Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2012 г. N 4069/12 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Фоминой О.П.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
в присутствии представителя от ответчика: Елисеевой К.А., доверенность от 19.02.2010,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011, принятое судьями Барминым Д.Ю., Гуреевой О.А., Кобелевой О.П., по делу N А82-3436/2011 по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" о взыскании 42 395 рублей 58 копеек и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в лице Ухтинского филиала (далее - ООО "Газпромтранс", Грузополучатель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", Перевозчик) о взыскании 42 395 рублей 58 копеек пеней за просрочку доставки грузов по шести железнодорожным накладным.
Решением суда от 23.05.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 31.08.2011 решение суда первой инстанции отменено, с ОАО "РЖД" в пользу ООО "Газпромтранс" взыскано 42 395 рублей 58 копеек пеней и 4000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, взимаемой за рассмотрение дела и апелляционной жалобы.
ОАО "РЖД" не согласилось с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений к ней), в которой просит отменить данный судебный акт и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил статьи 308, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 25, 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), пункт 11 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков). По мнению ОАО "РЖД", договор перевозки по своей правовой природе является договором, заключенным грузоотправителем и перевозчиком в пользу третьего лица. Законодательством предусмотрена возможность согласования грузоотправителем и перевозчиком в договорах сроков доставки грузов, отличных от установленных Правилами исчисления сроков. Железнодорожная накладная и выданная на ее основании квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза на указанных в этих документах условиях. В спорных железнодорожных накладных имеются отметки об установлении договорного срока доставки согласно договору от 31.12.2009 N 3-ОГК-06/10-0078, заключенному открытым акционерным обществом "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Грузоотправитель) и ОАО "РЖД", поэтому в данном случае необходимо руководствоваться договорным сроком доставки. Установленные в указанном договоре сроки доставки грузов распространяются на перевозку порожних собственных и арендованных вагонов, переданных Грузоотправителем Перевозчику, любой принадлежности.
Представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнении к ней.
ООО "Газпромтранс" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебных заседаниях 15.11.2011 и 22.11.2011 указали на отсутствие оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14.12.2011 (определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.11.2011). В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 15 часов 30 минут 14.12.2011 до 16 часов 10 минут 15.12.2011.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромтранс" предъявило ОАО "РЖД" претензию от 15.06.2010 N 06-10/2075/10 об уплате пеней в сумме 173 249 рублей 46 копеек за просрочку доставки порожних вагонов по 108 железнодорожным накладным, которая была удовлетворена ответчиком частично, в сумме 129 875 рублей 85 копеек.
ОАО "РЖД" отказало в удовлетворении претензии в сумме 42 395 рублей 58 копеек за просрочку доставки порожних вагонов, прибывших в мае 2010 года в адрес ООО "Газпромтранс" (со станции Кадуй на станцию Инта 2) по железнодорожным накладным N ЭИ324283, ЭИ448782, ЭИ449232, ЭИ495486, ЭИ963396, ЭИ962991, ЭИ957849, ЭИ953088, ЭИ952590.
Не согласившись с отказом в удовлетворении претензии в данной части, ООО "Газпромтранс" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Правил исчисления сроков, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у ОАО "РЖД" просрочки в доставке груза по спорным железнодорожным накладным, поскольку договором от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078, заключенным ОАО "ОГК-6" и ОАО "РЖД", увеличены нормативные сроки доставки грузов на шесть суток, в том числе порожних собственных/арендованных вагонов (любой принадлежности), и отказал в удовлетворении иска.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался статьей 153, пунктом 3 статьи 308, статьями 431, 792, пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 97 Устава железнодорожного транспорта, отменил решение Арбитражного суда и удовлетворил исковое требование ООО "Газпромтранс" в полном объеме. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что грузоотправитель и перевозчик не могут изменить нормативный срок доставки без согласования с грузополучателем; по условиям договора от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078 продление нормативных сроков доставки груза установлено только в отношении доставки собственного и арендованного порожнего подвижного состава Грузоотправителя, в то время как ОАО "ОГК-6" не являлось владельцем порожних вагонов по спорным отправкам.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В статье 33 Устава железнодорожного транспорта установлено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определен в Правилах исчисления сроков, в пункте 11 которых закреплено право перевозчика и грузоотправителей на заключение договоров, предусматривающих иные, чем определены Правилами исчисления сроков, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
На основании статьи 97 Устава железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции установил, что срок доставки спорных порожних вагонов Грузополучателю рассчитан с учетом положений договора от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078, заключенного между ОАО "ОГК-6" и ОАО "РЖД". Истец не является стороной по данному договору, поэтому его условия не являются основанием для увеличения срока доставки груза и не порождают для ООО "Газпромтранс" правовых последствий.
Однако Второй арбитражный апелляционный суд не учел следующее.
Договор перевозки по своей правовой природе и конструкции является двусторонним договором в пользу третьего лица (статья 430 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 420, пункта 4 статьи 421, статьи 432 и пункта 1 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации грузополучатель не может быть признан стороной договора перевозки грузов.
Право согласования сроков доставки груза, отличных (больших) от установленных в Правилах исчисления сроков, согласно пункту 11 данных правил, предоставлено грузоотправителю и перевозчику (статья 33 Устава железнодорожного транспорта, пункт 11 Правил исчисления сроков). Условие договора, заключенного между грузоотправителем и перевозчиком, в части увеличения срока доставки груза является обязательным для грузополучателя.
На основании изложенного вывод суда апелляционной инстанции о том, что условия договора, заключенного грузоотправителем и перевозчиком, не могут являться основанием для увеличения срока доставки груза, является ошибочным.
В пункте 2.1.1 договора от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078 предусмотрено, что Грузоотправитель согласовывает с Перевозчиком договорный срок доставки получателю на все станции назначения и дороги назначения, кроме отправления вагонов на экспорт, собственного и арендованного порожнего подвижного состава.
Перевозчик обязуется доставить собственный и арендованный порожний подвижной состав Грузоотправителя получателю в установленный договором срок доставки (пункт 2.2 договора).
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Из содержания статьи 94 Устава железнодорожного транспорта, устанавливающей ответственность грузоотправителя за невыполнение заявки вследствие отсутствия собственных или арендованных вагонов, а также из пунктов 1.1, 2.17 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, следует, что термин "собственные или арендованные" вагоны используется в данных нормативных правовых актах в значении "не принадлежащие перевозчику" вагоны.
Оценив условия указанного договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что определенный в договоре срок применяется в отношении доставки собственного и арендованного порожнего подвижного состава Грузоотправителя, и, установив, что ОАО "ОГК-6" не являлось владельцем порожних вагонов по спорным отправкам, ОАО "РЖД" нарушило сроки доставки вагонов, предусмотренные Правилами исчисления сроков, удовлетворил иск ООО "Газпромтранс".
При этом Второй арбитражный апелляционный суд не учел названные нормы материального права, а также статью 25 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
По спорным отправкам ОАО "РЖД" приняло от ОАО "ОГК-6" к перевозке порожние вагоны, при этом Грузоотправитель в транспортных железнодорожных накладных сделал отметки о том, что договорный срок доставки вагонов согласно договору от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078 составляет 6 суток.
Таким образом, в данном случае Грузоотправитель и Перевозчик заключили договоры перевозки порожних вагонов с установлением увеличенного срока доставки на 6 суток.
На основании изложенного выводы Арбитражного суда Ярославской области об отсутствии просрочки в доставке порожних вагонов по спорным железнодорожным накладным и отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Газпромтранс" являются верными.
Второй арбитражный апелляционный суд не применил подлежащие применению нормы материального права, в связи с чем на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288 и статьями 289, 319, 325 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А82-3436/2011 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.05.2011 по делу N А82-3436/2011.
Арбитражному суду Ярославской области осуществить поворот исполнения постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 31.08.2011 по делу N А82-3436/2011.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога" 2000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.П. Фомина |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив условия указанного договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что определенный в договоре срок применяется в отношении доставки собственного и арендованного порожнего подвижного состава Грузоотправителя, и, установив, что ОАО "ОГК-6" не являлось владельцем порожних вагонов по спорным отправкам, ОАО "РЖД" нарушило сроки доставки вагонов, предусмотренные Правилами исчисления сроков, удовлетворил иск ООО "Газпромтранс".
При этом Второй арбитражный апелляционный суд не учел названные нормы материального права, а также статью 25 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
По спорным отправкам ОАО "РЖД" приняло от ОАО "ОГК-6" к перевозке порожние вагоны, при этом Грузоотправитель в транспортных железнодорожных накладных сделал отметки о том, что договорный срок доставки вагонов согласно договору от 31.12.2009 N 3-ОГК6-06/10-0078 составляет 6 суток.
Таким образом, в данном случае Грузоотправитель и Перевозчик заключили договоры перевозки порожних вагонов с установлением увеличенного срока доставки на 6 суток.
На основании изложенного выводы Арбитражного суда Ярославской области об отсутствии просрочки в доставке порожних вагонов по спорным железнодорожным накладным и отсутствии оснований для удовлетворения иска ООО "Газпромтранс" являются верными.
Второй арбитражный апелляционный суд не применил подлежащие применению нормы материального права, в связи с чем на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф01-4804/11 по делу N А82-3436/2011
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 июля 2012 г. N 4069/12 настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1957/13
10.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4069/12
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4069/12
09.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4069/12
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4069/12
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4804/11
31.08.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4386/11