Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Кокорина А.А. (доверенность от 11.01.2011 N 069-14-3), от заинтересованного лица: Бересневой И.В. (доверенность от 22.06.2011 N 03/10),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.01.2011, принятое судьей Лежниным В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А38-3663/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Марийский машиностроительный завод" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
открытое акционерное общество "Марийский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ММЗ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Управление), выразившегося в уклонении от предоставления Обществу в собственность земельного участка площадью 96 077 квадратных метров с кадастровым номером 12:04:0210101:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, ул. Чехова, примерно в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад; об обязании Управления принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность; в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить проект в адрес Общества с предложением о его заключении в месячный срок со дня принятия арбитражным судом решения по делу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 18.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 05.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили нормы материального права, сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Ссылаясь на пункт 2, подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, пункт 1.1.6 приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 N 207 "Об осуществлении Территориальным управлением Росимущества по Республике Марий Эл функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Управление указывает, что оно осуществляет продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, только по поручению центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Управление произвело все необходимые действия для получения соответствующего поручения. Суды не учли, что в соответствии с порядком продажи земельных участков, утвержденным Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц в случае, если площадь земельных участков превышает один гектар, принимает центральный аппарат Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании возразили против доводов жалобы.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом отзыв на кассационную жалобу не представило; заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит производственно-технический комплекс - промплощадка "Б" (испытательный полигон с трассой-полигоном), расположенная по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, улица Чехова, в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад (свидетельство о государственной регистрации права от 31.07.2009 серии 12-МР N 364349).
Данный объект расположен на земельном участке площадью 96 077 квадратных метров с кадастровым номером 12:04:0210101:1 по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, поселок Медведево, улица Чехова, в 712 метрах от дома 25 по направлению на северо-запад, находящемся в федеральной собственности и предоставленном Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных нужд (свидетельство от 09.08.1994 N 424).
Общество 01.09.2010 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность.
В целях заключения договора купли-продажи земельного участка Управление 15.09.2010 направило представленные Обществом документы в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В установленный законом срок Управление решение по результатам рассмотрения заявки Общества не приняло.
ОАО "ММЗ" посчитало, что бездействие Управления, выразившееся в уклонении от предоставления в собственность земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 29 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 4.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что бездействие Управления нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Во исполнение указанной нормы Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 30.10.2007 N 370 утвердило Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения.
В силу пункта 6 статьи 36 Кодекса в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В подпунктах 4.1 и 4.6 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указано, что Территориальное управление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Марий Эл, является Управление, поэтому оно вправе принять решение о продаже данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником объекта недвижимости - производственно-технического комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210101:1, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в собственность. При обращении в Управление Общество представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренные в пункте 4 статьи 28 Кодекса, отсутствуют.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемое бездействие Управления не соответствующим действующему законодательству, нарушающим права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на порядок продажи земельных участков, утвержденный Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, о том, что с 08.04.2010 решение о предоставлении земельных участков в собственность юридических и физических лиц принимается непосредственно центральным аппаратом Федерального агентства по управлению государственным имуществом в случае, если площадь земельного участка превышает один гектар, не может быть принят во внимание, поскольку доказательств утверждения Федеральным агентством по управлению государственным имуществом такого порядка материалы дела не содержат.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.01.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2011 по делу N А38-3663/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды установили, что Общество является собственником объекта недвижимости - производственно-технического комплекса, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 12:04:0210101:1, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в собственность. При обращении в Управление Общество представило полный комплект документов, необходимых для принятия решения о продаже земельного участка. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, предусмотренные в пункте 4 статьи 28 Кодекса, отсутствуют."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2011 г. N Ф01-2751/11 по делу N А38-3663/2010