Нижний Новгород |
|
24 июня 2014 г. |
Дело N А43-18130/2013 |
Резолютивная часть постановления объявления 17.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Макарова И.Е. (доверенность от 01.01.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2013, принятое судьей Чепурных М.Г., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-18130/2013
по заявлению снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб" (ИНН: 5245015733, ОГРН: 1095252000645)
о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
снабженческо-сбытовой сельскохозяйственный потребительский кооператив "ИнвестАгроСнаб" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Нижегородской области (далее - Министерство) от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13 об отказе во включении в реестр заемщиков, имеющих право на получение субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и об обязании Министерства принять решение о включении Кооператива в реестр.
Решением суда от 25.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Кооператив не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно истолковали Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1), Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ), постановление Правительства Нижегородской области от 02.11.2012 N 781 "Об утверждении положений по финансовой поддержке агропромышленного комплекса Нижегородской области" (далее - Постановление Правительства Нижегородской области от 02.11.2012 N 781). По мнению Кооператива, он является сельскохозяйственным потребительским кооперативом, который входит в систему потребительской кооперации и является разновидностью организации потребительской кооперации, поэтому имеет право на получение субсидий из государственного бюджета.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Министерство в отзыве отклонили доводы жалобы, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Кооператив обратился в Министерство с заявлением о получении в 2013 году субсидий из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях для приобретения сельскохозяйственной продукции, произведенной членами Кооператива с целью ее дальнейшей продажи.
На заседании комиссии Министерства 11.04.2013 заявка рассмотрена. Кооперативу отказано во включении в реестр заемщиков, так как он не является организацией потребительской кооперации, имеющей право на получение субсидий (письмо от 24.05.2013 N 302-01-16-266/13).
Кооператив счел, что решение Министерства не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 28, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Законом N 3085-1, Федеральным законом N 193-ФЗ, Положением о порядке предоставления из средств областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 02.11.2012 N 781 (далее - Положение), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что кредиты на условиях субсидирования предоставляются организациям потребительской кооперации. Кооператив к таковым не относится.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно статье 28 Кодекса бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В пункте 2 статьи 78 Кодекса предусмотрено, что субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.11.2012 N 781 утверждено Положение, которое определяет порядок предоставления финансовой поддержки из средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставленным российскими кредитными организациями за счет собственных средств.
В силу пункта 8 Положения для получения в текущем году кредитов на условиях субсидирования заемщики направляют в управления сельским хозяйством муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (далее - Управление) заявки по утвержденной форме и документы по перечню, указанному в этом пункте.
В соответствии с пунктом 9 Положения Управления в течение 7 рабочих дней со дня подачи заявок составляют сводные заявки и направляют их в Минсельхозпрод.
Комиссия Минсельхозпрода в течение 10 рабочих дней со дня получения сводных заявок и заявок от организаций прямого финансирования проверяет соответствие заемщиков условиям субсидирования, установленным Положением, и принимает решение об утверждении реестров заемщиков либо об отказе во включении заемщика в реестр заемщиков. Решение об отказе во включении в реестр заемщиков принимается в случае несоответствия заемщика условиям субсидирования, установленным настоящим Положением (пункт 10 Положения).
В пункте 4 Положения приведен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, которым предоставляются кредиты на условиях субсидирования, в их числе, организации потребительской кооперации.
Организации потребительской кооперации - это потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы (абзац 8 статьи 1 Закона N 3085-1).
В соответствии со статьей 2 Закона N 3085-1 данный закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона N 193-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона N 193-ФЗ сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 данной статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.
Из пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 193-ФЗ следует, что названный закон не распространяет свое действие на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона N 3085-1, а также на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения указанных норм, суды пришли к выводу о том, что в целях применения Положения право на получение спорных субсидий имеют только организации потребительской кооперации, созданные и действующие на особом правовом режиме, определенном Законом N 3085-1.
Из материалов дела видно и суды установили, что заявитель является юридическим лицом, созданным в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ в форме снабженческо-сбытового сельскохозяйственного кооператива сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности Кооператива.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод, что Кооператив не относится к организациям потребительской кооперации, которым в соответствии с пунктом 4 Положения предоставляются кредиты на условиях субсидирования.
Доводы, приведенные в жалобе, вывод судов не опровергают.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Кооперативу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 25.11.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А43-18130/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу снабженческо-сбытового сельскохозяйственного потребительского кооператива "ИнвестАгроСнаб" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 2 статьи 48 Федерального закона N 193-ФЗ следует, что названный закон не распространяет свое действие на потребительские общества Российской Федерации и их союзы, действующие на основании Закона N 3085-1, а также на иные несельскохозяйственные потребительские кооперативы, предусмотренные пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения указанных норм, суды пришли к выводу о том, что в целях применения Положения право на получение спорных субсидий имеют только организации потребительской кооперации, созданные и действующие на особом правовом режиме, определенном Законом N 3085-1.
Из материалов дела видно и суды установили, что заявитель является юридическим лицом, созданным в соответствии с Федеральным законом N 193-ФЗ в форме снабженческо-сбытового сельскохозяйственного кооператива сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности Кооператива."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 июня 2014 г. N Ф01-1938/14 по делу N А43-18130/2013