Резолютивная часть постановления объявлена 06.02.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от истца: Смирнова С.Л. (доверенность от 15.12.2011), от ответчика: Бурбан С.Б. (доверенность от 24.06.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Союза потребительских обществ Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.07.2011, принятое судьей Коноваловым И.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011, принятое судьями Родиной Т.С., Назаровой Н.А., Насоновой Н.А., по делу N А38-1620/2011 по заявлению Оршанского районного потребительского общества о признании частично недействительным постановления Союза потребительских обществ Республики Марий Эл,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Троицко-Посадское потребительское общество, Горномарийское сельское потребительское общество, Ардинское сельское потребительское общество, Микряковское потребительское общество, Сернурское районное потребительское общество, Советское районное потребительское общество, потребительское общество "Волжский горкоопторг", Волжское районное потребительское общество, Параньгинское районное потребительское общество, Новоторъяльское районное потребительское общество, Моркинское районное потребительское общество, Медведевское районное потребительское общество, Мари-Турекское районное потребительское общество, и установил:
Оршанское районное потребительское общество (далее - Оршанское райпо) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Союзу потребительских обществ Республики Марий Эл (далее - Марпотребсоюз) о признании недействительным пункта 2 постановления Совета Марпотребсоюза от 10.03.2011 Пр. N 2п.1 "Об утверждении бюджета и размера регулярных взносов на содержание аппарата управления Марпотребсоюза на 2011 год" в части утверждения размера регулярных взносов на 2011 год районным потребительским обществам на уровне регулярных взносов 2010 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Троицко-Посадское потребительское общество, Горномарийское сельское потребительское общество, Ардинское сельское потребительское общество, Микряковское потребительское общество, Сернурское районное потребительское общество, Советское районное потребительское общество, потребительское общество "Волжский горкоопторг", Волжское районное потребительское общество, Параньгинское районное потребительское общество, Новоторъяльское районное потребительское общество, Моркинское районное потребительское общество, Медведевское районное потребительское общество, Мари-Турекское районное потребительское общество.
Решением суда от 11.07.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 31.10.2011 решение суда оставлено без изменения.
Марпотребсоюз не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 116, 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", часть 1 статьи 28, статью 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ). По его мнению, Марпотребсоюз является некоммерческой организацией с целью осуществление в интересах членов союза исключительно управленческих функций; оспариваемое решение принято Марпотребсоюзом в соответствии с его компетенцией, определенной уставом, поэтому суды сделали ошибочный вывод о том, что на Марпотребсоюз не распространяется действие Федерального закона N 7-ФЗ.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Оршанское райпо в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, отзывы на кассационную жалобу не представили, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.11.2002 Оршанское райпо зарегистрировано в качестве юридического лица и является членом Марпотребсоюза (удостоверение от 28.04.2006 N 11).
Марпотребсоюз письмом от 22.03.2011 сообщил Оршанскому райпо, что согласно постановлению Марпотребсоюза от 10.03.2011 Пр. N 2п.1 "Об утверждении бюджета и размера регулярных взносов на содержание аппарата управления Марпотребсоюза на 2011 год" регулярные членские взносы на 2011 год утверждены на уровне 2010 года.
Истец посчитал, что постановление принято Советом Марпотребсоюза (не общим собранием) с превышением установленных законом полномочий, и обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, частью 1 статьи 34, частью 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 29 Федерального закона N 7-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определяет Закон Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон о потребительской кооперации).
Согласно статье 1 данного закона республиканский союз потребительских обществ - союз потребительских обществ республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания им правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для членов потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ.
Управление союзом потребительских обществ осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза (часть 1 статьи 34 Закона о потребительской кооперации).
В силу части 1 статьи 37 Закона о потребительской кооперации совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Совет осуществляет полномочия, определенные данным Законом и уставом союза, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 35 Закона о потребительской кооперации определение размера взносов членов союза относится к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза. Вопросы, отнесенные данным Законом и уставом союза потребительских обществ к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза, не могут быть переданы указанным собранием для решения другим органам управления союза.
Согласно уставу Марпотребсоюза (пункт 7.4.7) определение размера взносов членов союза относится к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ Республики Марий Эл.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованным выводам о том, что определение размера взносов члена Марпротребсоюза относится к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза; оспариваемое постановление в части определения размера взносов членов союза принято советом Марпотребсоюза с превышением установленных законом полномочий, и правомерно удовлетворили заявленное требование.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона 7-ФЗ его действие не распространяется на потребительские кооперативы, поэтому ссылка заявителя жалобы на нормы данного закона не могут быть приняты во внимание.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.07.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А38-1620/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Союза потребительских обществ Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 данного закона республиканский союз потребительских обществ - союз потребительских обществ республики, созданный потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ и районных союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, районных союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания им правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления союза по вопросам, определенным в уставе данного союза, обязательны как для членов потребительских обществ, так и для соответствующих районных союзов потребительских обществ.
Управление союзом потребительских обществ осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза (часть 1 статьи 34 Закона о потребительской кооперации).
В силу части 1 статьи 37 Закона о потребительской кооперации совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Совет осуществляет полномочия, определенные данным Законом и уставом союза, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 35 Закона о потребительской кооперации определение размера взносов членов союза относится к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза. Вопросы, отнесенные данным Законом и уставом союза потребительских обществ к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза, не могут быть переданы указанным собранием для решения другим органам управления союза.
...
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона 7-ФЗ его действие не распространяется на потребительские кооперативы, поэтому ссылка заявителя жалобы на нормы данного закона не могут быть приняты во внимание."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 февраля 2012 г. N Ф01-6166/11 по делу N А38-1620/2011