Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 30 мая 2000 г. N 399
Положение
о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения
Настоящее Положение является нормативным правовым актом Правительства Москвы. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", примерным положением "О государственных природных заказниках и памятниках природы", утвержденным приказом Министерства окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 16.01.96 N 20, постановлениями Правительства Москвы от 27.10.95 N 889 "Об основных направлениях сохранения и развития территорий Природного комплекса Москвы"; от 24.02.97 N 117 "О состоянии и мерах развития Природного комплекса Москвы"; от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы"; от 19.01.99 N 31 "Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по обеспечению особой охраны территорий, указанных в п.1 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 564 "О мерах по развитию территорий Природного комплекса Москвы".
См. также Закон г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"
Основной целью придания ряду родников на территории города Москвы статуса памятника природы регионального значения является ограничение градостроительной и иной хозяйственной деятельности для их сохранения и реабилитации.
I. Основные понятия
1. Родник рассматривается как:
- естественный сосредоточенный выход подземных вод на поверхность земли;
- элемент природных или природно-техногенных ландшафтов.
2. Типы источников: восходящий (питание напорными водами), нисходящий (питание безнапорными (грунтовыми) водами).
3. Область питания родника - часть территории, в пределах которой формируется поверхностный и подземный сток.
4. Каптаж родника - сооружение для приема, сбора и распределения родниковых вод.
5. Расход (дебит) родника - производительность родника (объем воды в единицу времени: л/с; куб.м/с; куб.м/сут).
6. Санитарно-техническое состояние родника характеризуется степенью загрязненности участка выхода подземных вод.
7. Режимы функционирования родника: постоянный, периодический.
8. Родники на территории города Москвы имеют следующее значение:
- природоохранное как показатель родникового стока и показатель (индикатор) экологического состояния городской территории на площади водосбора;
- историческое;
- культурно-познавательное;
- эстетическое;
- рекреационно-оздоровительное.
9. При объявлении участков, занимаемых родниками, памятниками природы регионального значения регулирование земельных отношений с другими землепользователями осуществляется в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами.
II. Основные критерии отнесения родников города Москвы к памятникам природы регионального значения
1. Родники на территории города Москвы объявляются памятниками природы регионального значения при наличии одного из следующих критериев:
- высокая пейзажная ценность окружающего ландшафта и экологическая ценность самого родника;
- традиционно высокое историческое, культурное или религиозное значение родника.
2. Присвоение родникам статуса памятника природы регионального значения предусматривает выполнение специальных работ по благоустройству прилегающей к нему территории.
III. Порядок отнесения родников города Москвы к памятникам природы регионального значения
1. Родники объявляются памятниками природы регионального значения решением Правительства Москвы.
2. Правительство Москвы, приняв решение об объявлении родника памятником природы регионального значения, утверждает границы территории, занятой родником, устанавливает режим ее особой охраны и использования.
3. Оформление охранных обязательств и паспортов и передача их хозяйствующим субъектам, на которых возлагаются обязанности по содержанию территорий и обеспечению режима особой охраны, осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
4. Изменения границ и режима особой охраны территорий, занимаемых родниками-памятниками природы регионального значения, осуществляется Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.
Изменение границ памятников природы в сторону их уменьшения запрещено.
IV. Режим особой охраны территорий родников - памятников природы регионального значения
1. На территориях, занимаемых родниками-памятниками природы регионального значения, запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушения его сохранности.
2. На каждый родник - памятник природы регионального значения оформляется паспорт, в котором содержится следующая информация:
- название родника;
- адрес участка, занятого родником;
- описание территории - местоположения родника в рельефе;
- характеристика каптажа и его санитарно-техническое состояние;
- геологический возраст и литологическая характеристика водоносных пород;
- тип источника (восходящий, нисходящий);
- расход родника (л/с);
- температура воды (С);
- санитарное состояние территории расположения родника;
- санитарное состояние области питания родника;
- характеристика природных сообществ, представленных на участке, занятом памятником природы;
- режим использования источника местным населением (регулярно, периодически, эпизодически);
- режим функционирования родника;
- режим особой охраны, установленной на участке, занятом родником;
- химические и бактериологические характеристики родниковых вод;
- наименование и юридический адрес хозяйствующего субъекта, на которые возлагаются обязанности по содержанию участков, занятых родниками, и обеспечению режима особой охраны родников - памятников природы регионального значения, а также юридические адреса территориального отдела специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды и органов санитарно-эпидемиологического надзора;
- схема границ участка, занятого памятником природы.
3. Копии паспортов хранятся в территориальных отделах специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.
4. В паспорте должны отмечаться все результаты наблюдений за его режимом (дебет, температура, состав воды). Внесение изменений и дополнений в паспорт осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
5. Территория родника - памятника природы регионального значения обозначается предупредительными знаками, рядом с родником устанавливается информационный стенд.
Содержание предупредительных знаков и информационного стенда согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Обязанности по установке предупредительных знаков, поддержанию их в надлежащем состоянии возлагаются на лиц, которым родники-памятники природы переданы под охрану в установленном порядке.
V. Использование родников - памятников природы регионального значения
1. Использование родников - памятников природы регионального значения на территории Москвы возможно в следующих целях:
- научных (для отбора проб воды на химический анализ в целях организации мониторинга окружающей среды и контроля санитарно-гигиенического состояния водоисточника);
- эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных и иных экскурсий);
- рекреационных (места отдыха и прогулок) и иных.
2. Разрешение на использование родника - памятника природы регионального значения в тех или иных целях выдается специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
VI. Государственный учет родников - памятников природы регионального значения
1. Государственный учет родников - памятников природы регионального значения на территории города Москвы осуществляется специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
2. В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных родников до объявления их в установленном порядке памятниками природы регионального значения специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды принимает решение о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо к повреждению родников, и выдает соответствующим хозяйственным субъектам в установленном порядке предписание о приостановлении указанной деятельности.
VII. Контроль за соблюдением режима особой охраны родников - памятников природы регионального значения
Контроль за соблюдением установленного режима особой охраны родников - памятников природы регионального значения осуществляется специально уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.