Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГТК РФ
от 15 июня 1998 г. N 392
Порядок
лицензирования и осуществления контроля за деятельностью таможенного брокера со стороны таможенных органов
Настоящий Порядок разработан в целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации, в частности главы 24 (Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 05.08.93 N 31, далее - Кодекс), а также постановления Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 873 "Об утверждении Положения о таможенном брокере" (Собрание законодательства Российской Федерации от 29.07.96 N 31 ст.3737, далее - Положение) и Указа Президента Российской Федерации от 25.10.94 N 2014 "Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 31.10.94 N 27 ст. 2855).
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует отдельные вопросы, связанные с лицензированием и контролем таможенных органов за деятельностью таможенного брокера, виды обеспечения обязательств таможенного брокера и условия их принятия перед таможенными органами, а также порядок прекращения деятельности коммерческой организации в качестве таможенного брокера.
1.2. Таможенный брокер - коммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющаяся юридическим лицом и получившая лицензию Государственного таможенного комитета Российской Федерации на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (пункт 1 Положения).
Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (далее - лицензия) может быть выдана непосредственно ГТК России либо от его имени другим таможенным органом в соответствии с настоящим Порядком.
Таможенный брокер осуществляет свою деятельность на основании Кодекса, Положения, а также настоящего Порядка.
1.3. Таможенным брокером может быть любая организация, отвечающая требованиям, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, независимо от того, создана ли эта организация для осуществления деятельности в качестве таможенного брокера или других видов деятельности. В соответствии с пунктом 1 Положения казенное предприятие не может быть таможенным брокером.
1.4. Таможенный брокер осуществляет деятельность в сфере таможенного дела от собственного имени за счет и по поручению представляемого лица.
1.5. Таможенный брокер может ограничить сферу своей деятельности определенными категориями товаров в соответствии с ТН ВЭД СНГ (например, разделы, группы, подгруппы и т.д.) и видами транспорта.
1.6. Таможенный брокер по своему желанию может осуществлять деятельность:
а) в регионе деятельности одной таможни;
б) в регионах деятельности нескольких таможен, подчиненных одному региональному таможенному управлению;
в) на всей территории Российской Федерации или в регионах деятельности нескольких региональных таможенных управлений.
О лицензиях, выданных на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера на всей территории РФ или в регионах деятельности нескольких РТУ, см. справку
Регион деятельности таможенного брокера вносится в лицензию. Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера в таможенном органе, находящемся вне региона действия лицензии, допускается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами ГТК России.
Организация может осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера в регионах, указанных в подпунктах "а" или "б" настоящего пункта, в том случае, если ее местонахождение расположено в регионах деятельности соответственно таможни и регионального таможенного управления, принимающих решение о выдаче лицензии.
1.7. Лицензия выдается:
а) таможенным брокерам, регион деятельности которых указан в подпункте "а" пункта 1.6 - от имени ГТК России региональными таможенными управлениями, а также таможнями, определенными ГТК России;
О таможнях, уполномоченных выдавать лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, см. распоряжение ГТК РФ от 13 октября 1998 г. N 01-14/1080
б) таможенным брокерам, регион деятельности которых указан в подпункте "б" пункта 1.6 - от имени ГТК России и по согласованию с ним региональным таможенным управлением;
О согласовании решений о выдаче лицензии таможенного брокера см.:
письмо ГТК РФ от 26 октября 1998 г. N 01-15/22286
в) таможенным брокерам, регион деятельности которых указан в подпункте "в" пункта 1.6 - ГТК России.
1.8. Таможенные органы, имеющие право на выдачу лицензии, обязаны в рамках компетенции, определенной в настоящем Порядке, осуществлять работу по лицензированию деятельности в качестве таможенного брокера организаций, расположенных в регионе деятельности этих таможенных органов, в состав которой входят:
О таможенных органах, имеющих право на выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера см. распоряжение ГТК РФ от 13 октября 1998 г. N 01-14/1080
а) рассмотрение заявлений организаций о выдаче лицензий (их копий);
б) принятие решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии (ее копии);
в) выдача лицензий и других документов, необходимых для осуществления таможенным брокером своей деятельности;
г) от имени ГТК России аннулирование и отзыв лицензии;
д) контроль за соблюдением владельцами лицензий требований и условий осуществления деятельности в качестве таможенного брокера;
е) учет и хранение бланков лицензии;
ж) ведение реестров выданных, аннулированных, отозванных лицензий, а также лицензий, действие которых приостановлено или возобновлено.
1.9. Взаимодействие таможенного брокера с представляемым им лицом строится на основе публичного письменного нотариально удостоверенного договора.
Таможенный брокер ведет реестр таких заключенных договоров в соответствии с установленным порядком (разд. 7).
1.10. Таможенный брокер вправе предоставлять льготы в отношении цены и иных условий договора для отдельных категорий представляемых лиц (подпункт "з" пункта 13 Положения).
1.11. Нотариальное удостоверение договора не требуется в следующих случаях:
а) предметом договора является разовое совершение таможенным брокером операций по таможенному оформлению одной партии товаров, стоимость которой не превышает 5000-кратного установленного законом минимального размера оплаты труда;
б) предметом договора является совершение действий при предварительных операциях;
в) иных случаях, определяемых ГТК России.
1.12. Правом совершать действия по таможенному оформлению от имени таможенного брокера обладает специалист по таможенному оформлению (далее - специалист), имеющий квалификационный аттестат ГТК России (статья 161 Кодекса).
Указанное право специалиста подтверждает таможенный брокер, представляя в таможенный орган учетную карточку специалистов по таможенному оформлению (приложение 1).
1.13. При совершении действий по таможенному оформлению от имени таможенного брокера специалистом считается, что он уполномочен таможенным брокером на выполнение этих операций, если таможенный брокер не докажет обратного (статья 161 Кодекса).
Действия специалиста по поручению лиц, не имеющих договора с таможенным брокером, не могут рассматриваться таможенными органами как действия специалиста от имени таможенного брокера.
1.14. Учетная карточка специалистов по таможенному оформлению сохраняет свою действительность для таможенных органов до получения таможенным органом письменного уведомления таможенного брокера о том, что специалист утрачивает право совершать действия по таможенному оформлению от имени этого таможенного брокера.
Уведомление должно быть подписано руководителем организации, осуществляющей деятельность в качестве таможенного брокера, и заверено печатью.
1.15. Таможенный брокер осуществляет контроль за соответствием знаний специалистов, состоящих у него в штате, требованиям, предъявляемым к таким специалистам, а также за соблюдением ими таможенного законодательства Российской Федерации.
1.16. Наличие специалиста по таможенному оформлению I категории в штате таможенного брокера необходимо в следующих случаях:
- таможенный брокер осуществляют свою деятельность в регионах, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1.6, при этом наличие специалиста по таможенному оформлению I категории необходимо в каждом его обособленном структурном подразделении;
- таможенный брокер ограничивает сферу своей деятельности отдельной товарной позицией в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) и имеет одного специалиста по таможенному оформлению.
Во всех остальных случаях в штате таможенного брокера достаточно наличие специалистов II категории.
1.17. Общее количество специалистов в своем штате таможенный брокер определяет, исходя из конкретных условий своей деятельности.
2. Порядок выдачи лицензии
См. также методические указания таможенным органам при рассмотрении заявлений и принятии решения о выдаче организации лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, направленные письмом ГТК РФ от 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086
2.1. Организация, претендующая на получение лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (далее - заявитель), обращается в таможенный орган (п. 1.7) с заявлением в произвольной форме, в котором должны быть указаны:
а) полное и сокращенное наименование юридического лица, а также наименование, свидетельствующее о его организационно-правовой форме;
б) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) заявителя;
в) сведения об учредителях;
г) регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, код ОКПО;
д) местонахождение заявителя, а также перечень и местонахождение всех его обособленных структурных подразделений с указанием тех, через которые заявитель планирует осуществлять свою деятельность в качестве таможенного брокера на момент подачи заявления;
е) номера всех рублевых и валютных счетов заявителя и его обособленных структурных подразделений в банках, наименования, адреса и коды ОКПО этих банков;
ж) балансовый и фактический размеры оплаченного уставного (складочного) капитала, паевых взносов и уставного фонда, форма вкладов учредителей, а также сведения о находящихся в собственности или хозяйственном ведении основных фондов (средств) на день подачи заявления либо на первое число месяца, в котором оно представляется;
з) сведения о фондах заявителя, являющихся предметом залога (заклада);
и) категории товаров в соответствии с ТН ВЭД СНГ и виды транспорта, которыми заявитель предполагает ограничить свою сферу деятельности в качестве таможенного брокера, если он примет такое решение;
к) сведения о физических лицах, осуществляющих управленческие функции, и других работниках заявителя, в чьи должностные обязанности будет входить обеспечение деятельности заявителя в качестве таможенного брокера;
л) краткие сведения об основных видах деятельности заявителя;
м) сведения о договоре страхования риска ответственности таможенного брокера за нарушение договора с представляемыми им лицами;
н) сведения о банке или иной кредитной организации, либо поручителе, давших согласие выдать банковскую гарантию или заключить договор поручительства, а также информацию о виде обеспечения, явившегося основанием для выдачи банковской гарантии или заключения договора поручительства;
о) сведения о предшествующей и планируемой деятельности заявителя на рынке таможенных услуг, а также во внешнеторговой, транспортной и других сферах;
п) сведения о имеющихся в штате заявителя специалистах по таможенному оформлению на момент подачи заявления;
р) иные сведения по желанию заявителя, которые могут учитываться при принятии решения о выдаче лицензии.
2.2. К заявлению прилагают:
а) заверенные в соответствии с установленным порядком копии учредительных и регистрационных документов заявителя (устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации и т.п.);
б) подтверждения банков об открытии рублевых и валютных счетов, указанных в заявлении;
в) документы, подтверждающие полную оплату уставного (складочного) капитала, паевых взносов или уставного фонда, заверенные в установленном порядке;
г) документы, подтверждающие нахождение в собственности или хозяйственном ведении основных фондов (средств) - баланс, выписка из баланса, формы N 3, 5 бухгалтерской отчетности; данные о наличии ценностей на забалансовых счетах заявителя, договор купли-продажи и др., - заверенные уполномоченным аудитором;
О временном порядке заверения документов, перечисленных в подпунктах "г" и "д" настоящего пункта, см. письмо ГТК РФ от 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086
д) бухгалтерскую отчетность, составленную на день представления заявления о выдаче лицензии или на первое число месяца, в котором это заявление представляется, заверенную аудитором или налоговым органом;
е) справку из налоговых органов об отсутствии задолженности по платежам в федеральный бюджет и отсутствии нарушений налогового законодательства;
ж) заверенные в соответствии с установленным порядком копии выданных ГТК России квалификационных аттестатов специалистов, приказов об их зачислении в штат заявителя либо трудовых договоров об их найме на работу, а также заполненную учетную карточку специалистов по таможенному оформлению;
О временном порядке подтверждения квалификации специалистов по таможенному оформлению см. распоряжение ГТК РФ от 19 октября 1998 г. N 01-14/1109
з) копию договора о страховании риска ответственности заявителя за нарушение договоров с представляемыми лицами на сумму не менее 10000-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда;
и) платежный документ с отметкой банка, подтверждающий уплату установленной суммы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии;
к) документы, относящиеся к обеспечению обязательств таможенного брокера перед таможенными органами (разд. 5);
л) документы, подтверждающие готовность соблюдения заявителем требований, предъявляемых к материально-техническому оснащению таможенного брокера (разд. 6);
м) документы, подтверждающие готовность соблюдения заявителем требований, предъявляемых к ведению учета таможенным брокером операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и отчетности о них (разд. 7);
н) бизнес-план деятельности заявителя в качестве таможенного брокера с описанием финансовой, кадровой, информационной, материально-технической и других составляющих этой деятельности, а также расчеты предполагаемой суммы обеспечения таможенным брокером обязательств перед таможенными органами и предполагаемых технологий уплаты таможенных платежей;
Об анализе бизнес-плана таможенными органами см. письмо ГТК РФ от 18 ноября 1998 г. N 01-15/24086
о) иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении, в том числе заключения уполномоченных аудиторов о финансовом состоянии заявителя и соблюдении им требований законодательства Российской Федерации.
2.3. Заявление на выдачу лицензии и указанные выше документы должны быть сброшюрованы, подписаны руководителем и главным (старшим) бухгалтером и заверены мастичной печатью заявителя. Все документы регистрируются должностным лицом таможенного органа по описи, составленной в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю (приложение 2).
2.4. За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в 100-кратном размере установленной законом на день принятия таможенным органом такого заявления минимальной оплаты труда, которая поступает в доход федерального бюджета через Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.
При выдаче лицензии указанная плата засчитывается в счет сбора за ее выдачу (п. 2.9). При отказе в выдаче лицензии указанная плата возврату не подлежит (пункт 5 Положения).
2.5. Заявление о выдаче лицензии рассматривается таможенным органом в течение 30 дней со дня его подачи, то есть дня, следующего за днем поступления всех необходимых документов, указанных в п. 2.2.
2.6. Таможенный орган проверяет в течение установленного срока (п. 2.5) достоверность представленных заявителем документов и сведений (в том числе с обязательным выездом сотрудников таможенного органа на место нахождения таможенного брокера и его подразделений), их соответствие законодательству Российской Федерации, Положению о таможенном брокере и настоящему Порядку.
2.7. Таможенный орган при наличии оснований для сомнений в достоверности заявленных сведений (их части) вправе запрашивать у органов государственной власти Российской Федерации, кредитно-финансовых учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций дополнительные документы и сведения, необходимые для установления степени достоверности документов и сведений, представленных заявителем. При этом срок рассмотрения заявления продлевается, о чем письменно уведомляют заявителя.
Должностные лица таможенного органа не вправе сообщать заявителю в какой-либо форме об основаниях для сомнений в достоверности представленных им документов и сведений, а также сведения о способах и методах их проверки, наименования организаций, куда послан запрос таможенного органа.
2.8. Общий срок рассмотрения поданного заявления, а также принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии не должен превышать 90 дней со дня подачи заявления.
2.9. За выдачу лицензии взимается сбор в размере 500-кратной установленной законом минимальной оплаты труда на день принятия решения о ее выдаче.
О счете для перечисления сбора за выдачу лицензии см. письмо ГТК РФ от 22 сентября 1998 г. N 18-10/19821
2.10. Таможенный орган, принявший положительное решение о выдаче лицензии на основании представленных заявителем документов письменно извещает заявителя о принятом решении. Заявитель, получивший извещение, должен внести остаток причитающейся суммы сбора за выдачу лицензии.
2.11. Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии и сбор за ее выдачу взимаются таможенным органом, выдавшим лицензию. При этом в графе "Назначение платежа" платежного документа на перечисление указанных сумм должно быть указано: "Плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера", "Сбор за выдачу лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера".
Указанные сбор и плата могут быть уплачены по желанию плательщика либо в валюте Российской Федерации, либо в любой иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. Пересчет иностранной валюты производится по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты.
2.12. Таможенный орган, принявший решение об отказе в выдаче лицензии, извещает письменно об этом заявителя с изложением причин отказа.
Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:
а) недостоверная информация в представленных заявителем документах;
б) неполная информация в представленных заявителем документах;
в) несоответствие сведений заявителя требованиям, предъявляемым к таможенному брокеру, определенным таможенным законодательством Российской Федерации, Положением о таможенном брокере и настоящим Порядком;
г) неуплата установленной суммы за рассмотрение заявления о выдаче лицензии (п. 2.4);
2.13. Повторное заявление на выдачу лицензии в случае отказа в ее выдаче таможенный орган принимает от заявителя на общих основаниях при соблюдении следующих условий:
а) по истечении 1 месяца со дня принятия решения об отказе на основании подпунктов "б", "в", "г" пункта 2.12 при условии устранения причин, послуживших основанием для отказа;
б) по истечении 1 года со дня принятия решения об отказе на основании подпункта "а" пункта 2.12.
2.14. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
2.15. Решение о выдаче лицензии таможенному брокеру, осуществляющему свою деятельность в регионах, указанных подпунктах "а" и "б" пункта 1.6, оформляется в виде приказа таможенного органа, рассматривавшего заявление о ее выдаче, таможенному брокеру, осуществляющему свою деятельность в регионе, указанном в подпункте "в" пункта 1.6 - в виде распоряжения заместителя председателя ГТК России.
Лицензия оформляется таможенным органом, принявшим решение о ее выдаче, подписывается его руководителем (его заместителем), заверяется мастичной печатью этого таможенного органа и выдается заявителю, который расписывается в журнале учета выдачи лицензий (приложение 3).
Лицензия выдается заявителю не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня поступления денег (оставшейся суммы сбора за выдачу лицензии) на счет таможенного органа.
2.16. Таможенный орган, выдавший лицензию, выдает на каждое обособленное структурное подразделение таможенного брокера, указанное в заявлении и расположенное в регионе действия полученной лицензии, копию лицензии.
Таможенный орган регистрирует копии лицензии в журнале учета выданных лицензий.
Об упрощении процедуры рассмотрения заявлений на выдачу копии лицензии см. письмо ГТК РФ от 12 августа 1999 г. N 04-10/21692
2.17. Если таможенный брокер планирует осуществлять свою деятельность через новое обособленное структурное подразделение, расположенное в регионе действия лицензии, ему следует обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с заявлением в произвольной форме о выдаче ее копии.
Срок рассмотрения упомянутого заявления не должен превышать 30 дней со дня его подачи.
Таможенный орган в течение установленного срока запрашивает таможню, в регионе деятельности которой расположено обособленное структурное подразделение, о готовности этого подразделения к выполнению функций таможенного брокера.
2.18. При отрицательном заключении таможни либо в случае приостановления действия лицензии на момент подачи или в период рассмотрения заявления о выдаче ее копии таможенный орган имеет право отказать в выдаче копии лицензии, о чем он обязан письменно известить заявителя с изложением причин отказа.
2.19. На лицевой стороне в правом верхнем углу копии лицензии, выдаваемой на обособленное структурное подразделение, указывают таможенный орган (таможенный пост, таможня), в регионе деятельности которого находится обособленное структурное подразделение таможенного брокера.
Копия лицензии должна быть доступна для общего ознакомления в месте нахождения обособленного структурного подразделения таможенного брокера.
За выдачу копий лицензии дополнительная плата не взимается.
2.20. Лицензия является документом строгой отчетности, имеет учетную серию и номер (приложение 4).
2.21. Срок действия лицензии составляет 3 года со дня ее выдачи.
3. Порядок переоформления и выдачи новой лицензии
3.1. Таможенному брокеру при изменении сведений, которые указаны им в заявлении на получение лицензии и в соответствующих документах (пп.2.1, 2.2), следует в 15-дневный срок с момента происшедших изменений:
- письменно уведомить об этом таможенный орган, выдавший лицензию, если сведения не вносятся в лицензию;
- обратиться в таможенный орган, выдавший лицензию, с письменным заявлением о выдаче новой лицензии в соответствии с установленным порядком ее получения (разд. 2).
3.2. При утрате лицензии или ее копии таможенный брокер может осуществлять свою деятельность на основании временного разрешения, выданного тем же таможенным органом, что и лицензия (приложение 5).
Временное разрешение выдается по письменному заявлению таможенного брокера в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления.
Дубликат лицензии или ее копии выдается в течение 30 дней со дня выдачи временного разрешения таможенным органом, выдавшим лицензию. При выдаче дубликата лицензии (ее копии) временное разрешение подлежит обязательному возврату в таможенный орган, их выдавший.
3.3. Выдача новой лицензии после окончания срока действия ранее выданной лицензии осуществляется в соответствии с установленным порядком (разд. 2). Плата за рассмотрение заявления о выдаче и сбор за выдачу ранее выданной лицензии, возврату или зачету не подлежат.
Действие ранее выданной лицензии прекращается с момента выдачи новой лицензии.
4. Аннулирование, приостановление действия и отзыв лицензии
4.1. Лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера может быть аннулирована или отозвана ГТК России. Действие лицензии может быть приостановлено региональным таможенным управлением.
4.2. Лицензия аннулируется, если она не могла быть выдана заявителю на основании установленного порядка либо была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о ее выдачи.
Решение об аннулировании действует со дня выдачи лицензии, (статья 158 Кодекса).
4.3. Лицензия может быть отозвана в случае (статья 158 Кодекса):
а) неоднократного невыполнения обязанностей таможенного брокера;
б) неоднократного совершения правонарушений, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации;
в) причинения неправомерного существенного ущерба представляемому лицу, в том числе путем незаконного использования сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальную информацию, что установлено судом;
г) признания таможенного брокера несостоятельным либо объявления им о своей несостоятельности;
д) пользования услугами специалиста, не имеющего либо лишенного квалификационного аттестата, специалиста, квалификационный аттестат которого аннулирован, отозван или признан недействительным, или специалиста, действие квалификационного аттестата которого приостановлено;
е) нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
Лицензия может быть отозвана также в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил в соответствии с разделом Х Таможенного кодекса Российской Федерации.
Отзыв действует со дня принятия решения об отзыве, а при отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил - со дня обращения постановления по делу о нарушении таможенных правил к исполнению.
4.4. Аннулирование лицензии, выданной на основе неполных или недостоверных сведений, а также ее отзыв согласно подпунктам "а"-"е" пункта 4.3, производятся по мотивированному представлению таможенного органа, которому стали известны факты, являющиеся основанием для аннулирования или отзыва лицензии. Если такие факты выявлены таможенным органом, выдавшим лицензию, представление не требуется.
4.5. Решение об аннулировании, об отзыве лицензии принимает после рассмотрения вопроса об этом заместитель председателя ГТК России.
Решение об аннулировании или об отзыве лицензии оформляется распоряжением заместителя председателя ГТК России с обязательным обоснованием такого решения.
В качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил, если она предусмотрена Таможенным кодексом Российской Федерации, решение оформляется постановлением о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил.
Решение об аннулировании или отзыве лицензии вручается таможенному брокеру непосредственно либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением.
4.6. При аннулировании или отзыве лицензии таможенный брокер не позднее 15 дней со дня получения решения должен передать ее таможенному органу, выдавшему лицензию. При отзыве лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил указанный срок исчисляется со дня вручения или принятия уведомления о направлении постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил.
При невыполнении указанных требований таможенный брокер несет ответственность, предусмотренную Таможенным кодексом Российской Федерации.
4.7. Повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено не ранее, чем через 2 года со дня принятия решения об аннулировании или отзыве лицензии (дня обращения постановления по делу о нарушении таможенных правил к исполнению) при условии устранения причин, послуживших основанием для такого решения (постановления).
4.8. Действие лицензии может быть приостановлено на срок до 3 месяцев при наличии достаточных оснований полагать, что таможенный брокер злоупотребляет своими правами.
Решение о приостановлении действия лицензии принимает начальник регионального таможенного управления (его заместитель) по мотивированному представлению непосредственно подчиненного этому управлению таможенного органа, которому стали известны соответствующие сведения.
Решение о приостановлении действия лицензии оформляется приказом. Действие лицензии приостанавливается со дня принятия соответствующего решения.
4.9. При приостановлении действия лицензии таможенный брокер, в отношении которого принято такое решение, не вправе представлять к таможенному оформлению новые партии товаров и транспортные средства и совершать иные виды деятельности в качестве таможенного брокера.
4.10. Приостановление действия лицензии не освобождает таможенного брокера от завершения таможенного оформления товаров и транспортных средств, в отношении которых им была подана грузовая таможенная декларация.
Приостановление действия лицензии в этом случае заключается в приостановлении разрешений на применение упрощенной процедуры таможенного оформления или декларирования, на доступ работников таможенного брокера в зону таможенного контроля, на выполнение действий, относящихся к компетенции таможенных органов, на доступ к информационным сетям таможенных органов.
Приостановление таких разрешений производится таможенным органом, их выдавшим, либо вышестоящими таможенными органами.
4.11. Приостановление действия лицензии не освобождает таможенного брокера от ответственности перед таможенными органами за уплату таможенных платежей и иные действия, совершенные им до принятия решения о приостановлении.
4.12. Действие лицензии может возобновлено в любой момент до истечения срока ее приостановления по решению регионального таможенного управления, принявшего решение о приостановлении действия лицензии, на основании мотивированного представления таможенного органа, в регионе деятельности которого таможенный брокер осуществляет свою деятельность.
Решение о досрочном возобновлении действия лицензии оформляется приказом по региональному таможенному управлению.
Действие лицензии автоматически возобновляется в момент истечения срока приостановления. При этом сбор за возобновление действия лицензии не уплачивается.
4.13. При подтверждении сведений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии, за возобновление действия лицензии взимается сбор в размере 1000-кратной установленной законом минимальной оплаты труда.
Таможенный брокер вправе предоставлять таможенному органу письменные объяснения своих действий для принятия решения об освобождении от уплаты сбора за возобновление действия лицензии.
Указанный сбор подлежит уплате до или в день истечения срока приостановления действия лицензии.
4.14. Решение об аннулировании, отзыве лицензии и о приостановлении ее действия может быть обжаловано в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса Российской Федерации.
4.15. При аннулировании или отзыве лицензии либо приостановлении ее действия сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия возврату не подлежат.
5. Порядок обеспечения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами
5.1. Таможенный брокер обеспечивает перед таможенными органами выполнение своих обязательств, обусловленных таможенным законодательством Российской Федерации, в том числе обязательства по уплате таможенных платежей, а также возможных процентов за использованную отсрочку (рассрочку) уплаты таможенных платежей, штрафов и стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также пени за просрочку уплаты таможенных платежей (далее - обязательства таможенного брокера).
5.2. Обязательства таможенного брокера могут обеспечиваться гарантией банка (далее - банковская гарантия) или иной кредитной организации (далее - банк-гарант) на установленную сумму обеспечения, гарантией (поручительством) третьего лица или внесением на депозит таможенного органа денежных средств в той же сумме, либо залогом товаров и транспортных средств, свободная (рыночная) цена которых эквивалентна установленной сумме обеспечения (далее - обеспечение обязательств таможенного брокера).
Для обеспечения обязательств таможенного брокера таможенный орган принимает безотзывную банковскую гарантию.
Условия и порядок принятия обеспечения выполнения обязательств таможенного брокера в виде гарантии (поручительства) третьего лица, а также требования к гаранту (поручителю), определяются ГТК России в соответствии с гражданским и таможенным законодательством Российской Федерации.
О методике работы с банковскими гарантиями, выданными в обеспечение обязательств таможенного брокера см. письмо ГТК РФ от 24 марта 2003 г. N 01-06/12373
5.3. Банковская гарантия на сумму обеспечения обязательств таможенного брокера или платежный документ о внесении на депозит таможенного органа суммы обеспечения представляется в таможенный орган одновременно с заявлением на выдачу лицензии вместе с другими необходимыми документами (п. 2.2).
Договор о залоге товаров и транспортных средств должен быть заключен до подачи заявления о выдаче лицензии.
5.4. Обеспечение обязательств таможенного брокера должно действовать до прекращения деятельности организации в качестве таможенного брокера.
5.5. При использовании банковской гарантии или при внесении денежных средств на депозит таможенного органа могут использоваться валюта Российской Федерации, иностранные валюты, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. При расчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера в иностранной валюте применяется курс Центрального банка Российской Федерации, установленный на день выдачи банковской гарантии или внесения суммы обеспечения на депозит таможенного органа.
Сумма обеспечения при заключении договора о залоге указывается в валюте Российской Федерации.
5.6. Обязательства таможенного брокера в течение первого года его деятельности обеспечиваются суммой первоначального обеспечения.
Сумму первоначального обеспечения обязательств таможенного брокера для получения лицензии таможенный брокер рассчитывает самостоятельно, исходя из предполагаемых объемов таможенных платежей.
При этом рассчитанная сумма обеспечения обязательств таможенного брокера не может быть меньше 50% среднеквартальной суммы таможенных платежей и процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, которые таможенный брокер предполагает декларировать, но не менее 2500-кратного установленного законом размера минимальной оплаты труда.
При осуществлении таможенным брокером своей деятельности через свои обособленные структурные подразделения в регионах деятельности разных таможенных органов сумма обеспечения рассчитывается отдельно для каждого структурного подразделения.
5.7. По истечении первого года деятельности таможенного брокера таможенный орган, выдавший лицензию, может принять решение о перерасчете суммы первоначального обеспечения обязательств таможенного брокера.
О перерасчете суммы обеспечения выполнения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами см. письма ГТК РФ от 2 февраля 2000 г. N 01-20/2306 и от 3 декабря 2001 г. N 01-06/47826
При этом сумму обеспечения обязательств таможенного брокера рассчитывают, исходя из среднемесячной суммы таможенных платежей, процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку их уплаты, начисленных в отношении товаров, декларированных таможенным брокером в истекшем году.
Рассмотрение вопроса о перерасчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера производится ежегодно.
Перерасчет суммы обеспечения обязательств таможенного брокера может производиться в большую или меньшую сторону, причем значение ее не может быть меньше суммы, установленной в пункте 5.6.
Перерасчет суммы обеспечения обязательств таможенного брокера в меньшую сторону производится только при наличии соответствующего письменного заявления таможенного брокера.
Решение о перерасчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера принимается с учетом таких факторов, как платежеспособность, надежность, финансовая устойчивость, законопослушность таможенного брокера.
5.8. Решение о перерасчете суммы обеспечения обязательств таможенного брокера оформляется в виде письменного распоряжения начальника (его заместителя) таможенного органа, выдавшего лицензию.
5.9. Перерасчет суммы обеспечения обязательств таможенного брокера производится на основании информации (представляется в соответствии с разд. 7) об объемах декларированных грузов и о суммах начисленных таможенных платежей, в том числе за их отсрочку (рассрочку) за истекший год.
Обеспечение обязательств таможенного брокера с учетом перерасчета должно быть представлено в таможенный орган, выдавший лицензию, не позднее 30 дней со дня принятия решения о перерасчете.
5.10. Срок действия банковской гарантии, принимаемой таможенными органами в качестве обеспечения обязательств таможенного брокера, не должен быть менее одного года. Таможенный брокер обязан в течение 7 календарных дней до дня истечения действия гарантийного обязательства возобновить гарантийное обязательство или обеспечить свои обязательства перед таможенными органами в какой-либо иной форме, предусмотренной настоящим Порядком.
Если в результате несоблюдения таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами сумма таможенных платежей, процентов, штрафов, пеней, а также стоимость товаров и транспортных средств возмещаются по банковской гарантии банком-гарантом, то таможенный брокер обязан в течение 3 календарных дней со дня перечисления банком-гарантом денежных средств на счета таможенного органа возобновить банковскую гарантию или обеспечить свои обязательства в какой-либо иной форме, предусмотренной настоящим Порядком.
О временном порядке принятия таможенными органами указанных гарантий банка или внесении на депозит ГТК РФ денежных средств в той же сумме см. письмо ГТК РФ от 22 сентября 1998 г. N 18-10/19821
5.11. При внесении суммы обеспечения обязательств таможенного брокера на депозит таможенного органа в платежном документе в графе "Назначение платежа" необходимо вписать фразу: "Внесение суммы обеспечения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами".
5.12. Если сумма обеспечения вносится на депозит таможенного органа не тем лицом, которое предполагает осуществлять деятельность в качестве таможенного брокера, последнее должно представить в таможенный орган письменное заявление о намерении обеспечить обязательства перед таможенными органами лица, желающего получить лицензию таможенного брокера.
При этом в платежном документе в графе "Назначение платежа" дополнительно должно быть указано, в интересах какого лица вносятся денежные средства.
5.13. За время хранения денежных средств на депозите таможенного органа проценты не начисляются, индексация их не производится.
5.14. При несоблюдении таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами денежные средства, внесенные на депозит таможенного органа, относят к доходу федерального бюджета пропорционально подлежащей взысканию сумме. При этом таможенный брокер обязан в течение 3 рабочих дней со дня отнесения денежных средств к доходу федерального внести на депозит таможенного органа в качестве обеспечения своих обязательств недостающую сумму или обеспечить свои обязательства перед таможенными органами в какой-либо иной форме, предусмотренной настоящим Порядком.
5.15. Решение о возможности применения залога товаров и транспортных средств в качестве обеспечения обязательств таможенного брокера (в случае невозможности обеспечения обязательств таможенного брокера перед таможенными органами иным способом) принимает начальник таможенного органа, в который лицо подало заявление о выдаче лицензии либо который выдал лицензию, при наличии письменного заявления этого лица.
5.16. Договор о залоге от имени таможенного органа уполномочены подписывать начальник (его заместитель) и главный бухгалтер таможенного органа, в который подано заявление о выдаче лицензии либо который выдал лицензию.
5.17. Договор о залоге, принимаемый таможенными органами в качестве обеспечения обязательств таможенного брокера, не может быть менее 15 месяцев. В течение 7 календарных дней до дня истечения срока действия договора о залоге таможенный брокер обязан обеспечить свои обязательства перед таможенными органами путем заключения нового договора о залоге, продления действующего, либо в иной форме, предусмотренной настоящим Порядком.
5.18. При невыполнении таможенным брокером своих обязательств перед таможенными органами взыскание предмета залога или его обращение в федеральную собственность производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 3 дней со дня вынесения решения о взыскании предмета залога или его обращении в федеральную собственность таможенный брокер обязан обеспечить свои обязательства путем предоставления в таможенный орган нового договора о залоге или обеспечить свои обязательства в какой-либо иной форме, предусмотренной настоящим Порядком.
6. Материально-техническое оснащение деятельности таможенного брокера
6.1. Для осуществления своей деятельности таможенный брокер обязан иметь автоматизированные средства обработки информации, программные продукты, прошедшие соответствующую экспертизу и согласование о возможности их применения, множительную технику и средства связи в количестве, достаточном для своевременного и надлежащего выполнения своих обязанностей.
6.2. Предложения таможенного органа о применении определенных автоматизированных средств обработки информации, программных продуктов и средств связи могут носить лишь рекомендательный характер. Окончательное право выбора указанных средств остается за таможенным брокером.
Распоряжением ГТК РФ от 3 октября 2000 г. N 01-99/783 утверждена форма заключения Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных) Ассоциации об организационной и материально-технической готовности заявителя к осуществлению деятельности в качестве таможенного брокера
7. Учет операций таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и отчетность по ним
7.1. Все операции таможенного брокера по таможенному оформлению товаров и транспортных средств либо выполнение им других посреднических функций в области таможенного дела (далее - операции) подлежат обязательному учету в письменной и электронной формах.
Учет таких операций осуществляется таможенным брокером, его обособленными структурными подразделениями, таможенным органом, в регионе деятельности которого находятся таможенный брокер или его обособленные структурные подразделения, а также таможенным органом, выдавшим лицензию.
См. письмо ГТК РФ от 27 марта 2001 г. N 10-16/11349 об отчетности таможенного брокера
7.2. Таможенный орган и таможенный брокер, ведущие учет, самостоятельно определяют порядок обмена сведениями, подлежащими учету, который должен обеспечить сопоставимость сведений учета с данными общей отчетности.
В систему учета должны быть включены:
а) книга учета операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному контролю и оформленными таможенным брокером (приложение 6);
б) книга реестра заключенных договоров с представляемыми лицами (приложение 7);
7.3. Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров ведутся по календарным годам. Они должны быть предварительно сброшюрованы, прошиты и пронумерованы.
Книгу учета операций и книгу реестра заключенных договоров подписывает начальник таможенного органа (его заместитель), в регионе деятельности которого действует таможенный брокер или его обособленное структурное подразделение, после чего их заверяют печатью таможенного органа.
После внесения таможенным брокером последней записи указанные книги передаются в таможенный орган на проверку. По окончании проверки книги возвращаются таможенному брокеру и хранятся им в течение установленного срока (п. 7.5). Внесение дополнительных записей или исправлений после проверки книг не допускается.
Книга учета операций и книга реестра заключенных договоров должны быть предъявлены уполномоченным должностным лицам таможенного органа по первому их требованию.
7.4. Таможенный брокер и его обособленное структурное подразделение обязаны ежеквартально, не позднее 30 дней после окончания квартала, представлять в таможенный орган, ведущий учет, обобщенный отчет обо всех операциях за отчетный период и выписку из книги реестра заключенных договоров с представляемыми лицами, обо всех договорах, действовавших в отчетный период. Отчет, составленный в соответствии с формой отчетности таких операций и подписанный руководителем таможенного брокера (его обособленного структурного подразделения) и главным бухгалтером, заверяют печатью (приложение 8).
Об ответственности таможенного брокера в случае непредставления отчетности см. письмо ГТК РФ от 16 июня 2000 г. N 10-18/16346
При осуществлении своей деятельности через свои структурные подразделения таможенный брокер подает сводный отчет по операциям всех своих структурных подразделений в таможенный орган, выдавший лицензию. Одновременно таможенный брокер передает в таможенный орган, ведущий учет, электронную его копию.
7.5. Таможенный брокер не позднее 1 апреля следующего за отчетным года представляет таможенному органу, выдавшему лицензию, годовую бухгалтерскую отчетность, а также годовой отчет об осуществлении его расчетов с таможенными органами.
О предоставлении годовой бухгалтерской отчетности таможенного брокера см. письмо ГТК РФ от 20 апреля 2000 г. N 01-06/10445
Таможенный брокер должен хранить документы, связанные с осуществлением им своей деятельности, в течение 5 лет, исчисляемых после окончания года, в течение которого была совершена последняя операция по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, выполнены другие посреднические функции в области таможенного дела либо сделана последняя запись в книге учета операций и в книге реестра заключенных договоров.
8. Порядок взаимодействия таможенного органа и таможенного брокера
8.1. Таможенный орган, в регионе деятельности которого осуществляет деятельность таможенный брокер, с учетом специфики своей деятельности разрабатывает единый порядок осуществления таможенными брокерами операций по таможенному оформлению, в том числе и процедуру подключения и допуска таможенных брокеров к определенным разделам информационной сети таможенного органа для автоматической обработки информации и электронной передачи данных, необходимых при осуществлении таможенным брокером своей деятельности, с учетом требований по защите информации. Такой порядок утверждается соответствующим вышестоящим таможенным органом.
8.2. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, декларируемых и предъявляемых таможенными брокерами может предполагать:
а) упрощенное таможенное оформление товаров и транспортных средств, в том числе с использованием электронных форм и копий документов, необходимых для таможенных целей в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера (разд. 5);
б) таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств при подтверждении таможенным брокером оплаты таможенных платежей путем представления платежных документов с отметкой банка, независимо от поступления денежных средств на счет таможенного органа в пределах сумм обеспечения обязательств таможенного брокера (разд. 5);
в) выполнение под контролем таможенных органов Российской Федерации действий, относящихся к компетенции этих органов, в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России.
г) возможность выступать в соответствии с порядком, устанавливаемым ГТК России, в качестве гаранта (поручителя) перед таможенными органами Российской Федерации;
8.3. Таможенный брокер имеет право на информирование и консультирование таможенными органами по таможенным вопросам в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и нормативными актами ГТК России.
8.4. Таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер, а также подведомственные ему таможенные органы представляют для доступного ознакомления в местах их расположения перечень всех действующих в данном регионе таможенных брокеров.
8.5. Непосредственный контроль за деятельностью таможенного брокера осуществляют таможенный орган, в регионе деятельности которого действует таможенный брокер, и таможенный орган, выдавший лицензию. Вышестоящие таможенные органы вправе осуществлять проверку деятельности таможенных брокеров в любое время.
См. Порядок организации проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенного брокера, утвержденный приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N 784
Об информационном обмене таможенных органов при осуществлении контроля за деятельностью таможенных брокеров см. Порядок, доведенный письмом ГТК РФ от 12 июля 2000 г. N 10-18/19336
8.6. Решение о проверке деятельности таможенных брокеров оформляется приказом или распоряжением таможенного органа, выдавшего лицензию, или вышестоящего таможенного органа.
Таможенный брокер не вправе препятствовать проведению проверки и обязан оказывать необходимое содействие в ее осуществлении.
8.7. По результатам проверки составляется акт по установленной форме (приложение 9) в двух экземплярах (один из них остается у таможенного брокера), которые подписывают руководитель (лицо, его замещающее) таможенного брокера и уполномоченное должностное лицо таможенного органа.
8.8. Таможенный орган не вправе создавать для отдельных таможенных брокеров (их объединений) более льготные условия для осуществления деятельности (пункт 17 Положения).
9. Деятельность таможенного брокера при производстве предварительных операций и основном таможенном оформлении
9.1. Деятельность таможенного брокера заключается в совершении от собственного имени операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств и выполнении других посреднических функций в области таможенного дела за счет и по поручению представляемого лица (пункт 2 Положения).
Статус таможенного брокера, который при участии в основном таможенном оформлении является декларантом, определяет следующие операции:
а) декларирование товаров и транспортных средств;
б) представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей;
в) предъявление декларируемых товаров и транспортных средств;
г) обеспечение уплаты таможенных платежей и иных платежей, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении декларируемых товаров и транспортных средств;
д) совершение других действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
9.2. Таможенный брокер может выполнять указанные операции только в совокупности. Заявление таможенного брокера о том, что он выполняет эти операции частично, либо только отдельные операции, не допускается.
9.3. Обязанности таможенного брокера по совершению операций по таможенному оформлению вытекают из требований процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенный брокер при участии в таможенном оформлении обязан:
а) заявлять по установленной ГТК России форме (письменной, путем электронной передачи данных и др.) точные сведения о товарах и транспортных средствах (представить в таможенный орган таможенную декларацию с документами, необходимыми для таможенных целей, в том числе используемыми в качестве таможенной декларации и т.д.);
б) заявлять таможенный режим в отношении товаров и транспортных средств, исходя из намерений лица, перемещающего их, относительно их использования на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами при их вывозе с этой территории;
в) представлять одновременно с таможенной декларацией транспортные, товаросопроводительные и другие коммерческие документы на товары и транспортные средства (накладные, коносаменты, внешнеторговые договоры, спецификации, счета-фактуры), а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разрешения, лицензии, сертификаты и другие необходимые для таможенных целей документы, полученные у представляемого лица (либо его представителя) или перевозчика;
г) заявлять и представлять в соответствии с подпунктом "в" другие сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе сведения о лицах, перемещающих товары и транспортные средства, о внешнеэкономической сделке, сведения, используемые таможенными органами в статистических целях, сведения о валютных операциях, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, и другие сведения, перечень которых определяется ГТК России;
д) соблюдать порядок декларирования товаров и транспортных средств, предусмотренный законодательством Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России, а также соблюдать требования о месте и сроках декларирования и о процедуре его производства;
е) представлять либо обеспечивать представление в установленные сроки дополнительных сведений, запрошенных таможенным органом с целью проверки сведений, содержащихся в таможенной декларации и в документах, представленных для таможенных целей;
ж) проверять достоверность полученных от представляемого лица документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
з) предъявлять по требованию должностным лицам таможенного органа декларируемые товары и транспортные средства, т.е. показывать товары и транспортные средства в месте их нахождения (при необходимости, сопровождая должностных лиц таможенного органа в это место) либо в месте, указанном должностными лицами таможенного органа (при необходимости, перемещая товары и транспортные средства в это место);
и) производить по требованию таможенного органа (в том числе за счет представляемого лица) транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров и транспортных средств, вскрытие помещений и емкостей, где могут находиться товары и транспортные средства, а также производить другие грузовые и иные операции, необходимые для таможенного оформления;
к) присутствовать по требованию таможенного органа при таможенном оформлении товаров и транспортных средств и оказывать содействие должностным лицам таможенного органа в таможенном оформлении, в том числе осуществлять грузовые и иные операции, обеспечивать представление дополнительных сведений в установленные таможенным органом сроки;
л) правильно исчислять причитающиеся к уплате суммы таможенных платежей;
м) уплачивать в сроки, установленные Таможенным кодексом Российской Федерации, причитающиеся к уплате суммы таможенных платежей в отношении декларируемых товаров и транспортных средств, если это предусмотрено договором между таможенным брокером и представляемым лицом либо представляемое лицо является иностранным лицом;
н) обеспечивать представление в таможенный орган платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей (например, выписки из банковских и других документов, подтверждающих перевод денежных средств на счета таможенных органов), а также осуществлять в любых формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации, мониторинг за своевременной и полной уплатой таможенных платежей представляемым лицом либо третьими лицами;
о) обеспечивать соблюдение представляемым лицом требований о распространении на товары мер нетарифного регулирования, в том числе мер экономической политики;
п) обеспечивать ветеринарный, фитосанитарный, экологический и другие виды государственного контроля, проводимые органами государственной власти в отношении декларируемых таможенным брокером товаров и транспортных средств и способствовать их проведению (например, сообщать сведения о товарах и транспортных средствах, представлять необходимые документы, предъявлять товары и транспортные средства, пробы и образцы товаров или содействовать взятию проб и образцов товаров этими органами, а также осуществлять другие действия, необходимые для выполнения указанных видов государственного контроля и предусмотренные законодательством Российской Федерации);
р) соблюдать порядок производства таможенного оформления, в том числе требования к началу и завершению таможенного оформления, месту, времени и процедуре его проведения;
с) соблюдать условия пользования и ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, до выпуска (условного выпуска) товаров и транспортных средств в соответствии с выбранным таможенным режимом;
т) соблюдать требования, установленные таможенным законодательством в целях обеспечения проведения должностными лицами таможенного органа таможенного контроля - представлять документы и сведения, в том числе в виде справок, объяснений, присутствовать по требованию должностных лиц таможенного органа при проведении досмотра товаров и транспортных средств и оказывать им необходимое содействие;
у) определять таможенную стоимость, а при необходимости решать с таможенным органом вопросы, связанные с определением таможенной стоимости в случае выпуска или передачи в распоряжение лицу товаров с временной (условной) оценкой;
ф) предпринимать все необходимые действия для определения или подтверждения страны происхождения товаров, в том числе:
- обеспечивать представление в таможенный орган сертификата происхождения товара, если его представление является обязательным в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
- уведомлять при необходимости предварительно (до начала таможенного оформления) таможенный орган о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий;
- заявлять при необходимости о применении (восстановлении) к товарам режима наиболее благоприятствуемой нации или преференциального режима;
- выполнять по требованию уполномоченных должностных лиц таможенных органов операции или отдельные действия, необходимые для проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств (перечень уполномоченных должностных лиц определяется ГТК России).
9.4. Таможенный брокер при участии в таможенном оформлении вправе:
а) присутствовать при таможенном оформлении товаров и транспортных средств;
б) ходатайствовать перед таможенным органом о производстве таможенного оформления вне времени работы этого органа либо в местах, не определенных таможенным органом для производства таможенного оформления;
в) ходатайствовать перед таможенным органом о применении упрощенного порядка таможенного оформления в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России;
г) производить с разрешения таможенного органа до подачи таможенной декларации транспортировку, взвешивание (иное определение количества товаров), погрузку, выгрузку, перегрузку товаров, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, паковку либо перепаковку товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, а также вскрытие помещений и емкостей, где могут находиться такие товары и транспортные средства;
д) производить до подачи таможенной декларации под таможенным контролем осмотр и измерение товаров и транспортных средств;
е) брать с разрешения таможенного органа до подачи таможенной декларации пробы и образцы товаров;
ж) проводить исследование (экспертизу) взятых проб и образцов товаров либо обеспечивать проведение такого исследования (экспертизы) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
з) присутствовать при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и других уполномоченных органов государственной власти; знакомиться с результатами проведенного этими органами исследования взятых проб и образцов;
и) уплатить таможенные платежи;
к) ходатайствовать по поручению представляемого лица о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
л) предлагать таможенному органу формы обеспечения уплаты таможенных платежей;
м) требовать согласно порядку, предусмотренному законодательством Российской Федерации о таможенном деле, возврата излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей, если платежи были им уплачены или взысканы с него, либо он уполномочен на то плательщиком таможенных платежей;
н) изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, а также изымать поданную таможенную декларацию в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации;
о) подавать с разрешения таможенного органа временную или неполную либо периодическую таможенную декларацию в соответствии с порядком, определяемым таможенным законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России;
п) присутствовать при досмотре декларируемых им товаров и транспортных средств;
р) ходатайствовать перед таможенным органом о проведении корректировки таможенной стоимости.
9.5. Совершение таможенным брокером операций, определяемых его статусом (пункт 9.1), не является основанием для выполнения им обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также и других обязанностей, выполнение которых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами по таможенному делу может быть возложено только на лицо, перемещающее товары, либо иное названное лицо.
9.6. Таможенный брокер не несет ответственности перед таможенными органами за не соблюдение условий выбранного таможенного режима лицом, перемещающим товары с момента выпуска товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенный брокер может выступить в соответствии с порядком, определяемым ГТК России, в качестве поручителя за надлежащее исполнение представляемым лицом своих обязательств.
9.7. Таможенный брокер несет ответственность за правильность определения таможенной стоимости, достоверность документов и сведений, используемых для определения таможенной стоимости.
9.8. Таможенный брокер при осуществлении своей деятельности не должен способствовать уклонению от уплаты таможенных платежей представляемыми лицами путем, например, занижения таможенной стоимости, недекларирования или недостоверного декларирования товаров и транспортных средств, а также путем совершения иных видов нарушения таможенных правил.
За уплату таможенных платежей, взимаемых таможенными органами при таможенном оформлении, таможенный брокер несет солидарную ответственность с лицом, перемещающим товары и транспортные средства (пункт 9 Положения).
9.9. Таможенный брокер не несет ответственности за соблюдение правил маркировки товаров марками акцизного сбора, совершение валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, выполнение условий внешнеторговых бартерных сделок и другие действия, ответственность за которые возлагается на лицо, перемещающее товары.
10. Прекращение деятельности в качестве таможенного брокера
10.1. Таможенный брокер, в том числе и его обособленные структурные подразделения, прекращают свою деятельность в качестве таможенного брокера в следующих случаях:
а) при аннулировании или отзыве лицензии;
б) по истечении срока действия лицензии;
в) при ликвидации организации, имеющей лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера;
г) по собственному желанию с представлением соответствующего заявления в письменной форме;
д) предусмотренных актами действующего законодательства Российской Федерации.
10.2. Организация и ее обособленные структурные подразделения при прекращении деятельности в качестве таможенного брокера обязаны в течение 15 дней со дня прекращения этой деятельности представить в таможенный орган, ведущий учет операций, полный отчет об операциях по таможенному оформлению, произведенных со дня выдачи лицензии в соответствии с установленным порядком (п. 7.5).
10.3. При прекращении деятельности в качестве таможенного брокера организация обязана выполнить все обязательства перед таможенными органами, принятые ею при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера.
10.4. Решение о прекращении деятельности в качестве таможенного брокера оформляется соответственно приказом по таможне, распоряжением заместителя начальника (его заместителем) регионального таможенного управления или распоряжением заместителя председателя ГТК России. В приказе (распоряжении) должны быть указаны причины прекращения деятельности организации в качестве таможенного брокера.
При прекращении деятельности организации в качестве таможенного брокера в связи с аннулированием или отзывом лицензии отдельный приказ о прекращении деятельности организации в качестве таможенного брокера не издается.
10.5. Приказ или распоряжение (пункт 10.4) вручается таможенному брокеру непосредственно либо направляется ему почтовым отправлением с уведомлением.
10.6. При прекращении деятельности в качестве таможенного брокера уплаченные сборы за выдачу лицензии и за возобновление ее действия возврату не подлежат.
11. Заключительные положения
11.1. Таможенные органы, выдающие лицензии, за каждый квартал, не позднее 30 дней после окончания, представляют в ГТК России сводные сведения и не позднее 3 дней со дня принятия решения, сведения о выданных, аннулированных, отозванных лицензиях, а также о лицензиях, действие которых приостановлено или возобновлено.
11.2. Таможенные органы не несут ответственность перед представляемыми лицами либо иными лицами за решения, действия или бездействие таможенного брокера и его работников и последствия таких решений, действий или бездействия.
Таможенные органы не возмещают убытки и не компенсируют вред, причиненный таможенным брокером и его работниками представляемому лицу либо иному лицу, а равно не возмещают этим лицам каких-либо иных расходов, понесенных в связи с деятельностью таможенного брокера (пункт 20 Положения).
11.3. ГТК России ведет государственный реестр таможенных брокеров (приложение 10) и обеспечивает его периодическую публикацию не реже одного раза в 6 месяцев (пункт 21 Положения).
** - последние две цифры календарного года;
*** - порядковый номер договора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.