Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Бердникова О.Е.
при участии представителей от заявителя: Терентьева К.Н., доверенность от 08.06.2010 N СР/ВУ-035/10Д, от заинтересованного лица: Серебряниковой Ю.Э., доверенность от 22.06.2011 N 05-20/27,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Воркутауголь" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010, принятое судьей Василевской Ж.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011, принятое судьями Немчаниновой М.В., Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В., по делу N А29-8452/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Воркутауголь" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми и установил:
открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь" (далее - Общество, ОАО "Воркутауголь") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.06.2010 N 271 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 30.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.03.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "Воркутауголь" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного Обществом требования.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили подлежащие применению пункт 31 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных пород, утвержденной постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85, пункты 3.19, 3.20, 3.21 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, согласованной с Госгортехнадзором России 01.03.1996 и утвержденной Минтопэнерго России 11.03.1996. По мнению Общества, новое утверждение нормативов потерь производится в случае изменения геологических, гидрогеологических и горнотехнических условий их отработки. В 2009 году фактическое погашение выемочных единиц было меньше предусмотренного календарным планом горных работ, что не является основанием для утверждения новых нормативов потерь, поэтому ОАО "Воркутауголь" произвело корректировку нормативных (плановых) потерь на фактическую добычу, исходя из нормативных размеров целиков. При расчете Общество руководствовалось согласованными Управлением Печерского округа Госгортехнадзором Российской Федерации 14.04.1992 Указаниями по нормированию, планированию и экономической оценке потерь на шахтах Печерского бассейна, в силу которых плановые эксплуатационные потери определяются по каждой вовлекаемой в отработку выемочной единице на основе установленных нормативов потерь и объемов плановой добычи угля в пределах контура запасов, подлежащих погашению в планируемый период. При планировании эксплуатационных потерь в каждом конкретном случае учитывают лишь те элементы потерь, которые войдут в контур отработки в планируемом периоде.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также заявил устное ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы в связи с направлением ОАО "Воркутауголь" запроса в Федеральное агентство по недропользованию.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел данное ходатайство и отклонил его, поскольку ответ на запрос не является нормативным правовым актом, которым руководствуется арбитражный суд (статья 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), дополнительно представленные сторонами документы суд округа с учетом его компетенции не принимает (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу и представитель налогового органа в судебном заседании указали на отсутствие оснований для отмены решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "Воркутауголь" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года и пришла к выводу о неправомерном применении Обществом налоговой ставки ноль процентов в части фактических потерь, превышающих пределы нормативов потерь, утвержденных в установленном порядке, что привело к неуплате названного налога в сумме 2 949 494 рублей. По результатам проверки составлен акт от 18.05.2010 N 249.
Рассмотрев материалы проверки и возражения ОАО "Воркутауголь", начальник Инспекции принял решение от 29.06.2010 N 271 об отказе в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решением ОАО "Воркутауголь" предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 23.08.2010 N 319-А решение Инспекции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, пунктами 1.7, 3.21 Инструкции по расчету промышленных запасов, определению и учету потерь угля (сланца) в недрах при добыче, согласованной с Госгортехнадзором России 01.03.1996 и утвержденной Минтопэнерго России 11.03.1996, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85 "Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных пород", суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "Воркутауголь" при исчислении потерь в пределах нормативов применяло нормативы, отличные от утвержденных в установленном порядке, и отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых (пункты 1, 2 статьи 338 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
В пункте 2 Правил N 921 предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Нормативы потерь твердых полезных ископаемых (кроме общераспространенных) утверждаются Федеральным агентством по недропользованию.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за декабрь 2009 года по налоговой ставке ноль процентов при добыче каменного угля в части нормативных потерь отразило 806 646 тонн, по общеустановленной налоговой ставке - 806 900 тонн.
Протоколом заседания Секции твердых полезных ископаемых от 15.12.2009 N 243/09-унп, утвержденным Федеральным агентством по недропользованию 30.12.2009, ОАО "Воркутауголь" установлены уточненные нормативы потерь каменного угля при добыче на 2009 год (в процентах) по полям шахт "Воркутинская", "Северная", "Заполярная", "Комсомольская" Воркутинского каменноугольного месторождения.
Общество при исчислении налога по ставке ноль процентов при добыче в части нормативных потерь применило проценты нормативов потерь, отличные (завышенные) от утвержденных на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию, а именно: определило норматив потерь, исходя из фактической добычи и плановых потерь (отношения плановых потерь к сумме плановых потерь и фактической добычи).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что ОАО "Воркутауголь" заявило в налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых фактические потери в размере, превышающем нормативные потери, утвержденные на 2009 год Федеральным агентством по недропользованию, и правомерно отказали в признании решения Инспекции недействительным.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку неполное погашение Обществом выемочных единиц по сравнению с календарным планом работ не является основанием для корректировки нормативных потерь в процентах, утвержденных в целом по полям шахт "Воркутинская", "Северная", "Заполярная", "Комсомольская" Воркутинского каменноугольного месторождения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.12.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А29-8452/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества по добыче угля "Воркутауголь" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество по добыче угля "Воркутауголь".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как стоимость добытых полезных ископаемых (пункты 1, 2 статьи 338 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Кодекса налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
...
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, приняты постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила N 921).
В пункте 2 Правил N 921 предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 июля 2011 г. N Ф01-2847/11 по делу N А29-8452/2010