Нижний Новгород |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А43-9612/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Аксеновой О.Н. (доверенность от 08.05.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МБМ" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2013, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-9612/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МБМ" (ИНН: 5260151459, ОГРН: 1055238072614)
о признании недействительным распоряжения Правительства Нижегородской области,
третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области и администрация города Нижнего Новгорода,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "МБМ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области (далее - Правительство) от 17.08.2012 N 1761-р проекта планировки центральной части города Нижнего Новгорода в границах улиц Бетанкура, Литвинова, Июльских дней, Студенческой, Бориса Панина, Тургенева, Нижне-Волжской набережной в части прохождения красной линии по объектам недвижимости: нежилое здание 1-этажное общей площадью 184,90 квадратного метра, инв. N 92202, лит. 1В, нежилое здание, 1-этажное общей площадью 188,50 квадратного метра, инв. N 92202, лит. 1Б, расположенным по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, переулок Бойновский, дом 22 (далее - проект планировки).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент) и администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация).
Решением суда от 20.12.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. По мнению Общества, в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Правительство не представило доказательств того, что на спорном земельном участке планируется строительство объектов, поименованных в пункте 11 статьи 1 Кодекса, или доказательств, обосновывающих необходимость строительства таких объектов на месте существующих объектов недвижимости. Суды не дали оценку факту прохождения красных линий по объектам недвижимости, принадлежащим Обществу. Распоряжение Правительства, которым утвержден проект планировки, нарушает право Общества на приватизацию земельного участка.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Правительство в отзыве отклонило доводы жалобы и заявило ходатайство о ее рассмотрении без участия представителей.
Департамент и Администрация отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08.07.2014.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат нежилые здания площадью 184,9 квадратного метра, инв. N 92202, лит. 1В и площадью 188,5 квадратного метра, инв. N 92202, лит. 1Б, расположенные по адресу: город Нижний Новгород, переулок Бойновский, дом 22 (свидетельства о государственной регистрации права от 17.01.2012 серии 52-АД N 223873 и 223874).
Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 1065+/-11 квадратных метров, с кадастровым номером 52:18:0060166:19, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственно-складские помещения.
Общество 24.10.2012 обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Министерство отказало предоставить земельный участок в собственность, поскольку согласно предоставленной Департаментом информации спорный земельный участок частично расположен в красных линиях, утвержденных в составе проекта планировки центральной части города, утвержденного распоряжением Правительства от 17.08.2012 N 1761-р. В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок не подлежит приватизации (письмо от 11.12.2012 N 311-05-17-25004/12).
Общество обратилось с заявлением об оспаривании распоряжения Правительства от 17.08.2012 N 1761-р.
Руководствуясь статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 65, 71 частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 1, статьями 7, 42 Кодекса, статьей 27 Закона Нижегородской области от 08.04.2008 N 37-З "Об основах регулирования градостроительной деятельности на территории Нижегородской области" (далее - Закон N 37-З), пунктом 2 статьи 14 Закона Нижегородской области от 03.10.2007 N 129-З "О Правительстве Нижегородской области" (далее - Закон N 129-З) и пунктом 1.1. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58), суд первой инстанции пришел к выводам, что распоряжение в оспариваемой части соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Заявленное Обществом требование подпадает под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Кодекса территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план относится к документам территориального планирования муниципальных образований (статья 18 Кодекса).
К документации по планировке территории относится проект планировки территории (статья 41 Кодекса). Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории) подлежит опубликованию в установленном порядке (пункт 14 статьи 46 Кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Кодекса).
В соответствии с частями 1, 5 статьи 41 Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Кодекса).
В статье 42 Кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Основная часть проекта включает в себя чертеж планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 3 статьи 42 Кодекса).
Согласно пункту 11 статьи 1 Кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Согласно пункту 4.6 указанной инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Суды правильно указали, что исходя из приведенных норм целью составления документации по планировке территории является выделение элементов как существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В связи с этим в документах территориального планирования отражению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела видно и суды установили, что постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 N 22 утвержден генеральный план города Нижнего Новгорода.
Генеральный план прошел процедуру публичных слушаний 25.01.2010 в театре "Комедия". Информация о месте и времени публичных слушаний, а также информация о месте ознакомления с проектом Генерального плана размещена в официальном печатном средстве массовой информации - в газете "День города" и на официальном сайте города Нижнего Новгорода в сети "Интернет".
В составе генерального плана разработана и утверждена схема улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в районе переулка Бойновский планируется перспективная магистральная улица.
В соответствии со Строительными правилами 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ширина в границах красных линий для магистральных улиц определена от 40 до 80 метров.
Согласно схеме функционального зонирования территория в районе переулка Бойновский определена как зона смешанной функциональной застройки (жилая - общественная многоквартирная застройка), где возможно размещение многоквартирных жилых домов, учреждений образования, здравоохранения, торгово-бытовых объектов, учреждений культуры, искусства, административно-деловых учреждений, физкультурно-спортивных сооружений и запрещено размещение коммунально-складских объектов (складских сооружений, баз) и промышленных предприятий.
Таким образом, территория в районе переулка Бойновский, занимаемая в настоящее время производственно-складскими и коммунальными объектами, расположена в зоне преимущественной трансформации территории, на которой планируется жилая и общественная застройка, и в зоне планируемой магистральной улицы.
Распоряжением от 17.08.2012 N 1761-р, которое принято Правительством в соответствии с компетенцией и полномочиями, предоставленными Кодексом, статьей 27 Закона N 37-З, пунктом 2 статьи 14 Закона N 129-З, утвержден проект планировки центральной части города Нижнего Новгорода.
Проект планировки разработан в соответствии с генеральным планом города. Земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060166:19 в соответствии с утвержденной градостроительной документацией частично расположен в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры в коридоре красных линий планируемой магистральной улицы районного значения.
Таким образом, отображение в проекте планировки красных линий, обозначающих планируемый к строительству проезд, обоснованно, не противоречит законодательству и, само по себе, не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования.
Вывод судов о том, что распоряжение Правительства от 17.08.2012 N 1761-р соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не создает препятствий в использовании земельного участка, является правильным. При таких обстоятельствах ссылка Общества на исключение возможности в приватизации земельного участка не может служить достаточным основанием для признания незаконным оспариваемого акта.
С учетом изложенного суды обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А43-9612/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МБМ" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основная часть проекта включает в себя чертеж планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 3 статьи 42 Кодекса).
Согласно пункту 11 статьи 1 Кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
...
Распоряжением от 17.08.2012 N 1761-р, которое принято Правительством в соответствии с компетенцией и полномочиями, предоставленными Кодексом, статьей 27 Закона N 37-З, пунктом 2 статьи 14 Закона N 129-З, утвержден проект планировки центральной части города Нижнего Новгорода."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 июля 2014 г. N Ф01-2314/14 по делу N А43-9612/2013