Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заявителя: Сотничука А.П. по доверенности от 01.01.2012 N 21-08/77, от заинтересованного лица: Киселева В.И. по доверенности от 01.03.2012 N 62Д,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2012, принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В., по делу N А29-5029/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Северные магистральные нефтепроводы" о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми и установил:
открытое акционерное общество "Северные магистральные нефтепроводы" (далее - Общество, ОАО "Северные магистральные нефтепроводы") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - Управление), выразившегося в непринятии в установленный срок решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 454 996 квадратных метров с кадастровым номером 11:20:0201001:2637, расположенный по адресу: Республика Коми, город Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала, для эксплуатации НПС "Ухта-1" магистрального нефтепровода "Ухта - Ярославль", и возложении на Управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении Обществу в собственность указанного земельного участка, подготовить и направить ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" проект договора купли-продажи указанного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2011 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению Управления, суды нарушили нормы процессуального права, а именно к делу не привлечен надлежащий ответчик - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), являющийся уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении земельного участка, и сделал неправильный вывод о том, что Управление вправе самостоятельно принимать решения о предоставлении земельных участков в собственность; заявление Общества не соответствует пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Приказ N 370), в связи с чем правовые основания для предоставления в собственность Обществу земельного участка отсутствовали.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества в судебном заседании не согласился с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Коми.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" направило в Управление заявление от 22.07.2009, в котором просило предоставить в собственность Общества земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 454 996 квадратных метров, кадастровый номер 11:20:0201001:2637, местоположение: Республика Коми, город Ухта, юго-восточная часть кадастрового квартала (далее - спорный земельный участок), путем выкупа для размещения НПС "Ухта-1" магистрального нефтепровода "Ухта - Ярославль". ОАО "Северные магистральные нефтепроводы" 06.08.2009, 21.04.2010, 02.11.2010, 11.03.2011, 17.03.2011, 19.04.2010 направило в Управление дополнительные документы и разъяснения к указанному заявлению.
На указанном в заявлении земельном участке находятся 44 объекта недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Из кадастрового паспорта от 06.04.2011 N 1120/201/11-642 следует, что спорный земельный участок имеет целевое использование - "для эксплуатации НПС "Ухта-1" МН "Ухта - Ярославль".
Управление (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 17.08.2010, находящегося в федеральной собственности. По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование, земельный участок федеральной собственности на территории муниципального образования городского округа "Ухта", на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общей площадью 454 996 квадратных метров, с кадастровым номером 11:20:0201001:2537, разрешенное использование: для эксплуатации НПС "Ухта-1" (пункт 1); на участке расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", указанные в приложении N 2 к договору ("Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", расположенных на земельном участке с кадастровым номером 11:20:0201001:26372" - всего 44 объекта) (пункт 2.1); срок аренды устанавливается с 18.12.2009 по 25.12.2058 (пункт 3.1).
Управление направило в адрес Общества письмо от 03.05.2011, из которого следует, что по результатам рассмотрения представленных заявителем документов по продаже спорного земельного участка Управление направило соответствующие материалы на согласование в Росимущество.
Общество посчитало, что при рассмотрении заявления от 22.07.2009 со стороны Управления было допущено бездействие, нарушающее пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, его права и законные интересы, и обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в непринятие решения о предоставлении в собственность Общества спорного земельного участка и возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 28, статьей 29, пунктом 3 статьи 35, пунктами 1, 5 и 6 статьи 36, Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Перечнем документов, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, и Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования и пришел к выводу о том, что Управление не приняло в установленный законом срок решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении Обществу земельного участка.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке к другому лицу, оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на таких же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (статья 35 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о Федеральном агентстве правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое осуществляет свою деятельность на территории субъектов Российской Федерации непосредственно через свои территориальные органы.
В подпунктах 4.1, 4.6, 4.7 и 4.8 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, указано, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В частности, он подготавливает и представляет в установленном порядке в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; выполняет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
Таким образом, исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности и расположенными на территории Республики Коми, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, поэтому оно вправе принять решение о предоставлении в собственность данного земельного участка, осуществляя от имени государства права собственника по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Общества по существу не рассмотрено; Управлением не принято решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении данного участка.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны Управления допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления Общества от 22.07.2009.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены и отклонены судом округа, как несостоятельные, основанные на неправильном толковании норм материального права и не влияющие на правильность принятых по делу судебных актов с учетом изложенных обстоятельств.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.01.2012 по делу N А29-5029/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи
|
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подпунктах 4.1, 4.6, 4.7 и 4.8 Типового положения о Территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374, указано, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В частности, он подготавливает и представляет в установленном порядке в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом информацию и документы, необходимые для проведения продажи федерального имущества; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом реализует полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; выполняет юридические действия по защите интересов Российской Федерации в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет.
...
Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявление Общества по существу не рассмотрено; Управлением не принято решение о предоставлении Обществу земельного участка в собственность либо об отказе в предоставлении данного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 апреля 2012 г. N Ф01-1155/12 по делу N А29-5029/2011
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8145/13
19.12.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7939/12
14.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6705/12
21.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6705/12
10.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1155/12
12.01.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7750/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5029/11
24.10.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-5029/11