Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики
1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся:
разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их выполнение;
финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;
содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации;
управление государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
охрана прав интеллектуальной собственности;
формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.
Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической политики Российской Федерации или его правопреемник совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти.
См. Положение о Министерстве промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки), утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 812
Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей оборонного значения и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной власти, ведущие государственные оборонные заказы.
2. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической политики;
организация научно-технического прогнозирования;
размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
формирование научно-технической базы научных организаций федерального значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации;
разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических работников, в том числе их материальное обеспечение;
формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
международные научные связи.
3. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;
определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах Российской Федерации;
формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов Российской Федерации;
финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
формирование органов управления в сфере научной и научно-технической деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов;
управление государственными научными организациями регионального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных и информационных ресурсов;
формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития;
осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к ведению органов государственной власти Российской Федерации.
4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:
подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности;
участия представителей соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной сферы научных организаций.