Резолютивная часть постановления объявлена 11.05.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.02.2011, принятое судьями Сурововой М.В., Ландарь Е.В., Красновой Т.Б., по делу N А82-13266/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "ГОРН" о признании частично недействующим решения Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области,
при участии в деле прокурора Ярославской области, и установил:
закрытое акционерное общество "ГОРН" (далее - ЗАО "ГОРН", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 14 приложения к решению Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области (далее - Муниципальный совет) от 29.11.2010 N 47 "Об утверждении коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы" (в редакции решения от 28.04.2011 N 20; далее - Решение N 47), как не соответствующего постановлению Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области" (далее - Постановление N 710-п).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса в дело вступил прокурор Ярославской области.
Решением суда от 27.02.2011 заявленное требование удовлетворено.
Муниципальный совет не согласился с решением и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суд неправильно истолковал пункт 2.9 Постановления N 710-п, неправильно применил статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Установление оспариваемым решением повышающих коэффициентов, применяемых для расчета величины годовой арендной платы, не противоречит Постановлению N 710-п, не нарушает права и законные интересы Общества. По мнению заявителя, Обществом избран ненадлежащий способ защиты своего права. Данный спор, как вытекающий из договорных отношений, предметом которого является арендная плата, должен быть рассмотрен в рамках искового производства с привлечением к участию в деле арендодателя.
Общество и Прокурор Ярославской области отзыв на кассационную жалобу не представили.
ЗАО "ГОРН" заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Муниципального совета от 29.11.2010 N 47 утверждены коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы.
В пункте 14 приложения к решению установлен коэффициент в размере 10,152 процента. Данный коэффициент установлен в отношении земельных участков для строительства (кроме земельных участков под объектами индивидуального жилищного строительства в пределах сроков по первому заключенному договору; для строительства гаражей для индивидуального автотранспорта, строительства объектов, осуществляемого за счет средств бюджетов всех уровней, строительства объектов, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, строительства объектов, осуществляемого за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, предназначенных для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в пределах сроков по первому заключенному договору аренды земельного участка; для строительства индивидуальных бань в пределах сроков по первому заключенному договору аренды земельного участка) в течение первого года после окончания срока аренды по первому заключенному договору аренды земельного участка.
Решение вступило в силу с 01.01.2011 и действовало до 01.01.2012, до принятия решения от 24.11.2011 N 56 об утверждении новых коэффициентов.
ЗАО "ГОРН" посчитало, что данный пункт приложения к Решению N 47, устанавливающий применение повышенного коэффициента функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяемого для расчета величины арендной платы, не соответствует Постановлению N 710-п, и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлением N 710-п, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что коэффициент функционального использования установлен Муниципальным советом без учета вида экономической деятельности арендаторов и социальной значимости этой деятельности для муниципального образования; решение в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Общества. С учетом этого суд удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области (далее - Положение).
В пункте 2.2 Положения установлено, что размер годовой арендной платы определяется как арифметическое произведение трех показателей: удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), площади земельного участка (кв.м) и коэффициента функционального использования (проценты), определяемого на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района.
В силу пункта 2.3 Положения коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливаются органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа.
Таким образом, органы местного самоуправления вправе устанавливать коэффициенты функционального использования земельных участков, размер которого зависит от вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости этой деятельности для муниципального образования.
В пункте 2.9 Положения определено, что при расчете арендной платы за использование земельных участков, предоставленных для строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для индивидуального автотранспорта, строительства объектов, осуществляемых за счет средств бюджетов всех уровней, строительства объектов, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, строительства объектов, осуществляемого за счет специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями, предназначенных для финансирования программ газификации, утверждаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации), в случае нарушения срока аренды по первому заключенному договору аренды земельного участка применяются повышающие коэффициенты: коэффициент 5 - в течение первого года после окончания срока аренды; коэффициент 10 - в течение второго года после окончания срока аренды; коэффициент 15 - в течение третьего года после окончания срока аренды и коэффициент 20 - в течение четвертого года после окончания срока аренды.
В связи с ситуацией, сложившейся в строительной отрасли, падением спроса и резким замедлением темпов проектирования и строительства, в целях создания благоприятных условий использования земельных участков для строительства Постановлением Правительства Ярославской области от 27.07.2009 N 762-п "О мерах поддержки строительной отрасли в Ярославской области и внесении изменения в постановление Администрации области от 15.10.2007 N 471-А" действие пункта 2.9 Положения приостановлено.
Из материалов дела видно и суд первой инстанции установил, что Решением N 47 Муниципальный совет на основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ во исполнение Постановления N 710-п утвердил коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы.
Данным решением коэффициент функционального использования земельных участков, предоставленных для строительства в пределах сроков по первому заключенному договору аренды, составляет 2,031 процента, оспариваемый коэффициент - 10,152 процента. Такое увеличение коэффициента не обосновано видом экономической деятельности арендатора и социальной значимостью для развития муниципального района, а объясняется применением повышающего коэффициента, установленного пунктом 2.9 Постановления N 710-п.
С учетом изложенного суд сделал правильные выводы о том, что установленный Муниципальным советом в пункте 14 приложения к Решению N 47 коэффициент функционального использования в отношении земельных участков для строительства, применяемый для расчета величины годовой арендной платы, не соответствует Постановлению N 710-п, нарушает права и законные интересы Общества, являющегося арендатором земельного участка, расположенного на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на который не разграничена.
Избранный Обществом способ защиты нарушенного права (признание недействительным акта органа местного самоуправления) соответствует положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлен на восстановление нарушенных гражданских прав заявителя, подлежащих защите.
В связи с этим доводы, приведенные Муниципальным советом в кассационной жалобе, отклоняются.
Арбитражный суд Ярославской области не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальный совет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 27.02.2011 по делу N А82-13266/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Муниципального совета Ярославского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела видно и суд первой инстанции установил, что Решением N 47 Муниципальный совет на основании статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ во исполнение Постановления N 710-п утвердил коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета величины годовой арендной платы.
Данным решением коэффициент функционального использования земельных участков, предоставленных для строительства в пределах сроков по первому заключенному договору аренды, составляет 2,031 процента, оспариваемый коэффициент - 10,152 процента. Такое увеличение коэффициента не обосновано видом экономической деятельности арендатора и социальной значимостью для развития муниципального района, а объясняется применением повышающего коэффициента, установленного пунктом 2.9 Постановления N 710-п.
С учетом изложенного суд сделал правильные выводы о том, что установленный Муниципальным советом в пункте 14 приложения к Решению N 47 коэффициент функционального использования в отношении земельных участков для строительства, применяемый для расчета величины годовой арендной платы, не соответствует Постановлению N 710-п, нарушает права и законные интересы Общества, являющегося арендатором земельного участка, расположенного на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на который не разграничена.
Избранный Обществом способ защиты нарушенного права (признание недействительным акта органа местного самоуправления) соответствует положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлен на восстановление нарушенных гражданских прав заявителя, подлежащих защите."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2012 г. N Ф01-1629/12 по делу N А82-13266/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11719/12
24.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11719/12
16.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1629/12
27.02.2012 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-13266/11