Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011, принятое судьей Красновой Т.Б., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-1506/2011 по заявлению Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области к обществу с ограниченной ответственностью "Айвенго" об аннулировании лицензии и установил:
департамент государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серия В572882, регистрационный номер 76202708/Л0370, от 03.12.2008, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Айвенго" (далее - ООО "Айвенго", Общество).
Решением суда от 29.04.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), Законом Ярославской области от 25.06.1999 N 20-з "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон Ярославской области N 20-з), Порядок представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции на территории Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2009 N 659-п (далее - Порядок), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество несвоевременно представляло в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции, что является основанием для аннулирования лицензии.
Подробно позиция Департамента приведена в жалобе. Департамент заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя.
ООО "Айвенго", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Айвенго" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции на основании лицензии от 03.12.2008, серия В 572882, регистрационный номер 76202708/Л0370, сроком действия до 03.12.2013, выданной Департаментом.
Департамент в ходе проверки установил, что в нарушение Порядка Общество не представило в лицензирующий орган декларации о розничной продаже алкогольной продукции за 1 - 4 кварталы 2010 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной Обществу лицензии.
Руководствуясь Федеральным законом N 171-ФЗ, Законом Ярославской области N 20-з, Порядком, пунктом 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для применения к Обществу специальной меры принуждения в виде аннулирования лицензии, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии является в том числе повторное в течение одного года несвоевременное представление в лицензирующий орган деклараций об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14.2 Закона Ярославской области N 20-з организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязаны декларировать объем ее оборота. Порядок представления и форма декларации о розничной продаже алкогольной продукции устанавливаются Правительством Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 09.07.2009 N 659-п "О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Ярославской области" утвержден Порядок представления деклараций.
Согласно пунктам 2.1 и 2.2 Порядка декларация представляется декларантом за отчетный квартал не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а по итогам четвертого квартала - не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным периодом (далее - период для представления деклараций). Декларация представляется в виде бумажного и (или) электронного документов с целью автоматизированной обработки информации, проведения оперативного анализа розничной продажи алкогольной продукции на территории Ярославской области и формирования региональной электронной базы данных деклараций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Аннулирование лицензии не является наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
По сути, аннулирование лицензии означает лишение юридического лица права на осуществление лицензируемого вида деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценивать служащие основанием для аннулирования лицензии обстоятельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суды установили, что нарушения устранены и декларации представлены в лицензирующий орган, вредных последствий не наступило; данные нарушения не свидетельствуют об осуществлении Обществом противоправной деятельности, которая носит преднамеренный характер; Общество приняло надлежащие меры для устранения нарушений, допущенных в работе по декларированию.
Суды пришли к выводам, что в рассматриваемом случае применение такой меры принуждения, как аннулирование лицензии, несоразмерно совершенному Обществу нарушению, степени его вины и последствиям нарушения.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленного требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.04.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 по делу N А82-1506/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного регулирования хозяйственной деятельности Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аннулирование лицензии не является наказанием в смысле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф01-3973/11 по делу N А82-1506/2011