23 июня 1998 г., 14 апреля, 21 мая 1999 г., 25 апреля, 1 ноября 2000 г.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
Утвердить Регламент Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Исполняющий обязанности
Председателя Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации |
А.В.Иванченко |
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации |
А.А.Вешняков |
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21 мая 1999 г. N 5/28-III в Регламент, утвержденный настоящим постановлением, внесены изменения
Регламент
Центральной избирательной комиссии РФ
(утв. постановлением Центральной избирательной комиссии РФ
от 28 июня 1995 г. N 7/46-II)
23 июня 1998 г., 14 апреля, 21 мая 1999 г., 25 апреля, 1 ноября 2000 г.
Содержание
I. Общие положения
Статья 1. Настоящий Регламент определяет порядок и правила работы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - Комиссия), осуществляющей в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, комиссий референдума Российской Федерации, а также контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, меры по оказанию правовой, методической, организационно-технической помощи избирательным комиссиям, комиссиям референдума в Российской Федерации, в том числе во взаимодействии с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Комиссия действует на постоянной основе, является государственным органом и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению, и не связана решениями политических партий и иных общественных объединений.
Срок полномочий Комиссии - четыре года.
Статья 3. Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса, которые назначаются палатами Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Не могут входить в состав Комиссии депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, члены нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
В случае досрочного освобождения члена Комиссии с правом решающего голоса от обязанностей члена Комиссии по основаниям, предусмотренным статьей 24 Федерального закона, Председатель Комиссии в течение недели со дня освобождения члена Комиссии обращается в Государственную Думу или в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо к Президенту Российской Федерации с предложением о назначении нового члена Комиссии.
Избирательные объединения, избирательные блоки после регистрации Комиссией выдвинутых ими федеральных списков кандидатов либо выдвинутых ими кандидатов на должность Президента Российской Федерации либо регистрации в одномандатных избирательных округах выдвинутых ими кандидатов, а также зарегистрированные кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут назначить в состав Комиссии по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса.
При проведении референдума Российской Федерации инициативная группа по его проведению, а также избирательные объединения, избирательные блоки, имеющие фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, могут назначить в состав Комиссии по одному члену Комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 4. Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности, свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее компетенцию.
Статья 5. Решения и иные акты Комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, инициативных групп по проведению референдума, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума, а также избирательных комиссий, комиссий референдума.
Статья 6. Комиссия является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, а также эмблему.
Официальное сокращенное наименование Комиссии - ЦИК России.
Статья 7. Официальным печатным органом Комиссии является журнал "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Статья 8. Место постоянного нахождения Комиссии - Российская Федерация, город Москва, улица Ильинка, дом 10.
Заседания Комиссии проводятся, как правило, по месту ее постоянного нахождения. Комиссия вправе принять решение о проведении выездного заседания.
Статья 9. В Регламенте Комиссии используются следующие термины:
нижестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие), участковые избирательные комиссии, комиссии референдума, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, и референдума Российской Федерации;
член Комиссии с правом решающего голоса - лицо, назначенное в состав Комиссии Государственной Думой, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Президентом Российской Федерации;
член Комиссии с правом совещательного голоса - лицо, назначенное в Комиссию избирательным объединением, избирательным блоком, чей федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат на должность Президента Российской Федерации или кандидаты в депутаты Государственной Думы по одномандатным избирательным округам были зарегистрированы в соответствии с законодательством, либо лицо, назначенное в Комиссию зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации, инициативной группой по проведению референдума Российской Федерации или избирательным объединением, избирательным блоком, имеющим фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
установленное число членов Комиссии - 15 ее членов с правом решающего голоса;
число присутствующих членов Комиссии - число ее членов с правом решающего голоса, участвующих в заседании Комиссии.
II. Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь Комиссии
Статья 10. Председатель, Заместитель Председателя и Секретарь Комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов Комиссии с правом решающего голоса тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.
См. Положение о порядке избрания Председателя, заместителя Председателя и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 21 марта 1995 г. N 11
Статья 11. В бюллетень для тайного голосования на должность Председателя Комиссии вносятся фамилии, имена, отчества кандидатур, выдвинутых членами Комиссии с правом решающего голоса, за исключением лиц, взявших самоотвод.
В бюллетене справа от фамилии, имени, отчества кандидата помещается пустой квадрат. При заполнении бюллетеня в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос, может быть поставлен любой знак.
В случае если член Комиссии при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе получить новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.
Самоотвод принимается без голосования.
По кандидатурам, баллотирующимся на должность Председателя Комиссии, проводится обсуждение.
Избранным на должность Председателя Комиссии считается кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от установленного числа членов Комиссии.
В случае, если на должность Председателя Комиссии было выдвинуто две и более кандидатуры и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводятся следующие процедуры:
если в первом туре было выдвинуто две кандидатуры, то второй тур голосования проводится по одной кандидатуре, получившей наибольшее число голосов;
при выдвижении в первом туре более двух кандидатур второй тур голосования проводится по двум кандидатурам, получившим наибольшее числе голосов;
если два или более кандидата, следующие за кандидатом, получившим наибольшее число голосов в первом туре, получили равное число голосов, то все они вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов, включаются в бюллетень для второго тура голосования.
Кандидату для избрания на должность Председателя Комиссии по итогам второго тура голосования необходимо набрать не менее половины голосов от установленного числа членов Комиссии.
Если во втором туре голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов, то процедура выборов повторяется до избрания Председателя Комиссии. При этом на должность Председателя Комиссии могут быть выдвинуты любые члены Комиссии, в том числе и те, по кандидатурам которых уже проводилось голосование.
Решение об избрании Председателя Комиссии принимается Комиссией на основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по кандидатуре на должность Председателя Комиссии и оформляется постановлением Комиссии.
Статья 12. Избрание Заместителя Председателя и Секретаря Комиссии проводится в порядке, установленном статьей 11 настоящего Регламента.
Статья 13. Председатель Комиссии:
организует работу Комиссии;
созывает и ведет заседания Комиссии;
издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
подписывает постановления Комиссии;
осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Комиссии, принимает на работу и увольняет его работников;
представляет Комиссию во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями, комиссиями референдума, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также иностранными и международными организациями, средствами массовой информации;
является распорядителем финансовых средств, выделяемых Комиссии из федерального бюджета;
осуществляет контроль за реализацией мер по приведению законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.
Председатель Комиссии замещает должность на постоянной (штатной) основе.
Статья 14. Заместитель Председателя Комиссии:
замещает Председателя Комиссии в его отсутствие;
по поручению председателя Комиссии созывает и ведет заседания Комиссии;
осуществляет контроль за организацией работы по проверке финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, инициативных групп по проведению референдума, источников поступления, ведения учета и использования денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме;
является руководителем Контрольно-ревизионной службы при Комиссии;
выполняет поручения Председателя Комиссии;
дает поручения в пределах своей компетенции;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.
Заместитель Председателя Комиссии замещает должность на постоянной (штатной) основе.
Статья 15. Секретарь комиссии:
организует подготовку заседаний Комиссии, вносимых на ее рассмотрение материалов;
организует перспективное и текущее планирование деятельности Комиссии, контролирует ход выполнения планов ее работы;
координирует работу по доведению решений и иных материалов Комиссии до сведения членов Комиссии, избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц, общественных объединений, средств массовой информации;
подписывает постановления Комиссии;
выполняет поручения Председателя Комиссии;
дает поручения в пределах своей компетенции;
осуществляет контроль за разработкой и внедрением нормативов технологического оборудования избирательных комиссий и комиссий референдума, подготовкой нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательных документов, документов референдумов;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Регламентом и распределением обязанностей в Комиссии.
Секретарь Комиссии замещает должность на постоянной (штатной) основе.
Статья 16. В случае временного отсутствия Заместителя Председателя Комиссии, Секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены Председателем Комиссии на других членов Комиссии с правом решающего голоса.
Если и Председатель, и Заместитель Председателя Комиссии временно отсутствуют, а вопрос исполнения их обязанностей не урегулирован, по решению Комиссии обязанности Председателя Комиссии могут быть возложены на Секретаря Комиссии (или члена Комиссии с правом решающего голоса), а обязанности Секретаря Комиссии - на члена Комиссии с правом решающего голоса.
Статья 17. Председатель Комиссии, Заместитель Председателя Комиссии, Секретарь Комиссии могут быть досрочно освобождены от замещаемых должностей на основании решений Комиссии, принимаемых большинством голосов от установленного числа членов Комиссии при тайном голосовании.
Решения об освобождении от должностей Председателя Комиссии, Заместителя Председателя Комиссии, Секретаря Комиссии оформляются постановлениями Комиссии.
В случае досрочного освобождения от должности Председателя Комиссии его обязанности исполняет Заместитель Председателя Комиссии до избрания Председателя Комиссии.
В случае досрочного освобождения от должностей Заместителя Председателя, Секретаря Комиссии их обязанности могут быть возложены на других членов Комиссии с правом решающего голоса до избрания соответственно Заместителя Председателя Комиссии, Секретаря Комиссии.
В случае досрочного освобождения от замещаемых должностей Председателя, Заместителя Председателя, Секретаря Комиссии новые выборы проводятся не позднее чем через месяц со дня их освобождения в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Регламентом.
III. Члены комиссии
Статья 18. Члены Комиссии с правом решающего голоса вправе работать в Комиссии на постоянной (штатной) основе. Основанием для работы на постоянной (штатной) основе является личное заявление члена Комиссии на имя Председателя Комиссии. Оформление на работу на постоянной (штатной) основе члена Комиссии с правом решающего голоса осуществляется распоряжением Председателя Комиссии.
Члены Комиссии с правом решающего голоса, работающие на постоянной (штатной) основе, не могут замещать другие государственные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 19. Члены Комиссии с правом решающего голоса на основании планов Комиссии, федеральных целевых программ организуют работу по следующим направлениям деятельности Комиссии:
организация государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участие в осуществлении этой регистрации (учета), определение схем образования избирательных округов;
организация системы финансирования выборов и референдумов, деятельности Комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, других избирательных комиссий и комиссий референдумов, федеральных целевых программ, распределение выделенных из федерального бюджета на эти цели средств и контроль за их использованием;
контроль за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов для участия в референдуме, проверка финансовых отчетов кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума;
взаимодействие с избирательными объединениями, избирательными блоками, иными общественными объединениями, инициативными группами избирателей, инициативными группами по проведению референдума;
обеспечение прав граждан Российской Федерации, политических и других общественных объединений на агитацию при проведении выборов и референдумов, в том числе через средства массовой информации;
повышение правовой культуры избирателей, профессиональная подготовка членов избирательных комиссий и комиссий референдума, других организаторов выборов и референдумов;
контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также выборов в органы местного самоуправления;
контроль за соблюдением прав граждан Российской Федерации на участие в голосовании по отзыву лиц, избираемых непосредственно гражданами в законодательные (представительные), исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления, а также права граждан Российской Федерации на участие в референдуме Российской Федерации, референдумах субъектов Российской Федерации, местных референдумах;
контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдумах военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, а также граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, и иных граждан, условия и характер работы которых предполагает постоянную смену места пребывания (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций и другие). Взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам обеспечения избирательных прав граждан;
координация деятельности по обеспечению функционирования, развития и использования государственной автоматизированной информационной системы;
разработка и внедрение нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий и комиссий референдума, а также подготовка нормативов изготовления (включая степень защищенности) избирательных документов и документов референдумов;
рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, а также жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.
Члены Комиссии с правом решающего голоса, организующие работу по вышеуказанным направлениям деятельности Комиссии, осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, учреждениями и организациями, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации и другими участниками избирательного процесса, подписывают по поручению Председателя Комиссии соответствующие письма, телеграммы и иные исходящие из Комиссии документы, несут ответственность за результаты этой работы.
Распределение обязанностей по направлениям деятельности Комиссии и иных обязанностей членов Комиссии с правом решающего голоса осуществляется решением Комиссии, оформляемым постановлением.
Статья 20. Члены Комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса вправе:
принимать участие в подготовке заседаний Комиссии и ее работе;
выступать на заседании Комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии и требовать проведения по данным вопросам голосования;
задавать вопросы другим участникам заседания Комиссии в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
знакомиться с документами и материалами Комиссии, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, участников референдума, избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме), требовать заверения этих копий;
обжаловать действия (бездействие) Комиссии в суд.
Статья 21. Член Комиссии с правом решающего голоса вправе:
голосовать на заседаниях Комиссии, подписывать ее решения в случаях, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами;
присутствовать и выступать на совещаниях, проводимых в Комиссии и ее Аппарате;
взаимодействовать с Руководителем Аппарата Комиссии, его заместителем, руководителями структурных подразделений Аппарата Комиссии и давать им поручения по организации работы в соответствии с закрепленными направлениями деятельности Комиссии, осуществлять контроль за реализацией решений Комиссии по соответствующим вопросам;
осуществлять контроль за реализацией структурными подразделениями Аппарата Комиссии решений по закрепленным за членом Комиссии с правом решающего голоса направлениям деятельности;
по согласованию с Председателем Комиссии в установленном порядке привлекать ученых и специалистов к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью Комиссии;
выступать на заседаниях Комиссия с особым мнением;
участвовать по согласованию с Председателем Комиссии или лицом, его замещающим, в судебных заседаниях по вопросам компетенции Комиссии.
Статья 22. Член Комиссии с правом решающего голоса обязан:
участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии;
присутствовать на всех заседаниях Комиссии;
заблаговременно информировать Секретаря Комиссии о невозможности присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине;
выполнять поручения Комиссии, а также Председателя, Заместителя Председателя и Секретаря Комиссии, данные в пределах их компетенции.
Статья 23. Срок полномочий члена Комиссии с правом решающего голоса истекает в день первого заседания Комиссии нового состава.
Статья 24. Член Комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными федеральными конституционными законами или федеральными законами правами, связанными с подготовкой и проведением выборов и референдумов, которые в указанный период проводит Комиссия.
Член Комиссии с правом совещательного голоса по решению Председателя или Комиссии может с его согласия привлекаться к подготовке вопросов, входящих в компетенцию Комиссии.
Полномочия членов Комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, или списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками, их назначившими, были избраны или приняли участие в распределении мандатов, продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность.
Полномочия члена Комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена Комиссии, и переданы другому лицу.
IV. Порядок проведения заседаний комиссии
Статья 25. Комиссия собирается на свое первое заседание, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов Комиссии, не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решений о назначении членов Комиссии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Президентом Российской Федерации, но не ранее истечения срока полномочий Комиссии прежнего состава.
Срок полномочий Комиссии начинается со дня ее первого заседания. В день первого заседания Комиссии полномочия Комиссии прежнего состава прекращаются.
Статья 26. Первое заседание Комиссии открывает старейший по возрасту член Комиссии с правом решающего голоса и ведет его до избрания Председателя Комиссии.
На первом заседании Комиссии:
председательствующий представляет членов Комиссии с правом решающего голоса, а также членов Комиссии с правом совещательного голоса, полномочия которых продолжаются до окончания регистрации кандидатов (списков кандидатов) на следующих выборах;
избирается открытым голосованием счетная комиссия в составе трех членов Комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии;
проводятся выборы Председателя Комиссии, Заместителя Председателя и Секретаря Комиссии в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Статья 27. Заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа членов Комиссии.
Статья 28. Комиссия вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.
Исключительно на заседаниях Комиссии решаются вопросы:
избрания на должности и освобождения от должностей Председателя Комиссии, Заместителя Председателя и Секретаря Комиссии;
о регистрации кандидатов (списков кандидатов);
об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов);
финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдумов;
определения результатов выборов и референдума Российской Федерации;
утверждения формы и текста избирательных документов, документов референдума и установления степени их защиты;
регистрации избирательных блоков;
отмены решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;
утверждения планов работы Комиссии;
распределения обязанностей между членами Комиссии;
утверждения инструкций, иных нормативных актов, а также принятия обращений и заявлений;
принятия Регламента Комиссии, внесения в него изменений и дополнений;
утверждения Положения об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, структуры и штатного расписания Аппарата Комиссии;
дачи согласия на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Комиссии;
внесения в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а в необходимых случаях - и в федеральные органы, заключения о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
утверждения Положения о Контрольно-ревизионной службе при Комиссии и ее состава, внесения в них изменений и дополнений;
определения размера и установления порядка оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения деятельности Комиссии, в пределах выделенных ей из федерального бюджета средств;
иные вопросы, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Комиссия по требованию любого ее члена обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым Комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
Статья 29. Заседания Комиссии проводятся открыто и гласно. На заседаниях и при работе с протоколами об итогах голосования вправе присутствовать зарегистрированный Комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, список кандидатов от которого зарегистрирован Комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы избирателей, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, аккредитованные при Комиссии.
На заседания могут приглашаться члены других избирательных комиссий, представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые, эксперты, специалисты для предоставления сведений, необходимых по рассматриваемым Комиссией вопросам.
Статья 30. На заседании Комиссии обязаны присутствовать Руководитель Аппарата Комиссии, руководители структурных подразделений Аппарата Комиссии, руководители учреждений и организаций, созданных при Комиссии.
Статья 31. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планами ее работы, как правило, не реже одного раза в месяц.
Заседания Комиссии созываются Председателем Комиссии или по его поручению Заместителем Председателя, а также по требованию не менее чем одной трети установленного числа членов Комиссии.
До начала заседания проводится регистрация членов Комиссии, результаты которой оглашаются председательствующим перед открытием заседания.
Статья 32. Члены Комиссии извещаются Секретарем Комиссии о заседании Комиссии, как правило, не позднее чем за семь дней до дня заседания. Проекты постановлений Комиссии и другие необходимые материалы предоставляются членам Комиссии за три дня, а в исключительных случаях - не позднее чем за день до открытия заседания Комиссии.
Статья 33. Председательствующий на заседании Комиссии:
ведет заседание Комиссии;
организует обсуждение вопросов повестки дня заседания Комиссии, ставит их на голосование;
предоставляет слово для выступления членам Комиссии в порядке очередности поступивших заявок, а также приглашенным лицам;
ставит на голосование в порядке поступления все предложения членов Комиссии;
организует голосование и подсчет голосов, оглашает результаты голосования;
обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента членами Комиссии и приглашенными лицами.
Председательствующий во время выступлений членов Комиссии и приглашенных лиц не вправе комментировать их высказывания, за исключением случаев отклонения темы выступлений от утвержденной повестки дня.
Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним.
Статья 34. Заседание Комиссии ведется на русском языке. На заседании ведутся протокол и диктофонная запись.
В протоколе заседания Комиссии указываются: повестка дня, фамилии присутствующих членов Комиссии, результаты голосования, принятые решения.
К протоколу прилагаются принятые в ходе заседания постановления Комиссии, инструкции и иные нормативные акты, а также разъяснения, заключения, заявления и обращения Комиссии, особые мнения членов Комиссии.
Протокол подписывается председательствующим на заседании Комиссии и Секретарем Комиссии.
Статья 35. Продолжительность докладов, содокладов, заключительного слова, иных выступлений на заседаниях Комиссии устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками и не должна превышать: для доклада - 20 минут, содоклада - 10 минут, заключительного слова - 5 минут, выступлений в прениях - 3 минут, дачи справок, оглашения информации, заявлений и обращений - 2 минут, если иное не установлено решениями Комиссии.
Статья 36. Для подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Комиссии, решением Комиссии или распоряжением Председателя Комиссии могут создаваться рабочие группы из числа членов Комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, работников Аппарата Комиссии, ученых, специалистов и экспертов.
V. Порядок голосования на заседаниях комиссии
Статья 37. Все решения Комиссии принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием.
Открытое голосование осуществляется путем поднятия руки членом Комиссии с правом решающего голоса, тайное голосование - путем использования бюллетеней или системы электронного голосования.
Результаты голосования по всем вопросам, оглашенные председательствующим, вносятся в протокол заседания Комиссии.
Статья 38. При голосовании член Комиссии с правом решающего голоса имеет один голос и голосует лично. Член Комиссии, не согласный с принятым Комиссией решением, вправе в письменной форме выразить особое мнение, которое доводится до сведения всех членов Комиссии и прилагается к соответствующему протоколу заседания.
При подведении итогов открытого голосования в случае равенства голосов "за" и "против" голос Председателя Комиссии является решающим.
Статья 39. Тайное голосование проводится в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами либо по решению Комиссии, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.
Для проведения тайного голосования путем использования бюллетеней и определения его результатов избирается счетная комиссия в количестве и составе, определяемых Комиссией, которая избирает из своего состава председателя комиссии и организует проведение тайного голосования. Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются Комиссией по предложению счетной комиссии.
Каждому члену Комиссии с правом решающего голоса выдается один бюллетень для тайного голосования.
В кабине для тайного голосования или в помещении, отведенном для этих целей, голосующий заполняет бюллетень, после чего опускает его в ящик для голосования, опечатанный счетной комиссией.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии члены Комиссии с правом решающего голоса принимают открытым голосованием решение об утверждении результатов тайного голосования.
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление члена Комиссии с правом решающего голоса. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
VI. Порядок принятия решений комиссии
Статья 40. Комиссия принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также установленным настоящим Регламентом.
Решения Комиссии об избрании Председателя, Заместителя Председателя и Секретаря Комиссии, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене решений нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об отмене решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом, по вопросам финансового обеспечения выборов и референдума Российской Федерации, о результатах выборов и референдума, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, о принятии Регламента Комиссии, изменений и дополнений к нему считаются принятыми, если за них проголосовало более половины членов Комиссии от установленного числа членов Комиссии. Решения Комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.
Принимаемые решения оформляются постановлениями Комиссии.
Постановления Комиссии подписываются Председателем и Секретарем Комиссии.
Инструкции, иные нормативные акты по вопросам применения федерального законодательства, обращения и заявления, принимаемые Комиссией, утверждаются постановлением Комиссии.
Статья 41. Всеми членами Комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими на соответствующих заседаниях Комиссии, подписываются протоколы Комиссии:
о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
о результатах выборов Президента Российской Федерации;
о результатах референдума Российской Федерации.
Статья 42. При рассмотрении проекта постановления Комиссия заслушивает основного докладчика, содоклады и проводит обсуждение проекта.
Проект постановления, принятый Комиссией за основу, обсуждается и голосуется в дальнейшем в целом либо по пунктам или частям.
На голосование ставятся поправки, внесенные только членами Комиссии. После обсуждения и голосования поправок проект постановления принимается в целом.
Статья 43. При рассмотрении проекта постановления Комиссия вправе:
принять постановление, в том числе с поправками, внесенными в ходе его обсуждения;
принять постановление за основу с последующей его доработкой и повторным рассмотрением;
отложить обсуждение проекта постановления;
отклонить проект постановления.
Статья 44. Постановления, инструкции и иные нормативные акты Комиссии публикуются в установленные законами сроки в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", а также передаются в средства массовой информации.
VII. Обеспечение деятельности комиссии
Статья 45. Правовое, организационное, информационно-аналитическое, финансовое, документационное, издательское, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Аппарат Комиссии. Руководитель Аппарата Комиссии обеспечивает взаимодействие подразделений Аппарата Комиссии.
Статья 46. Права, обязанности и ответственность работников Аппарата Комиссии определяются федеральным законодательством, а также Положением об Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и положениями о структурных подразделениях Аппарата Комиссии, утверждаемыми соответственно Комиссией и Руководителем Аппарата Комиссии.
Структура и штатное расписание Аппарата Комиссии устанавливаются Комиссией в пределах выделяемых ей бюджетных средств.
Статья 47. Комиссия в соответствии с федеральным законодательством вправе создавать для обеспечения своей деятельности учреждения и организации, положения о которых утверждаются Комиссией.
VIII. Осуществление комиссией контроля за соблюдением избирательных
прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Статья 48. В соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдуме Комиссией рассматриваются жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и нижестоящих комиссий референдума Российской Федерации, обращения о нарушении Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, а также жалобы на решения или действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме; при этом Комиссия вправе принять решение по существу жалобы.
Поступившие в ходе выборов или референдума в Комиссию жалобы и обращения рассматриваются членами Комиссии с правом решающего голоса и в случае необходимости вносятся на предварительное рассмотрение соответствующей рабочей группы, а затем на заседание Комиссии.
Решения по жалобам и обращениям, поступившим в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
В случае если факты, содержащиеся в жалобах и обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Комиссия вправе обращаться в соответствующие правоохранительные органы с представлением о проведении проверки фактов, содержащихся в обращении.
В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения гражданина в Комиссию с аналогичной жалобой, Комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу.
Решение Комиссии по существу жалобы принимается большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии, за исключением решений, принимаемых Комиссией по вопросам, предусмотренным частью второй статьи 40 настоящего Регламента.
Статья 49. Комиссия, обеспечивая единообразное применение федерального законодательства о выборах, референдуме и об обеспечении прав граждан на участие в голосовании по отзыву депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, избираемых непосредственно гражданами в государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами, осуществляет проверку деятельности нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, других участников избирательного процесса, референдума, голосования по отзыву, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.
По решению Комиссии к изучению данных вопросов могут привлекаться члены Комиссии, работники Аппарата Комиссии, представители избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученые и специалисты.
По результатам проверки Комиссия может передавать вопросы на повторное рассмотрение избирательным комиссиям, комиссиям референдума, отменять решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые с нарушением соответствующих федеральных конституционных законов, федеральных законов либо с превышением компетенции, при этом принимать решения по существу, а также направлять материалы проверки в соответствующие органы и обращаться в суд.
Статья 50. Комиссия вправе потребовать от избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей, инициативных групп по проведению референдума, государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений, организаций, средств массовой информации и их должностных лиц представления необходимых сведений и материалов, связанных с реализацией федерального законодательства о выборах и референдуме.
В целях осуществления эффективного контроля за соблюдением избирательных прав граждан, их права на участие в референдуме, прав на участие в голосовании по отзыву депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также иных лиц, избираемых непосредственно гражданами в государственные органы, предусмотренные конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами, а также для обобщения практики проведения выборов, референдумов и голосования по отзыву в субъектах Российской Федерации Комиссия может запрашивать от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимую информацию о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов и голосования по отзыву, проводимых в субъектах Российской Федерации, и об их итогах.
IX. Порядок работы Комиссии по реализации основных положений
федеральных законов о выборах и референдуме
Статья 51. На основании данных об избирателях Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума Комиссия с учетом предложений субъектов Российской Федерации и в соответствии с методикой определения количества одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определяет схему образования избирательных округов и в установленные федеральным законом сроки направляет ее в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Статья 52. Комиссия получает от уполномоченных представителей избирательных блоков документы, предусмотренные федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", и принимает решения о регистрации избирательных блоков либо об отказе в их регистрации не позднее чем на пятый день после представления в Комиссию необходимых документов.
Статья 53. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока федеральный список кандидатов и список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, а также иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о заверении копий списков кандидатов либо об отказе в их заверении не позднее чем на третий день после представления в Комиссию необходимых документов, а также выдает уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока заверенные списки кандидатов либо мотивированное решение об отказе в выдаче таковых.
Статья 54. Комиссия принимает решение о регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока или инициативной группы избирателей не позднее чем на пятый день со дня поступления в Комиссию документов, предусмотренных Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", и выдает им регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
Статья 55. Комиссия получает от уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока подписные листы в поддержку федерального списка кандидатов, подтверждение поступления на специальный счет комиссии избирательного залога и иные документы, предусмотренные Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", и принимает решение о регистрации федерального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации не позднее чем на десятый день со дня получения указанных документов.
Статья 56. Комиссия проверяет в течение десяти дней со дня поступления документов соответствие порядка выдвижения кандидатов на должность Президента Российской Федерации требованиям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" и принимает решение о регистрации кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
Статья 57. Комиссия в соответствии с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" на основании протоколов N 2 окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации путем суммирования содержащихся в них данных производит подсчет голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу, и на своем заседании составляет протокол о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между избирательными объединениями, избирательными блоками, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса.
Статья 58. Комиссия на основании своего протокола о распределении депутатских мандатов между избирательными объединениями, избирательными блоками по федеральному избирательному округу и на основании протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах принимает постановление об установлении общих результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования.
К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования по федеральному избирательному округу, включающая в себя полные данные протоколов N 2 окружных избирательных комиссий. Сводная таблица подписывается Председателем и Секретарем Комиссии.
Статья 59. Комиссия на основании протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и протоколов участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации, производит подсчет голосов избирателей не позднее чем через пятнадцать дней со дня голосования и на своем заседании составляет протокол о результатах выборов Президента Российской Федерации, который подписывают все присутствующие на заседании члены Комиссии с правом решающего голоса.
К протоколу о результатах выборов Президента Российской Федерации в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и участковых избирательных комиссий, образованных за пределами территории Российской Федерации. Сводная таблица подписывается Председателем и Секретарем Комиссии.
Статья 60. Комиссия на основании протоколов комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования по соответствующему субъекту Российской Федерации и протоколов участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации об итогах голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем через десять дней со дня проведения референдума Российской Федерации определяет результаты референдума Российской Федерации и на своем заседании составляет протокол о результатах референдума Российской Федерации, который подписывают все присутствующие члены Комиссии с правом решающего голоса.
К протоколу о результатах референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации и участковых комиссий по проведению референдума Российской Федерации, образованных за пределами территории Российской Федерации. Сводная таблица подписывается Председателем и Секретарем Комиссии.
Комиссия не позднее двух месяцев после определения результатов референдума Российской Федерации публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на референдуме Российской Федерации, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации.
Статья 61. Регламент комиссии, вносимые в него изменения и дополнения вступают в силу с момента их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 28 июня 1995 г. N 7/46-II "О Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ЦИК России от 30 августа 2023 г. N 131/1016-8
Изменения вступают в силу с 30 августа 2023 г.
Постановление ЦИК России от 15 декабря 2021 г. N 74/626-8
Изменения вступают в силу с 15 декабря 2021 г.
Постановление ЦИК России от 18 апреля 2018 г. N 154/1263-7
Постановление ЦИК России от 13 апреля 2016 г. N 3/15-7
Постановление ЦИК России от 28 марта 2016 г. N 1/4-7
Постановление ЦИК России от 23 марта 2011 г. N 252/1614-5
Постановление ЦИК России от 2 февраля 2011 г. N 240/1561-5
Постановление ЦИК России от 26 января 2011 г. N 239/1558-5
Постановление ЦИК России от 2 декабря 2009 г. N 183/1257-5
Постановление ЦИК России от 21 августа 2009 г. N 168/1201-5
Постановление ЦИК России от 10 декабря 2008 г. N 140/1035-5
Постановление ЦИК России от 24 апреля 2008 г. N 110/830-5
Постановление ЦИК России от 28 декабря 2007 г. N 83/668-5
Постановление ЦИК России от 6 апреля 2007 г. N 2/15-5
Постановление ЦИК России от 21 ноября 2005 г. N 160/1054-4
Постановление ЦИК России от 23 июля 2003 г. N 19/139-4
Постановление ЦИК России от 14 апреля 2003 г. N 3/14-4
Постановление ЦИК России от 24 января 2001 г. N 120/1205-3
Постановление ЦИК России от 1 ноября 2000 г. N 114/1183-3
Постановление ЦИК России от 25 апреля 2000 г. N 101/1131-3
Постановление ЦИК России от 21 мая 1999 г. N 5/28-III
Постановление ЦИК России от 14 апреля 1999 г. N 3/10-III
Постановление ЦИК России от 23 июня 1998 г. N 150/1046-II