Нижний Новгород |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А82-6313/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2014, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А82-6313/2013
по заявлению департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
о признании недействительным ненормативного правового акта
и у с т а н о в и л :
департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (далее - Территориальное управление, орган финансового контроля) от 01.04.2013 N 8 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Решением суда от 24.01.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 решение оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы не соответствующие материалам дела. Территориальное управление считает, что в нарушение статей 34, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации Департаментом не соблюден принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, так как жилые помещения приобретены Департаментом по цене превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2012 года, установленную уполномоченными органами. Несвоевременное представление отчета об использовании субвенции является нарушением бюджетного законодательства, вывод судов об обратном неверен.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве отклонил доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальное управление провело проверку правомерного и эффективного использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Департаменте за 2012 год.
Результаты проверки отражены в акте от 22.03.2013.
По итогам проверки директору Департамента выдано представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 01.04.2013 N 8 и предложено принять меры по недопущению в дальнейшем совершения выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
В разделе I представления отражен факт неправомерного расходования средств субсидии из федерального бюджета, в частности:
- пункт 1 - в четвертом квартале 2012 года приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществлялось по стоимости, превышающей 33 800 рублей за 1 квадратный метр общей площади, что привело к неправомерному расходованию средств субсидии из федерального бюджета в сумме 601 337 рублей.
В разделе II представления отражено иное нефинансовое нарушение, а именно:
- пункт 1 - несвоевременно представлен отчет об использовании средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за 4 квартал 2012 года в нарушение пункта 1.13. Порядка предоставления и расходования субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 22.09.2010 N 721-п (в редакции от 15.12.2010) (далее - Постановление N 721-п).
Как установил суд первой инстанции, при изготовлении текста оспариваемого представления органом финансового контроля допущена опечатка в части даты - ошибочно указан 2012 год вместо 2013. Фактически представление вынесено 01.04.2013, о чем свидетельствует дата регистрации документа.
Департамент посчитав, что выданное органом финансового контроля представление не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 1 статьи 71, частью 1 статьи 198, статьями 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 281, 284, 286 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Ярославской области от 11.05.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма", суды пришли к выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы Департамента, и удовлетворили заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ранее действовавшей редакции) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно статье 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.
В пункте 1 раздела I оспариваемого представления указано на неправомерное расходование Департаментом средств субсидии из федерального бюджета.
Как установили суды и подтверждается материалами дела, в целях обеспечения жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, Департамент в 2012 году заключил 15 муниципальных контрактов на общую сумму 16 854 600 рублей, в том числе 5 376 000 рублей составили федеральные средства, 11 478 600 рублей - средства Ярославской области.
Размещение заказов на приобретение жилых помещений осуществлялось Департаментом путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 94 ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В связи с отсутствием заявок на участие, аукционы признаны несостоявшимися. Пять муниципальных контрактов заключены Департаментом в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 94 ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основании решений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком, утвержденных начальником Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области (муниципальные контракты от 28.11.2012 N 0171300001212000050-1, 0171300001212000051-1, от 04.12.2012 N 0171300001212000052-1, от 18.12.2012 N 0171300001212000049-1, 0171300001212000071-1).
В соответствии с условиями указанных контрактов, заключенных в 4 квартале 2012 года, стоимость 1 квадратного метра общей площади приобретенных жилых помещений составила от 34 985 рублей до 42 006 рублей. При этом общая площадь приобретенных квартир составила от 30,2 до 34,3 квадратного метра.
Как следует из акта проверки, расчет потребности в средствах на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот произведен Департаментом исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, установленной приказами Министерства регионального развития Российской Федерации и постановлениями администрации городского округа город Рыбинск на соответствующий квартал, а также с учетом нормы предоставления площади жилого помещения для указанной категории лиц в пределах, установленных статьей 16 Закона Ярославской области от 11.05.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" (21 - 42 квадратных метра). В расчете потребности органом финансового контроля нарушений не установлено.
Согласно Постановлению N 721-п субвенция на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - субвенция), предоставляется с 01.01.2010 бюджетам муниципальных районов (городских округов) области.
Субвенция предусмотрена на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Субвенция предоставляется из двух источников - средств областного бюджета и средств федерального бюджета, предоставленных в виде субсидии на обеспечение жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Субвенция расходуется строго по целевому назначению и отражается в расходной части местных бюджетов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Уполномоченный орган муниципального района (городского округа) области ежеквартально до 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, направляет в департамент образования Ярославской области для включения в кассовый план заявку на выделение субвенции в пределах объемов годовых ассигнований.
Департамент образования Ярославской области ежеквартально до 25 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу, направляет в департамент финансов Ярославской области для включения в кассовый план заявку на выделение субвенции муниципальным районам (городским округам) области в пределах объемов, предусмотренных Законом Ярославской области от 16.12.2009 N 71-з "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Департамент образования Ярославской области как главный распорядитель бюджетных средств передает уполномоченному органу муниципального района (городского округа) области уведомление о предельных объемах финансирования в объеме субвенции.
Органы местного самоуправления муниципальных образований области направляют в департамент образования Ярославской области заявку на финансирование расходов на предоставление жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей (далее - заявка), в том числе, муниципальный правовой акт о средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному району (городскому округу) области.
Уполномоченный орган муниципального района (городского округа) области расходует субвенцию в рамках кассового плана местных бюджетов Ярославской области.
Уполномоченный орган муниципального района (городского округа) области представляет ежеквартально до 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет об использовании субвенции по форме согласно приложению (пункт 1.13).
Ответственность за несоблюдение Постановления N 721-п и достоверность представляемой отчетности возлагается на уполномоченный орган муниципального района (городского округа) области.
В соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.10.2012 N 28/ГС "О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 4 квартал 2012 года" показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья утвержден в размере 33 800 рублей.
Согласно пункту 1 указанного приказа показатели подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального бюджета.
На основании постановления Администрации городского округа город Рыбинск от 30.11.2012 N 4496 "О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 4 квартал 2012 года" установлена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по городскому округу город Рыбинск на 4 квартал 2012 года для расчета размера субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на приобретение жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, в размере 33 800 рублей.
Норма предоставления площади жилого помещения для указанной категории лиц установлена статьей 16 Закона Ярославской области от 11.05.2005 N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" - не менее 21 квадратного метра и не более 42 квадратных метров.
На основании анализа указанных норм суды пришли к обоснованному выводу о том, что показатель средней рыночной стоимости квадратного метра жилья установлен исключительно для расчета размера субвенции. Нормативный акт, предписывающий уполномоченным органам приобретать жилье по средней рыночной стоимости одного квадратного метра, отсутствует.
Следовательно, расчет размера субвенции произведен Департаментом правомерно и обоснованно, исходя из установленного показателя средней рыночной стоимости квадратного метра в городе Рыбинске в 4 квартале 2012 года и нормы предоставления жилья для рассматриваемой категории граждан. Субвенция за счет средств федерального и областного бюджетов израсходована в полном объеме. Нуждающиеся граждане обеспечены жильем в пределах установленных норм. Средства на приобретение жилья израсходованы в пределах выделенной субвенции. Торги, направленные на приобретение жилья, не состоялись в связи с отсутствием заявок, в связи с чем Департамент был вынужден заключить контракты с единственным поставщиком. При проведении торгов и заключении контрактов с единственным поставщиком органом финансового контроля нарушений не установлено.
Таким образом, расходование Департаментом средств федерального бюджета в сумме 5 376 000 руб. (в том числе 601 337 рублей) в 4 квартале 2012 года не противоречит положениям бюджетного законодательства, что свидетельствует о незаконности пункта 1 раздела I оспариваемого представления. Доказательств неэффективного расходования средств в материалы дела не представлено. Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
Как следует из пункта 1 раздела II оспариваемого представления в нарушение пункта 1.13 Постановления N 721-п Департамент несвоевременно представил отчет об использовании субвенции.
Орган финансового контроля уполномочен на выдачу по итогам ревизии (проверки) обязательного для исполнения представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса установленных в ходе проверки нарушений только бюджетного законодательства. Выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства и т.п.), не входит в полномочия Территориального управления.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, указанные действия Департамента не образуют событие нарушения бюджетного законодательства, в связи с этим указанный раздел оспариваемого представления не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили требование Департамента.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств дела и норм права, как не опровергающие правомерности и обоснованности выводов судов обеих инстанций, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.01.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А82-6313/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размещение заказов на приобретение жилых помещений осуществлялось Департаментом путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 94 ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В связи с отсутствием заявок на участие, аукционы признаны несостоявшимися. Пять муниципальных контрактов заключены Департаментом в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 94 ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на основании решений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком, утвержденных начальником Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области (муниципальные контракты от 28.11.2012 N 0171300001212000050-1, 0171300001212000051-1, от 04.12.2012 N 0171300001212000052-1, от 18.12.2012 N 0171300001212000049-1, 0171300001212000071-1)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 августа 2014 г. N Ф01-3087/14 по делу N А82-6313/2013