники, окончившие образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования и отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, направляются в учебные воинские части для подготовки из их числа сержантов (старшин) и солдат (матросов)-специалистов по военно-учетным специальностям, родственным полученной ими специальности, в пределах имеющихся заданий на призыв;
в режимные и учебные воинские части не направляются лица, имеющие неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, а в учебные воинские части - отнесенные к IV категории профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях;
призывники, окончившие образовательные учреждения начального или среднего профессионального образования и не отвечающие требованиям подготовки в учебных воинских частях, а также окончившие образовательные учреждения высшего профессионального образования, предназначаются в линейные воинские части, как правило, на должности, родственные полученной ими специальности;
призывники, имеющие специальности, родственные военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, направляются на укомплектование воинских должностей преимущественно с учетом полученной ими подготовки;
для соединений и воинских частей (кораблей), имеющих почетные наименования, по возможности предназначаются призывники из числа проживающих в населенных пунктах и районах, наименования которых носят эти соединения и воинские части (корабли), в пределах имеющегося задания на призыв;
братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения военной службы в одну воинскую часть;
призывники, проживающие на Камчатке, Чукотке, Сахалине и на побережье Охотского и Японского морей, если они по состоянию здоровья и другим требованиям годны для службы в Военно-Морском Флоте, предназначаются, как правило, в воинские части и на корабли Тихоокеанского флота, проживающие в Мурманской и Архангельской областях - в воинские части и на корабли Северного флота, проживающие в Калининградской области - в воинские части и на корабли Балтийского флота;
призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности направляются для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные вблизи места их проживания, в соответствии с имеющимся заданием на призыв граждан на военную службу;
призывники, окончившие образовательные учреждения служб Морского и Речного флота Министерства транспорта Российской Федерации, при призыве на военную службу предназначаются для прохождения военной службы в воинские части и на корабли Военно-Морского Флота;
призывники, подготовленные по военно-учетным специальностям в образовательных учреждениях Российской оборонной спортивно-технической организации (далее именуется - РОСТО), начального и среднего профессионального образования, должны распределяться строго в соответствии с полученной военно-учетной специальностью и имеющимся заданием на призыв;
при предназначении водителей автомобилей необходимо учитывать уровень их профессиональной подготовки и особенности эксплуатации автотранспорта в соответствующих регионах. Наиболее подготовленные водители отбираются и направляются в первую очередь в автомобильные воинские части и подразделения, постоянно занятые подвозом материальных средств и перевозкой личного состава;
порядок направления в воинские части и учреждения отдельных категорий призывников, в том числе имеющих дефицитные специальности, определяется Генеральным штабом.
40. Решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу, или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов и в порядке, изложенном в приложении N 3.
41. Решение призывной комиссии заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии (форма N 23). В конце рабочего дня протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
В удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, секретарем призывной комиссии делается соответствующая отметка, которая подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью военного комиссариата. При этом призывнику назначается срок явки в военный комиссариат с вручением ему под личную подпись:
повестки no форме N 24 - в отношении которого принято решение о призыве на военную службу - для отправки к месту прохождения военной службы;
повестки по форме N 22 - которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу - для повторного прохождения призывной комиссии по окончании срока действия этой отсрочки;
направления no форме N 16 - направленному на стационарное или амбулаторное медицинское обследование (лечение) - для повторного медицинского освидетельствования и прохождения призывной комиссии после предполагаемого срока завершения этого обследования (лечения);
повестки по форме N 22 - ограниченно годному к военной службе и зачисленному в запас, не годному к военной службе и освобожденному от исполнения воинской обязанности - для получения военного билета.
Организация отправки призывников на сборный пункт
42. Накануне отправки призывников на сборный пункт военный комиссариат района обязан:
подготовить на отправляемых личные дела призывников;
составить в четырех экземплярах именной список призывников, направляемых в составе команды на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы (форма N 25);
обеспечить призывников воинскими перевозочными документами на путь следования до сборного пункта и, при необходимости, продовольственно-путевыми деньгами. Возмещение расходов лицам, назначаемых из числа представителей органа местного самоуправления и военного комиссариата для сопровождения команд, до сборного пункта и обратно, производится в порядке, определенном для лиц, направляемых в служебную командировку.
В день отправки призывников на сборный пункт проверяется полнота их явки, они опрашиваются о состоянии здоровья, а также проверяется наличие:
паспорта;
удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
соответствующих удостоверений о военно-учетных специальностях, полученных в образовательных учреждениях РОСТО, начального и среднего профессионального образования;
водительского удостоверения - у водителей транспортных средств;
исправной одежды и обуви (по сезону).
У призывников, отправляемых на сборный пункт, изымаются удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и под личную подпись выдаются военные билеты. Если по каким-либо причинам отправка призывника не состоялась, удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с произведенной в нем соответствующей отметкой возвращается владельцу, а военный билет у него изымается, о чем производится запись в учетной карте призывника.
В случае неявки призывника для отправки в войска военный комиссар района в именном списке на команду делает отметку о причине его неявки за своей подписью и заверяет ее гербовой печатью военного комиссариата. Принимаются меры к полному укомплектованию команды, отправляемой на сборный пункт.
Старшему из числа сопровождающих команду призывников военный комиссар вручает под роспись:
три экземпляра именного списка призывников по форме N 25. Первый и второй экземпляры данного списка предназначены для передачи начальнику сборного пункта, a третий, на котором начальник сборного пункта расписывается в приеме команды (с указанием количества принятых граждан) и который заверяет гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации, возвращается в военный комиссариат района с сопровождающим команды. В последующем второй экземпляр списка в день отправки команды со сборного пункта к месту прохождения военной службы возвращается в военный комиссариат района с отметками против каждой фамилии отправленных: когда (число, месяц и год) и каким воинским эшелоном (командой) призывник отправлен в войска (на флот). Этот экземпляр списка подписывается начальником сборного пункта и заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Возвращенный со сборного пункта в военный комиссариат района второй экземпляр списка учитывается по журналу входящих документов. На основании данных списка в соответствующей графе учетно-алфавитной книги против фамилии каждого отправленного призывника делается отметка: "Отправлен "__"____ __ г. воинским эшелоном (командой) N _____", после чего этот экземпляр списка подшивается и хранится вместе с третьим экземпляром в деле военного комиссариата района в течение 5 лет. Первый экземпляр списка с отметками, когда и каким воинским эшелоном (командой) отправлены лица, внесенные в список, подшивается в дело военного комиссариата субъекта Российской Федерации и хранится в течение 5 лет;
личные дела призывников (по истечении срока надобности, но не позднее двух недель по завершении всех отправок со сборного пункта, личные дела призывников возвращаются в военные комиссариаты районов);
учетно-послужные карточки;
карты профессионального психологического отбора;
карты медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Прибытие призывников на сборный пункт предусматривается за 2 суток до отправки их к месту прохождения военной службы.
Организация работы сборного пункта
43. Отправка граждан, призванных на военную службу, производится со сборных пунктов, создаваемых решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
44. Ha сборном пункте следует предусмотреть:
помещения для размещения призывников, прибывших из военных комиссариатов районов и подлежащих отправке к месту прохождения военной службы;
помещения для санитарной обработки (баня, душ) прибывших призывников;
помещение для проведения воспитательной и культурно-массовой работы с призывниками;
кабинеты для проведения медицинского осмотра из расчета по одному кабинету на каждого врача-специалиста;
помещение (место) для флюорографической установки;
помещение для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
помещение для отделения формирования воинских эшелонов (команд);
помещения для размещения личного состава, прибывшего для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы;
пункт питания, буфеты, оборудованные места для продажи товаров первой необходимости;
санитарный пропускник с дезинфекционными камерами, изолятор на два вида инфекционных заболеваний, санитарные узлы;
места для построения призывников и проведения с ними строевых и спортивных занятий;
помещение для проведения мероприятий дактилоскопической регистрации призывников.
Кроме того, на сборном пункте должны предусматриваться места для размещения командования сборного пункта, дежурной службы и других лиц, назначаемых для поддержания порядка и дисциплины.
45. Для работы на сборном пункте органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации совместно с военным комиссариатом субъекта Российской Федерации создается временный штаб администрации сборного пункта в следующем составе:
а) командование:
начальник сборного пункта;
два его заместителя (по воспитательной работе и хозяйственной части);
б) медицинское отделение:
начальник отделения - председатель военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации или лицо, его замещающее;
врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, дерматовенеролог, при необходимости врачи других специальностей, численностью, обеспечивающей работу сборного пункта;
медицинские сестры - по одной на каждого врача-специалиста;
рентгенотехник;
младший медицинский персонал;
в) отделение формирования:
начальник отделения;
помощники начальника отделения (с учетом загрузки пункта);
2-3 машинистки (оператора персонального компьютера);
посыльные;
г) комендантское отделение:
комендант сборного пункта;
дежурные помощники коменданта;
патрульные.
Функциональные обязанности должностных лиц сборного пункта утверждаются заместителем военного комиссара субъекта Российской Федерации.
46. Ha сборном пункте проводятся:
прием от сопровождающих должностных лиц призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, по именным спискам (форма N 25). О лицах, не доставленных на сборный пункт, из числа включенных в указанные списки, во всех экземплярах списков в установленном порядке делается отметка с указанием причины неявки;
простановка, при необходимости, в графе 17 учетно-послужной карточки номеров военно-учетных специальностей и кодов воинских должностей, по которым необходимо подготовить граждан во время прохождения военной службы. Производство в графе 24 карточки и разделе VII "Особые отметки" военного билета записи: "Отправлен к месту прохождения военной службы "___" _________ г.", которая заверяется начальником сборного пункта и гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации;
медицинский осмотр призывников, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, врачами-специалистами (хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом и, при необходимости, врачами других специальностей). Лабораторные и инструментальные исследования, а также санитарная обработка призывников с дезинфекцией их белья, одежды и обуви проводятся по показаниям;
проверка правильности оформления карт профессионального психологического отбора, обоснованности и достоверности содержащихся в них заключений о профессиональной пригодности призывников к подготовке и службе на конкретных воинских должностях;
проведение в установленном порядке мероприятий и составление учетных документов дактилоскопической регистрации призывников;
распределение совместно с начальником воинского эшелона граждан, подлежащих отправке к месту прохождения военной службы, по командам, а в них - по ротам, взводам, отделениям и передача их представителям войск (сил);
передача начальнику воинского эшелона (команды) по именному списку граждан, призванных на военную службу, отправляемых воинским эшелоном (командой) со сборного пункта (форма N 27). Именной список составляется на каждый отправляемый воинский эшелон (команду) в трех экземплярах, первый и второй экземпляры вместе с учетно-послужными карточками, картами медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и картами профессионального психологического отбора вручаются начальником сборного пункта начальнику воинского эшелона (команды), а третий экземпляр списка с распиской начальника воинского эшелона (команды) о приеме граждан, призванных на военную службу, отправляемых в составе воинского эшелона (команды) к месту прохождения военной службы, остается в военном комиссариате субъекта Российской Федерации.
47. Bo время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка в порядке, определяемом положением о продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время, принятым в установленном порядке, для военнослужащих, следующих в составе воинского эшелона.
48. Возвращать со сборных пунктов в военные комиссариаты районов призывников, годных, в том числе с незначительными ограничениями, к военной службе по состоянию здоровья, не имеющих права на отсрочку и освобождение от призыва, запрещается.
49. С призывниками на сборном пункте проводится воспитательная и культурно-массовая работа. При этом предусматривается проведение лекций и бесед об истории России, ее Вооруженных Силах и их боевых традициях, о военной присяге, об основных положениях общевоинских уставов, о порядке прохождения военной службы, о правах и обязанностях военнослужащих, о льготах для граждан, проходящих военную службу, и их семьям, о правилах поведения в пути следования.
Организуются встречи с ветеранами войны и труда, военнослужащими, образцово выполняющими воинский долг, просмотр кинофильмов, телепрограмм, другие культурно-массовые мероприятия, а также проводится разъяснительная работа с родителями граждан, призванных на военную службу.
Воспитательная и культурно-массовая работа на сборном пункте организуется и ведется с участием представителей органов местного самоуправления, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юстиции, науки и культуры, общественных организаций, офицеров, пребывающих в запасе Вооруженных Сил и в отставке, и должна носить не только массовый характер, но и индивидуальную направленность.
Военные комиссариаты совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления организуют на сборных пунктах торжественные проводы граждан, призванных на военную службу, отправляемых к месту прохождения военной службы.
50. Личный состав, назначенный для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы (перечень личного состава, подлежащего выделению для сопровождения воинских эшелонов (команд), приведен в приложении N 5 к настоящей Инструкции), должен прибывать на сборный пункт не позднее чем за 2 суток до отправки воинских эшелонов (команд) с оформленной в установленном порядке доверенностью на право получения этих граждан. Доверенность приобщается к третьему экземпляру именного списка граждан, призванных на военную службу, отправляемых воинским эшелоном (командой) (форма N 27), и хранится в военном комиссариате субъекта Российской Федерации.
Указанный личный состав во время нахождения на сборном пункте подчиняется начальнику сборного пункта и обязан совместно с командованием сборного пункта участвовать в формировании воинского эшелона (команды), изучать получаемых граждан путем бесед и по личным делам призывников, проводить с ними занятия по строевой подготовке, сопровождать их для приема пищи, прохождения санитарной обработки и участвовать в других мероприятиях, предусмотренных распорядком работы сборного пункта.
Начальникам воинских эшелонов (команд) и другим лицам, прибывшим из войск для получения и сопровождения к месту прохождения военной службы граждан, призванных на военную службу, категорически запрещается предъявлять при этом какие-либо требования по отбору призывников, не предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и директивами Генерального штаба.
Начальнику воинского эшелона (команды) выдаются воинские перевозочные документы на перевозку воинского эшелона (команды) и аттестат на продовольствие.
Организация работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации
51. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации:
организует медицинский осмотр призывников перед отправкой их к месту прохождения военной службы;
организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в порядке, определенном Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу;
контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.
Решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения призывной комиссии района или утверждении ее решения об освобождении гражданина от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья заносятся в книгу протоколов заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации (форма N 28) и в конце рабочего дня подписываются председателем призывной комиссии и ее членами. Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации (раздел VI Учетной карты призывника) не позднее месячного срока по завершении призыва граждан на военную службу возвращаются в военные комиссариаты районов.
При отмене решения о призыве гражданина, доставленного на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, военному комиссару района направляется служебное письмо (форма N 29) с указанием причины, по которой они возвращены в военный комиссариат района. Такие граждане учитываются в книге учета призывников, возвращенных со сборного пункта (форма N 30). В этом случае начальником сборного пункта в первом и втором экземплярах именного списка по форме N 25 делается соответствующая отметка, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
52. Штабы военных округов оказывают помощь призывным комиссиям субъектов Российской Федерации и военным комиссариатам субъектов Российской Федерации в методическом руководстве деятельностью призывных комиссий.
Порядок планирования и проведения отправки граждан, призванных на военную службу, к месту прохождения военной службы
53. Перевозка граждан, призванных на военную службу, производится в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Наставлением по перевозкам войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом, Уставом воинских воздушных перевозок и требованиями настоящей Инструкции.
54. Распределение объемов перевозок граждан, призванных на военную службу, по видам транспорта производится Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральной службой воздушного транспорта России.
55. Планирование перевозки граждан, призванных на военную службу, осуществляется с учетом максимального использования рейсовых воздушных судов и полной загрузки специально выделяемых воздушных судов гражданской авиации.
Численность граждан, перевозимых в составе воинской команды, не должна превышать наличия посадочных мест в транспортном средстве.
56. Изменение сроков отправки воинских эшелонов (команд), а также изменение станций (портов) и аэропортов (аэродромов) их погрузки и назначения после утверждения плана перевозок без согласования с Генеральным штабом не допускается. При перевозке воздушным транспортом сроки отправки и аэродромы (аэропорты) назначения воинских команд могут быть изменены решением командира воздушного судна только по метеорологическим условиям и другим обстоятельствам, связанным с угрозой безопасности полета воздушного судна.
57. Перевозка воздушным транспортом выполняется авиарейсами по центральному и местному расписанию гражданской авиации, а также специально выделяемыми по договорам с авиационными предприятиями воздушными судами гражданской авиации.
58. Для посадки и высадки граждан, призванных на военную службу, перевозимых специально выделенными судами гражданской авиации, могут выделяться аэродромы Министерства обороны Российской Федерации. В этом случае главнокомандующие видами, командующие родами войск Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов (флотами) организуют на военных аэродромах прием и выпуск воздушных судов гражданской авиации, их аэродромно-техническое обеспечение, заправку топливом, отдых и питание экипажей, готовят аэродромы к круглосуточному приему и выпуску воздушных судов. Главный штаб Военно-воздушных сил и Центральное управление военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации согласовывают с авиационными предприятиями гражданской авиации перечень аэродромов Министерства обороны Российской Федерации, необходимых для перевозок граждан, призванных на военную службу.
59. В отдельных случаях для перевозок граждан, призванных на военную службу, выделяются военно-транспортные самолеты (вертолеты) Военно-воздушных сил. При выполнении перевозок самолетами (вертолетами) Военно-воздушных сил, как правило, используются аэродромы Министерства обороны Российской Федерации. Для обеспечения перевозок граждан военно-транспортными самолетами (вертолетами) главнокомандующие видами Вооруженных Сил, командующие войсками военных округов (флотами), штаб Тыла Вооруженных Сил организуют на военных аэродромах прием и выпуск самолетов (вертолетов) Военно-воздушных сил, их аэродромно-техническое обеспечение, заправку топливом, отдых и питание экипажей, готовят аэродромы к круглосуточному приему и выпуску самолетов (вертолетов), а также обеспечение аэродромов необходимыми запасами авиатоплива для выполнения самолетами (вертолетами) Военно-воздушных сил перевозок граждан, призванных на военную службу, по утвержденному плану перевозок.
60. Штабы военных округов, из которых отправляются граждане, призванные на военную службу, по получении заявок от главных штабов видов Вооруженных Сил, штабов военных округов, получающих пополнение, штаба Воздушно-десантных войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командиров воинских частей и начальников учреждений, органов управлений других войск, воинских формирований и органов на их подачу в войска (силы):
в порядке и в сроки, определяемые Генеральным штабом и настоящей Инструкцией, составляют заявки на перевозку граждан, призванных на военную службу, и представляют их в Центральное управление военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации и в копии в Генеральный штаб (ГОМУ) не позднее чем за 30 суток до начала перевозок;
с учетом установленных Генеральным штабом сроков отправки граждан, призванных на военную службу, разрабатывают план отправки граждан, призванных на военную службу, в войска (силы), выписки из которого доводят до глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации через военные комиссариаты субъектов Российской Федерации;
не позднее чем за 10 суток до начала отправки воинских эшелонов (команд) доводят до главных штабов видов и штабов родов войск Вооруженных Сил, штабов военных округов, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командиров воинских частей и начальников учреждений, органов управлений других войск, воинских формирований и органов, получающих граждан, призванных на военную службу, выписки из плана отправки, в которых указывается, для каких войск (сил) и сколько их будет направлено, на какие сборные пункты и к какому сроку командировать личный состав для их приема и сопровождения.
61. Военный комиссариат субъекта Российской Федерации на основании полученной из штаба военного округа выписки из плана отправки граждан, призванных на военную службу, разрабатывает план отправки граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта, который утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Выписки из плана доводятся до глав местного самоуправления через военные комиссариаты районов.
62. Военный комиссар района на основании полученной из военного комиссариата субъекта Российской Федерации выписки из плана отправки граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта разрабатывает график отправки призывников на сборный пункт, который утверждается главой органа местного самоуправления.
63. Выписки из плана межокружных перевозок с указанием номеров воинских эшелонов (команд) доводятся Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации до штабов военных округов не позднее чем за 20 суток до начала отправки воинских эшелонов (команд) из пунктов их формирования.
Каждому воинскому эшелону Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации, а воинской команде службой военных сообщений военного округа присваивается учетный номер на весь путь следования. Отправка личного состава безномерными командами запрещена.
Особенности выполнения перевозок граждан, призванных на военную службу, могут определяться Центральным управлением военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным штабом.
64. Начальники штабов военных округов проводят инструктаж начальников воинских эшелонов, доставляющих граждан, призванных на военную службу, в войска, дислоцирующиеся на территории военного округа, независимо от их ведомственной подчиненности и командиров соединений, отдельных воинских частей, получающих граждан, призванных на военную службу, о порядке получения, материального обеспечения и перевозке граждан.
65. Командиры соединений и отдельных воинских частей после получения ими инструктажа в штабе военного округа организуют изучение начальниками воинских команд и другими сопровождающими лицами руководящих документов по вопросам получения и доставки граждан, призванных на военную службу, к месту службы.
66. Для проверки готовности к отправке воинских эшелонов с гражданами, призванными на военную службу, командующими войсками военных округов - отправителей этих эшелонов назначаются комиссии.
Председателям указанных комиссий предоставляется право отстранять от исполнения обязанностей должностных лиц воинских эшелонов, допустивших грубое нарушение воинской дисциплины или не способных обеспечить соблюдение воинской дисциплины и порядка в воинском эшелоне, и по указаниям штабов военных округов заменять их другими лицами из войск военного округа.
67. О готовности воинского эшелона (команды) к отправке составляется акт (форма N 31) в двух экземплярах.
Выявленные при проверке воинского эшелона (команды) недостатки устраняются до отправки воинского эшелона (команды).
Один экземпляр акта вручается начальнику воинского эшелона (команды), a второй остается в делах военного комиссариата субъекта Российской Федерации, на который были возложены обеспечение и отправка воинского эшелона (команды).
68. Начальник воинского эшелона, его помощник по снабжению и врач эшелона обязаны:
прибыть к военному коменданту железнодорожного (водного) участка, станции (порта) не позже чем за сутки до погрузки воинского эшелона для уточнения вопросов, связанных с предстоящей перевозкой граждан, призванных на военную службу;
провести инструктаж бригады проводников о порядке перевозки граждан, призванных на военную службу в воинском эшелоне;
по прибытии воинского эшелона к месту назначения участвовать в работе комиссии по сдаче состава.
69. До отправки воинского эшелона перевозимые в его составе граждане, призванные на военную службу, распределяются по ротам, взводам, отделениям (из расчета следования в одном пассажирском вагоне одной роты). Командиры подразделений составляют именные списки личного состава подразделений, по которым проверяется его наличие в пути следования.
Для несения внутренней службы в воинском эшелоне начальником эшелона назначается суточный наряд. В каждом пассажирском вагоне назначается дежурный по вагону (роте) и 2 смены дневальных.
Нарушители воинской дисциплины и порядка изолируются в отдельное купе вагона, в котором следует начальник воинского эшелона (команды).
В пути следования начальники воинских эшелонов (команд) обязаны докладывать военным комендантам на путях сообщения о состоянии воинской дисциплины и обеспечении необходимым довольствием личного состава воинского эшелона (команды).
70. Питание в пути следования к месту прохождения военной службы в составе воинского эшелона (команды) граждан, призванных на военную службу, и сопровождающих их лиц или обеспечение их продовольственно-путевыми деньгами организуется в порядке, определенном положением о продовольственном обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время, утвержденным в установленном порядке.
71. Для приобретения газет и журналов на путь следования в воинских эшелонах для граждан, призванных на военную службу, выделяются денежные средства за счет сметы Министерства обороны. Воинские эшелоны обеспечиваются также необходимым количеством настольных игр (шахматы, шашки, домино и др.).
72. В составе каждого воинского эшелона (на пассажирском судне) отводится одно или несколько отдельных купе (кают) под изолятор.
Изолятор, а также вагоны, выделяемые в составе воинского эшелона под кухни полевые и продовольственный склад, оборудуются необходимым имуществом по указанию начальника тыла военного округа, из которого отправляются воинские эшелоны с гражданами, призванными на военную службу.
Выделение кухонь полевых и емкостей для воды производится военными округами по заявке органов военных сообщений в воинские эшелоны, которые формируются на их территории и предназначены для обеспечения перевозок граждан, призванных на военную службу.
Командующие войсками военного округа назначают лиц, ответственных за полное и качественное обеспечение граждан, призванных на военную службу, всем положенным в пути следования.
73. При проведении воспитательной работы с гражданами, призванными на военную службу, следующими в воинском эшелоне (команде), им разъясняются правила поведения и личной безопасности в пути следования и на стоянках, необходимость строгого соблюдения воинской дисциплины и порядка, бережного отношения к вагонному, судовому и самолетному оборудованию.
74. Личный состав для приема и сопровождения граждан, призванных на военную службу, назначается из числа наиболее дисциплинированных и требовательных военнослужащих, способных поддерживать воинскую дисциплину и порядок в воинских эшелонах (командах), из одного соединения (воинской части) во главе со своими штатными командирами.
75. При направлении на один и тот же пункт приема пополнения в составе воинского эшелона граждан, призванных на военную службу, со сборных пунктов нескольких субъектов Российской Федерации воинскими командами не более 20 человек каждая представители от воинских частей, назначенные для приема и сопровождения этих команд, вызываются на тот сборный пункт, который формирует воинский эшелон. Доставка указанных воинских команд в пункт формирования воинского эшелона для передачи представителям воинских частей производится по указанию штаба военного округа-отправителя.
76. Для контроля за формированием воинских эшелонов (команд), их отправкой, прохождением по территории (над территорией) военного округа, в том числе и транзитных воинских эшелонов (команд), приказами командующих войсками военных округов создаются оперативные группы штабов военных округов, а также оперативные группы в аэропортах (на аэродромах).
По согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для работы оперативных групп в аэропортах создаются специальные пункты, обеспечивающие организованный прием и отправку перевозимого личного состава, a также выделяются необходимые автотранспортные средства. При отсутствии стационарного помещения вблизи аэропортов (аэродромов) создаются палаточные городки.
77. При передаче воинских эшелонов (команд) на территорию других военных округов военные коменданты железнодорожных участков и станций заблаговременно сообщают соответствующим органам военных сообщений:
о времени поступления воинских эшелонов (команд) на их территорию;
о заявках на обеспечение перевозимого личного состава материальными средствами;
данные о состоянии воинской дисциплины и недостатках, выявленных в воинских эшелонах (командах).
78. Воинские команды, перевозимые воздушным транспортом, должны прибывать в аэропорты (на аэродромы) отправки не позднее чем за 3 часа до вылета воздушного судна по расписанию. Если воинские команды следуют транзитом, то прибытие в пункт пересадки должно планироваться не менее чем за 6 часов до вылета воздушного судна из аэропорта пересадки.
79. При задержке вылета самолетов с воинскими командами в аэропортах (на аэродромах) отправления или в промежуточных аэропортах (на аэродромах), отправки команд, следующих железнодорожным транспортом, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с авиационными предприятиями гражданской авиации, управлениями железных дорог, соответствующими территориальными органами (командованием воинских частей) федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, штабами военных округов и командованием местного гарнизона организуется обеспечение личного состава горячим питанием и размещение его для отдыха, а в случае длительных задержек принимают меры по отправке команд в пункты назначения другими видами транспорта.
Для доставки граждан, призванных на военную службу, следующих в составе транзитных воинских команд, с вокзалов (аэропортов, аэродромов, пристаней) в аэропорты (вокзалы, аэродромы, пристани) начальники гарнизонов по заявкам службы военных сообщений военного округа выделяют необходимое количество транспортных средств.
80. Воинские эшелоны на железнодорожных станциях принимаются на специально выделяемые пути, обеспечивающие безопасность перевозимых граждан, призванных на военную службу, и наиболее удобные условия для снабжения их топливом и водой.
Военные коменданты железнодорожных (водных) участков, станций (аэропортов, портов) в пунктах их дислокации встречают и провожают все проходящие воинские эшелоны (команды), проверяют в них состояние воинской дисциплины и порядка и принимают меры по пресечению выявленных нарушений. Результаты проверки записываются в маршрутный лист.
Военным комендантам разрешается в пути следования воинских эшелонов при наличии свободных мест производить посадку в попутном направлении граждан, призванных на военную службу и следующих к месту прохождения военной службы, до полной вместимости вагонов.
81. Начальники гарнизонов в случае необходимости могут заменять должностных лиц воинских эшелонов (команд) другими военнослужащими из числа личного состава, сопровождающего воинские эшелоны (команды), или из воинских частей гарнизона.
82. О грубых нарушениях воинской дисциплины и порядка в воинских эшелонах (командах), замене должностных лиц воинских эшелонов (команд) начальники гарнизонов незамедлительно сообщают в штабы военных округов, формировавших воинские эшелоны (команды), командирам воинских частей, направивших должностных лиц за получением призывников, а военные коменданты на путях сообщения - по команде. Штабы военных округов о всех нарушениях воинской дисциплины и порядка в воинских эшелонах (командах) докладывают в Генеральный штаб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.