См. также постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 сентября 2011 г. N Ф01-3386/11 по делу N А31-5816/2007
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Самуйлова С.В., Синякиной Т.В.
при участии представителей от Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области: Соколовой Н.Н. по доверенности от 28.04.2011 N 09-19/04966, от конкурсного управляющего: Мешковец О.В. по доверенности от 11.01.2011 N 1, Полуторнова В.Б. по доверенности от 11.01.2011 N 1,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области на определение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011, принятое судьей Сергушовой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011, принятое судьями Дьяконовой Т.М., Барминым Д.Ю., Сандаловым В.Г., по делу N А31-5816/2007 по заявлению конкурсного управляющего открытого акционерного общества "Костромаспиртпром" (ИНН: 4401016929, ОГРН: 1024400508032) Добрышкина Владимира Николаевича об утверждении предложений о продаже имущества должника и установил:
в рамках дела о несостоятельности открытого акционерного общества "Костромаспиртпром" (далее - ОАО "Костромаспиртпром") конкурсный управляющий Добрышкин Владимир Николаевич обратился в Арбитражный суд Костромской области с ходатайством об утверждении Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника (далее - Положение).
Определением от 01.06.2011 суд утвердил Положение в редакции, представленной конкурсным управляющим. Суд руководствовался статьей 139 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и исходил из того, что предложенный конкурсным управляющим порядок реализации имущества должника не противоречит законодательству о банкротстве.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.08.2011 оставил определение от 01.06.2011 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее - Управление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 01.06.2011 и постановление от 19.08.2011 и отказать в утверждении Положения.
Заявитель жалобы указал, что конкурсный управляющий ОАО "Костромаспиртпром" Добрышкин В.Н. представлял собранию кредиторов заведомо не подлежащие утверждению предложения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника. В окончательной редакции Положение представлено собранию кредиторов на утверждение лишь 18.02.2011. Заявление о разрешении разногласий относительно порядка реализации имущества должника конкурсный управляющий направил в суд 03.03.2011, то есть до истечения двухмесячного срока, предусмотренного в пункте 1 статьи 139 Закона о банкротстве. При этих обстоятельствах суды неправомерно признали необоснованными доводы уполномоченного органа о несоблюдении конкурсным управляющим досудебного порядка урегулирования спора и не применили подлежащий применению пункт 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению Управления, суды не вправе были принимать во внимание отчеты об оценке рыночной стоимости имущества должника, поскольку с момента их составления до даты рассмотрения разногласий в суде прошло более шести месяцев. Оспариваемые судебные акты приняты без учета пункта 26 приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки". Кроме того, как отмечает налоговый орган, полномочиями по установлению цены продажи имущества обладает собрание кредиторов (пункт 6 статьи 110 Закона о банкротстве).
Как отмечает налоговый орган, утвержденное судами Положение предусматривает значительное снижение цены и устанавливает короткий период действия цены публичного предложения (пять дней), что не отвечает целям и задачам конкурсного производства по формированию максимально возможной конкурсной массы и наибольшего погашения требований кредиторов.
Заявитель жалобы также отмечает, что суды не приняли во внимание Федеральный закон от 03.05.2011 N 91-ФЗ, в котором установлено, что абзац второй пункта 7 статьи 110 и пункт 3 статьи 111 Закона о банкротстве не применяется к отношениям по продаже предприятия или части имущества должника на открытых торгах, если сообщение о продаже предприятия или части имущества должника опубликовано в официальном издании до 15 мая 2011 года.
Конкурсный управляющий ОАО "Костромаспиртпром" Добрышкин В.А. отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные. Добрышкин В.А. пояснил, что представленное им в суд Положение соответствовало требованиям законодательства, действующим на тот период времени. Впоследствии в Положение внесены изменения относительно проведения торгов в электронной форме с учетом Федерального закона от 03.05.2011 N 91-ФЗ.
Управление подтвердило данное обстоятельство.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи.
Законность определения Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по делу N А31-5816/2007 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Костромской области решением от 27.01.2010 признал ОАО "Костромаспиртпром" несостоятельным и открыл в отношении его имущества конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Добрышкин В.Н., который обратился в суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества должника.
В соответствии со статьей 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника. В случае, если в течение двух месяцев с даты представления конкурсным управляющим собранию кредиторов или в комитет кредиторов предложений о продаже имущества, представленные предложения не утверждены собранием кредиторов или комитетом кредиторов, конкурсный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об утверждении предложений о продаже имущества.
Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве. Продажа имущества должника путем публичного предложения предусмотрена в пункте 4 статьи 139 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий Добрышкин В.А. предложил реализовать имущество ОАО "Костромаспиртпром" единым лотом путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Начальная цена продажи имущества устанавливается на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом оценщика N Е10-IM-013, и признается равной 3 902 170 714 рублям.
В случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов проводятся повторные торги.
В случае, если повторные торги по продаже имущества должника будут признаны несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. При этом величина, на которую снижается начальная цена, установлена в 10 процентов; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения, - пять дней.
Управление заявило возражения по отдельным пунктам Положения, в частности, относительно реализации имущества должника путем публичного предложения, а также о неприменении отчетов об оценке имущества должника.
Суды двух инстанций установили, что рыночная оценка имущества должника проведена конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном в статье 130 Закона о банкротстве, с привлечением специализированной организации. Довод налогового органа о том, что срок действия отчетов об оценке имущества должника превысил шесть месяцев, установленных федеральными стандартами оценки, а потому не может быть принят во внимание, обоснованно отклонен в силу следующего.
Пункт 26 Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития от 20.07.2007 N 256, о применении результатов оценки рыночной стоимости имущества для целей совершения сделки с объектами оценки в течение шести месяцев с даты составления отчета об оценке носит лишь рекомендательный характер. Суды посчитали, что проведение дополнительной оценки имущества должника приведет к затягиванию процедуры банкротства и увеличению расходов, что не отвечает целям конкурсного производства. При этих обстоятельствах правомерно приняты во внимание отчеты об оценке имущества должника, составленные по состоянию на 05.08 и 04.10.2010.
Возражения Управления, заявленные относительно реализации имущества должника путем публичного предложения, также были предметом рассмотрения в судах двух инстанций и отклонены, как не основанные на нормах права. Переоценка исследованных судами обстоятельств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этих обстоятельствах суды правомерно утвердили предложения конкурсного управляющего ОАО "Костромаспиртпром" о продаже имущества должника.
Утверждение Управления о том, что ходатайство конкурсного управляющего Добрышкина В.А. об утверждении Положения подано до истечения двухмесячного срока, предусмотренного в пункте 1 статьи 139 Закона о банкротстве, также несостоятельно. Из материалов дела усматривается, что первоначально с предложениями о порядке реализации имущества должника конкурсный управляющий обратился к собранию кредиторов на заседании от 06.10.2010. Ходатайство направлено в суд конкурсным управляющим 02.03.2011, то есть спустя почти пять месяцев с момента представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества должника. В этой связи отсутствовали правовые основания для оставления заявления конкурсного управляющего без рассмотрения по правилам пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргумент налогового органа о том, что Положение утверждено судами без учета Федерального закона от 03.05.2011 N 91-ФЗ, не принимается во внимание. Как пояснили представители спорящих сторон, в Положение внесены соответствующие изменения. Спор по данному основанию отсутствует.
Материалы дела исследованы судами двух инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
определение Арбитражного суда Костромской области от 01.06.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2011 по делу N А31-5816/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 26 Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказом Минэкономразвития от 20.07.2007 N 256, о применении результатов оценки рыночной стоимости имущества для целей совершения сделки с объектами оценки в течение шести месяцев с даты составления отчета об оценке носит лишь рекомендательный характер. Суды посчитали, что проведение дополнительной оценки имущества должника приведет к затягиванию процедуры банкротства и увеличению расходов, что не отвечает целям конкурсного производства. При этих обстоятельствах правомерно приняты во внимание отчеты об оценке имущества должника, составленные по состоянию на 05.08 и 04.10.2010.
...
Утверждение Управления о том, что ходатайство конкурсного управляющего Добрышкина В.А. об утверждении Положения подано до истечения двухмесячного срока, предусмотренного в пункте 1 статьи 139 Закона о банкротстве, также несостоятельно. Из материалов дела усматривается, что первоначально с предложениями о порядке реализации имущества должника конкурсный управляющий обратился к собранию кредиторов на заседании от 06.10.2010. Ходатайство направлено в суд конкурсным управляющим 02.03.2011, то есть спустя почти пять месяцев с момента представления собранию кредиторов предложений о продаже имущества должника. В этой связи отсутствовали правовые основания для оставления заявления конкурсного управляющего без рассмотрения по правилам пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аргумент налогового органа о том, что Положение утверждено судами без учета Федерального закона от 03.05.2011 N 91-ФЗ, не принимается во внимание. Как пояснили представители спорящих сторон, в Положение внесены соответствующие изменения. Спор по данному основанию отсутствует."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 ноября 2011 г. N Ф01-4554/11 по делу N А31-5816/2007
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6424/12
13.04.2012 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
07.03.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-862/12
22.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5354/11
07.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4554/11
11.10.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5382/11
05.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3386/11
19.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3915/11
01.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2151/11
28.02.2011 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
21.01.2010 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
02.04.2009 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
17.09.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А31-5816/2007-24-464
08.09.2008 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
10.06.2008 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1895/2008
10.06.2008 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
02.04.2008 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
29.02.2008 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07
26.02.2008 Определение Арбитражного суда Костромской области N А31-5816/07