Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Елисеевой Е.В.,
судей Ногтевой В.А., Самуйлова С.В.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Кохматекстиль" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2010, принятое судьей Ильичевой О.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011, принятое судьями Чернигиной Т.В., Великоредчаниным О.Б., Тетерваком А.В., по делу N А17-3788/2010 по иску открытого акционерного общества водопровода, канализации и гидротехнических сооружений (ОАО "Водоканал") к открытому акционерному обществу "Кохматекстиль" о взыскании задолженности по оплате за сверхлимитное водоотведение и установил:
открытое акционерное общество водопровода, канализации и гидротехнических сооружений (далее - Общество-1) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском (с учетом уточненных требований) к открытому акционерному обществу "Кохматекстиль" (далее - Общество-2) о взыскании задолженности по оплате за сверхлимитное водоотведение по договору от 30.11.2007 N 96-Л в размере 119 680 рублей 89 копеек, начисленной в четвертом квартале 2009 года.
Исковые требования основаны на статьях 309, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество-2 обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять по делу новый судебный акт о взыскании с ответчика задолженности, равной сумме однократного размера тарифа за услуги водоотведения, - 39 893 рублей 63 копеек.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что размер тарифа за сверхлимитное водоотведение не определен сторонами в договоре и не установлен органом государственной власти Ивановской области, который лишь ограничил тариф максимальным коэффициентом. По мнению заявителя, федеральное законодательство не содержит положений о том, что плата за сверхлимитное водоотведение должна взыскиваться помимо оплаты за фактическое водоотведение.
Истец не представил отзыв на кассационную жалобу.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность решения от 01.11.2010 и постановления от 28.01.2011 по делу N А17-3788/2010 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доводы кассационной жалобы, а также материалы дела, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из документов и установили суды обеих инстанций, унитарное муниципальное предприятие "Водоканал", правопреемником которого в рассматриваемых правоотношениях является Общество-1, и Общество-2 (абонент) заключили договор от 30.11.2007 N 96-Л, по условиям которого истец обязуется осуществлять водоотведение ответчика и очистку его сточных вод по канализационным выпускам, указанным в приложении N 1 к договору, а ответчик - оплачивать оказанные услуги, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении канализационных сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных со сбросом сточных вод.
Договор вступает в силу с момента заключения, действует до 31.12.2008 и считается ежегодно пролонгированным на каждый следующий календарный год, если ни одна из сторон за месяц до окончания срока не заявит о его пересмотре или расторжении (пункт 8.4 договора).
В соответствии с пунктами 2.4.15 и 2.4.16 договора абонент обязан своевременно и в полном объеме производить оплату Обществу-1 сброшенных сточных вод, сверхлимитного водоотведения; принимать меры по соблюдению лимитов водоотведения.
В разделе 4 договора установлен порядок нормирования и контроля сброса сточных вод, согласно которому лимиты водоотведения абоненту устанавливаются органами местного самоуправления с учетом оказанных услуг по приему сточных вод его субабонентов. В случае продления срока действия договора стороны в безусловном порядке применяют лимиты, устанавливаемые в соответствии с законодательством на соответствующий календарный год. При этом изменения в договор не вносятся.
Согласно пункту 5.3 договора (в редакции протокола согласования разногласий к договору) абонент обязуется ежеквартально оплачивать Обществу-1 стоимость сверхлимитного водоотведения в соответствии с действующим законодательством. Оплата производится абонентом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Общества-1 в течение пяти дней с момента получения от последнего счета-фактуры и акта за сверхлимитное водоотведение.
В четвертом квартале 2009 года произошло превышение Обществом-2 лимита водоотведения, поэтому истец выставил ответчику счет-фактуру от 31.12.2009 N 26189 на сумму 119 680 рублей 89 копеек, которую ответчик не оплатил, что явилось основанием для обращения в суд.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167, в силу пункта 11 которых отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Под лимитом водопотребления (водоотведения) понимается установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени (пункт 1 Правил N 167).
Постановлением главы города Иваново от 26.12.2008 N 3953 "О лимитах промышленного водопотребления из системы коммунального водоснабжения и водоотведения в систему коммунальной канализации в 2009 году" утверждены квартальные лимиты промышленного водопотребления из системы коммунального водоснабжения и водоотведения в систему коммунальной канализации, действующие с 01.01.2009 по 31.12.2009. В приложении к названному постановлению утвержден квартальный лимит водоотведения, в том числе и для Общества-2, составляющий в четвертом квартале 2009 года 80,2 тысячи кубических метров.
Фактический объем водоотведения Общества-2 в четвертом квартале 2009 года превысил лимиты и составил 9187 кубических метров, что не оспаривает ответчик.
Из пункта 88 Правил N 167 следует, что абонент обязан принимать меры по рациональному использованию питьевой воды, соблюдению лимитов водопотребления и нормативов водоотведения.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления администрация Ивановской области постановлением от 04.06.2002 N 55-па утвердила Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области (далее - Порядок), согласно пункту 3.1 которого плата за сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется исходя из тарифа, состоящего из двух составляющих:
- основная составляющая - тариф на услуги по приему и очистке сточных вод и загрязняющих веществ в пределах нормативов водоотведения, включающий в себя экономически обоснованные затраты, связанные с производством и реализацией услуг абонента, и плановую прибыль. Рассчитывается в соответствии с Методикой планирования учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.02.1999 N 9, и утверждается органами местного самоуправления;
- дополнительная составляющая - мера экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации, плата (цена) за несоблюдение нормативов по объему и составу сточных вод, предусмотренных договором на оказание услуг по их приему, отведению и (или) очистке. Начисление платежей осуществляется в соответствии с данными учета фактического приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ абонента в сроки, устанавливаемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства и условиями договора.
Плата за несоблюдение нормативов водоотведения (сброса) по объему сточных вод (лимитов водоотведения) устанавливается исходя из принятой кратности к основной составляющей тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и объема фактически сброшенных сточных вод сверх установленного лимита водоотведения за расчетный период (в соответствии с договором на прием сточных вод и загрязняющих веществ).
Размер кратности к основной составляющей тарифа (без учета дополнительных налогов) за сброс сточных вод абонента с превышением установленных лимитов водоотведения ограничивается трехкратной величиной основной составляющей тарифа за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ.
В пункте 8 постановления главы города Иваново от 26.12.2008 N 3953 "О лимитах промышленного водопотребления из системы коммунального водоснабжения и водоотведения в систему коммунальной канализации в 2009 году" установлена сумма платы за превышение утвержденного лимита водоотведения в трехкратном размере тарифа за услуги по приему сточных вод исходя из разницы между фактически сброшенным предприятиями, организациями количеством сточных вод за каждый лимитируемый период (квартал) и утвержденным лимитом водоотведения за лимитируемый период (квартал).
Оценив по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в подтверждение заявленных требований документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности факта превышения Обществом-2 утвержденного лимита водоотведения в четвертом квартале 2009 года.
При таких обстоятельствах в соответствии с упомянутыми правовыми нормами и условиями договора у Общества-2 возникла обязанность по оплате задолженности за сверхлимитное водоотведение по договору от 30.11.2007 N 96-Л в сумме трехкратного размера тарифа за услуги водоотведения, составляющей 119 680 рублей 89 копеек.
Доводы ответчика, изложенные кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.11.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 по делу N А17-3788/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кохматекстиль" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Елисеева |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение названного постановления администрация Ивановской области постановлением от 04.06.2002 N 55-па утвердила Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ивановской области (далее - Порядок), согласно пункту 3.1 которого плата за сброс абонентом сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации определяется исходя из тарифа, состоящего из двух составляющих:
- основная составляющая - тариф на услуги по приему и очистке сточных вод и загрязняющих веществ в пределах нормативов водоотведения, включающий в себя экономически обоснованные затраты, связанные с производством и реализацией услуг абонента, и плановую прибыль. Рассчитывается в соответствии с Методикой планирования учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от 23.02.1999 N 9, и утверждается органами местного самоуправления;
...
В пункте 8 постановления главы города Иваново от 26.12.2008 N 3953 "О лимитах промышленного водопотребления из системы коммунального водоснабжения и водоотведения в систему коммунальной канализации в 2009 году" установлена сумма платы за превышение утвержденного лимита водоотведения в трехкратном размере тарифа за услуги по приему сточных вод исходя из разницы между фактически сброшенным предприятиями, организациями количеством сточных вод за каждый лимитируемый период (квартал) и утвержденным лимитом водоотведения за лимитируемый период (квартал)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 мая 2011 г. N Ф01-1807/11 по делу N А17-3788/2010