Нижний Новгород |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А82-12739/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.09.2014.
Полный текст постановления изготовлен 30.09.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2014, принятое судьей Чистяковой О.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014, принятое судьями Малых Е.Г., Поляковой С.Г., Савельевым А.Б., по делу N А82-12739/2013
по иску администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (ИНН: 7627034717; ОГРН: 1097627002010)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007; ОГРН: 1037715046467), Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7715033007; ОГРН: 1037715046467),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Верхневолжский", общество с ограниченной ответственностью "Яшма",
о признании бездействия незаконным и об обязании безвозмездно передать недвижимое имущество из федеральной собственности в муниципальную
и у с т а н о в и л :
администрация Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) о признании незаконным бездействия Федерального учреждения в части передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность и об обязании Учреждения безвозмездно передать из федеральной собственности в муниципальную недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311, и имущество, расположенное по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311, воинская часть N 18401 (дома N 1, 2, 3 и 4).
Исковые требования основаны на статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и мотивированы неправомерными действиями ответчиков, выразившимися в бездействии в части непринятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 27.01.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014, удовлетворил частично исковые требования. Суд пришел к выводу, что со стороны Министерства обороны имеет место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по обращению органа местного самоуправления, следовательно, необходимо обязать Министерство обороны устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Администрации путем совершения действий и принятия решения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Учреждение и Министерство обороны обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, как незаконные и необоснованные и принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению Учреждения, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований и вынес решение по незаявленному требованию, обязав Министерство обороны совершить действия и принять решение, не определив, в чем состоит нарушение прав и законных интересов истца и какие действия должны совершить обязанные лица; истец не представил доказательств обоснованности обращения с требованием о передаче ему в собственность жилых зданий и земельного участка.
По мнению Министерства обороны, исковое заявление было принято к производству с нарушением правил о подсудности; Администрацией пропущен трехмесячный срок на подачу искового заявления.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец и третье лицо - открытое акционерное общество "Славянка" - направили отзывы на кассационные жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационных жалоб, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, в письме от 17.01.2013 N 22 общество с ограниченной ответственностью "Яшма" (управляющая компания; далее - ООО "Яшма") направило уведомление о прекращении срока действия договора обслуживания жилых домов N 1, 2, 3 и 4, расположенных по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311.
В письме от 01.03.2013 N 0709/13 Администрация уведомила Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации об окончании ООО "Яшма" деятельности по оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов на основании договора от 01.12.2009, заключенного с Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением "Ярославская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - КЭЧ), о необходимости выбора одного из способов управления многоквартирным домом и о готовности рассмотреть вопросы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием жилищного фонда и о передаче жилищного фонда в муниципальную собственность.
Согласно приказу Министерства обороны N 1871 КЭЧ реорганизована путем присоединения к Федеральному учреждению.
Глава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области 26.07.2013 обратился в Учреждение с заявлением о рассмотрении в кратчайшие сроки вопроса о передаче имущества, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311, домов N 1, 2, 3 и 4, из федеральной собственности в муниципальную и 01.08.2013 - в Министерство обороны о передаче в муниципальную собственность земельных участков военных городков N 311 и 76, имущества, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311 и имущества, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, село Лучинское, военный городок N 60.
Глава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области 28.08.2013 обратился с письмом N 01-21/2866 к Учреждению с предложением о передаче в муниципальную собственность в том числе земельного участка военного городка N 311 и имущества, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, деревня Прохоровское, военный городок N 311.
В ответ на обращения главы Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области о передаче объектов жилого фонда военных городков N 311 и 60 в муниципальную собственность Учреждение 24.09.2013 сообщило о возможности передачи объектов жилого фонда после исключения его из специализированного жилищного фонда Министерства обороны и о направлении обращения по вопросу включению жилого фонда на обслуживание открытого акционерного общества "Славянка".
Сославшись на незаконное бездействие в части непринятия решения о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08.12.2011 N 423-ФЗ) безвозмездной передаче подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
В соответствии с частью 1 статьи Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" таким органом является Министерство обороны.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ по заявлению главы поселения или главы городского округа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления должно быть принято решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
Материалами дела подтверждено, что в установленный законом двухмесячный срок Министерством обороны не было принято решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность.
Ответ на заявление главы Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области подготовлен только 24.09.2013.
Таким образом, как верно установлено судами обеих инстанций, со стороны Министерства обороны имело место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, по обращению органа местного самоуправления. Уклонение ответчика от принятия предусмотренного законом решения существенно нарушает права населения соответствующего муниципального образования, в связи с чем обращение последнего в арбитражный суд в целях защиты интересов населения и реализации возложенных законодательством целей местного самоуправления является обоснованным и законным.
Довод Министерства обороны о нарушении судом первой инстанций правил о подсудности судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчики не возражали относительно подсудности спора и не заявляли о нарушении до принятия по делу решения.
Необоснованна ссылка Министерства обороны о пропуске Администрацией трехмесячного срока на подачу искового заявления.
Глава Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области обращался к ответчикам с заявлениями от 01.08.2013 и 26.07.2013, в суд истец обратился 25.09.2013, то есть с соблюдением трехмесячного срока на подачу искового заявления.
Аргумент Федерального учреждения о том, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, судом округа рассмотрен и отклонен.
Изучив заявленные требования (о признании бездействия незаконным и об обязании передать недвижимое имущество в собственность), проверив состав имущества, предполагаемого к передаче, суд первой инстанции обосновано обязал Министерство обороны совершить действие и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, следовательно, и не вышел за рамки заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для иной оценки указанных обстоятельств, поскольку в силу статьи 286 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судом первой и апелляционной инстанций не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителей кассационных жалоб. Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационным жалобам не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение и Министерство обороны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.01.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2014 по делу N А82-12739/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Н. Голубева |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответ на заявление главы Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области подготовлен только 24.09.2013.
Таким образом, как верно установлено судами обеих инстанций, со стороны Министерства обороны имело место незаконное бездействие, выразившееся в непринятии решения, предусмотренного Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, по обращению органа местного самоуправления. Уклонение ответчика от принятия предусмотренного законом решения существенно нарушает права населения соответствующего муниципального образования, в связи с чем обращение последнего в арбитражный суд в целях защиты интересов населения и реализации возложенных законодательством целей местного самоуправления является обоснованным и законным.
...
Изучив заявленные требования (о признании бездействия незаконным и об обязании передать недвижимое имущество в собственность), проверив состав имущества, предполагаемого к передаче, суд первой инстанции обосновано обязал Министерство обороны совершить действие и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, следовательно, и не вышел за рамки заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2014 г. N Ф01-3761/14 по делу N А82-12739/2013