Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2011.
Мотивированное постановление изготовлено 22.12.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Елисеевой Е.В.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
при участии представителей в судебном заседании 15.12.2011 от истца: Нестеровой И.Ю. по доверенности от 15.12.2011, Меркулова В.А. по доверенности от 15.12.2011, без участия представителей в судебном заседании 22.12.2011,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - индивидуального предпринимателя Нестерова Валерия Константиновича на решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2011, принятое судьей Романовой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011, принятое судьями Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., Тетерваком А.В., по делу N А17-436/2011 по иску индивидуального предпринимателя Нестерова Валерия Константиновича к субъекту Российской Федерации "Ивановская область" в лице Департамента финансов Ивановской области, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту, о взыскании 526 416 рублей 55 копеек и установил:
индивидуальный предприниматель Нестеров Валерий Константинович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском к субъекту Российской Федерации "Ивановская область" в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации 526 416 рублей 55 копеек расходов, связанных с предоставлением льготного проезда гражданам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ивановской области (далее - Правительство) и Комитет Ивановской области по транспорту (далее - Комитет).
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом факта возникновения у него убытков вследствие противоправного поведения ответчика и наличия причинно-следственной связи между понесенными Предпринимателем расходами и действиями ответчика и решением от 19.05.2011 отказал Предпринимателю в удовлетворении искового требования.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.08.2011 оставил решение от 19.05.2011 без изменения по тем же мотивам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение от 19.05.2011 и постановление от 26.08.2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
По мнению заявителя, суды двух инстанций нарушили статью 790 (пункт 5) Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26.2, 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и пришли к ошибочному выводу о недоказанности истцом факта возникновения убытков по вине ответчика и противоправности действий ответчика, повлекших причинение Предпринимателю убытков. Расходы истца, понесенные в связи с реализацией проекта "Социальная карта жителя Ивановской области", должны возмещаться за счет средств соответствующего бюджета, поскольку Предприниматель не смог бы осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров без несения затрат на приобретение и обслуживание соответствующего оборудования. Противоправное поведение ответчика состоит в том, что на перевозчика неправомерно возложены расходы, связанные с перевозкой льготных категорий граждан, в то время как указанные затраты должны компенсироваться за счет субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 15 минут 22.12.2011.
В судебном заседании представители Предпринимателя поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент финансов в отзыве и дополнении к нему отклонил аргументы, приведенные в жалобе, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные; ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Департамент финансов, Правительство и Комитет, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, не направили представителей в судебное заседание суда. Дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Правительство и Комитет не представили отзывы.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец осуществляет перевозки автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах Ивановской области.
Комитет Ивановской области по транспорту и связи (заказчик) и Предприниматель (перевозчик) заключили договоры (с дополнительными соглашениями) об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 05.02.2009 N ЛП 09-02-1/160 и от 01.01.2010 N ЛП 10-02-1/152. По условиям этих договоров, истец выполняет перевозку категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг (далее - Указ) на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области, а Комитет производит возмещение транспортному предприятию убытков, возникающих из перевозки льготных категорий граждан.
Расчеты за проезд льготных категорий пассажиров производятся с помощью социальной карты жителя Ивановской области (пункты 2.1 договоров), а перевозчик обязан иметь беспроводной портативный терминал для электронных транзакций.
Стороны согласовали, что заказчик принимает от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца; осуществляет оплату по предъявленным отчетам в течение десяти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки; оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области (пункты 2.2 договоров).
Во исполнение условий поименованных договоров Предприниматель (арендатор) заключил с открытым акционерным обществом "БАНК УРАЛСИБ" (арендодатель) договор аренды оборудования от 23.12.2008 N А-50-23/12/08, по условиям которого истцу передано оборудование для расчетов за проезд с помощью социальной карты жителя Ивановской области - терминалы и вспомогательное оборудование; арендная плата с декабря 2008 года по февраль 2010 года составила 256 064 рубля 52 копейки. В марте 2010 года Предприниматель выкупил арендованное имущество, что подтверждается платежным поручением от 05.03.2010 N 25 на сумму 20 726 рублей 53 копейки.
Истец заключил с закрытым акционерным обществом "Информационная расчетно-платежная система" (далее - ЗАО "ИРПС") договор аренды оборудования от 22.06.2009 N 2; арендная плата составила 2600 рублей. Данное оборудование Предприниматель приобрел по договору поставки от 01.07.2009 N 31 за 36 400 рублей.
По договору от 27.12.2008 N 41/435 ЗАО "ИРПС" оказало Предпринимателю услуги по техническому обслуживанию упомянутых терминалов; истец оплатил названные услуги с января 2009 года по декабрь 2010 года в сумме 145 800 рублей.
Стоимость термоленты для терминалов, приобретенной Предпринимателем, составила 8721 рубль 50 копеек.
Предприниматель возложил на работника (диспетчера) дополнительные обязанности по обслуживанию транспортных терминалов (приказ от 03.01.2009 N 2), поэтому увеличил заработную плату работника на 2000 рублей в месяц. Указанные расходы истца составили 48 000 рублей; страховые взносы за работника - 7104 рубля.
В рассматриваемый период истец понес расходы на сумму 525 416 рублей 55 копеек.
Предприниматель счел затраты, связанные с реализацией проекта "Социальная карта жителя Ивановской области", убытками, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, с использованием социальной карты жителя Ивановской области; утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение N 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение N 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (приложение N 3 к Указу от 25.08.2008 N 87-уг).
В соответствии с пунктом 4 приложения N 3 к Указу от 25.08.2008 N 87-уг Порядка Департамент финансов перечисляет Комитету средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием указанной социальной карты.
Постановлением Правительства Ивановской области от 17.04.2008 N 71-п в целях создания автоматизированной системы учета предоставления мер социальной поддержки граждан льготных категорий на территории Ивановской области внедрен проект интегрированной автоматизированной системы "Социальная карта жителя Ивановской области", утверждено Положение о социальной карте жителя Ивановской области.
Согласно пункту 6.1 Указа губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" расходы областного бюджета, связанные с предоставлением льготного проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области, формируются из расходов на следующее:
1) оплату услуг по реализации единых льготных проездных билетов и выдаче социальной карты жителя Ивановской области, принятию денежных средств и зачислению количества поездок на социальную карту жителя Ивановской области;
2) возмещение перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте";
3) содержание и техническое обслуживание оборудования и сопровождение программного обеспечения Центра обработки транспортных транзакций, платежных терминалов, находящихся в собственности Ивановской области;
4) оплату услуг мобильной связи для целей организации технического обслуживания терминалов и обмена информацией между терминалами и Центром обработки транспортных транзакций.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательства в суд представляются лицами, участвующими в деле (статьи 65 и 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
При взыскании убытков истец обязан доказать наличие и размер убытков, вину ответчика в их причинении и причинно-следственную связь между возникшими убытками и действиями (бездействием) ответчика.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Предприниматель не представил доказательств, подтверждающих сам факт возникновения у него убытков вследствие виновного поведения ответчика, а также противоправность действий последнего, повлекших причинение истцу убытков.
Довод Предпринимателя о том, что спорные расходы истца должны возмещаться за счет средств бюджета Ивановской области, поскольку Предприниматель не смог бы осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров без несения затрат на приобретение и обслуживание соответствующего оборудования, отклоняется, как несостоятельный. Из приведенных правовых норм следует, что законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот по провозной плате, а не расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности по перевозке льготных категорий граждан.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о недоказанности истцом факта причинения ему убытков и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Другие аргументы, приведенные в жалобе, сводятся к иной оценке представленных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия кассационной инстанции.
Суды обеих инстанций дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 по делу N А17-436/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нестерова Валерия Константиновича - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Елисеева |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Ивановской области от 17.04.2008 N 71-п в целях создания автоматизированной системы учета предоставления мер социальной поддержки граждан льготных категорий на территории Ивановской области внедрен проект интегрированной автоматизированной системы "Социальная карта жителя Ивановской области", утверждено Положение о социальной карте жителя Ивановской области.
Согласно пункту 6.1 Указа губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" расходы областного бюджета, связанные с предоставлением льготного проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области, формируются из расходов на следующее:
1) оплату услуг по реализации единых льготных проездных билетов и выдаче социальной карты жителя Ивановской области, принятию денежных средств и зачислению количества поездок на социальную карту жителя Ивановской области;
2) возмещение перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте";"
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф01-5200/11 по делу N А17-436/2011