См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 декабря 2011 г. N Ф01-6048/11 по делу N А82-3784/2011
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Синякиной Т.В., Чиха А.Н.
при участии представителей от истца: Углановой О.В. (директор) и Чапниной Н.Г. по доверенности от 14.05.2012,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.09.2011, принятое судьей Стройковой М.А., по делу N А82-3784/2011 по иску Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов к муниципальному унитарному предприятию "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" Некрасовского муниципального района о взыскании задолженности и установил:
государственное стационарное учреждение социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к муниципальному унитарному предприятию "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг" Некрасовского муниципального района (далее - Предприятие). Предметом иска явилось требование о взыскании с ответчика 46 468 рублей 35 копеек расходов, понесенных истцом в 2009, 2010 годах на содержание насосной станции. Исковое требование обосновано статьями 438, 486, 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано обязанностью ответчика нести расходы по возмещению истцу затрат, связанных с водоотведением от жилых домов, находящихся в управлении Предприятия.
Суд первой инстанции признал расчет истца недопустимым и противоречащим Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований по изложенным истцом основаниям и решением от 09.09.2011 отказал в удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность решения от 09.09.2011 не проверялись; апелляционная жалоба была возвращена в связи с отказом в удовлетворении ходатайства истца о восстановлении срока на подачу жалобы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.09.2011 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Учреждение не согласно с выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Заявитель указывает, что в сложившихся правоотношениях Учреждение является организацией водопроводно-коммунального хозяйства, оказывающей Предприятию как абоненту услуги по водоотведению. В оперативном управлении Учреждения находится насосная станция, посредством которой истец принимает сточные воды. Истец несет затраты по содержанию, обслуживанию и эксплуатации данного объекта. Предприятие отказалось подписывать соглашение о возмещении затрат, связанных с содержанием насосной станции, однако продолжает сливать сточные воды в сети истца. Ответчик не возмещает затраты истца и не оплачивает услуги водоотведения. В связи с этим, по мнению заявителя, у ответчика возникла задолженность, которую он должен возместить истцу.
Предприятие в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемый судебный акт, как законный и обоснованный.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечил, жалобу просил рассмотреть без его участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Учреждению на праве оперативного управления принадлежит насосная станция, расположенная по адресу: Ярославская область, Некрасовский район, поселок Некрасовское, улица Молодежная, дом 9. Насосная станция обеспечивает прием стоков воды от жилого фонда (дом 11 по улице Молодежной и дом 3а по улице Комсомольской). Управление названными домами осуществляет Предприятие. По расчету истца, в 2009 и 2010 годах в сети Учреждения из многоквартирных жилых домов приято 6962,9 кубического метра водостоков.
Посчитав, что ответчик обязан возместить истцу затраты на обслуживание насосной станции, Учреждение обратилось с настоящим иском в суд.
Размер исковых требований рассчитан истцом исходя из затрат Учреждения на тепловую и электрическую энергию, зарплату сотрудников, а также из расходов на ремонт насосной станции. Доля расходов ответчика определена исходя их объема сточных вод, поступивших от жилых домов, от общего объема принятых стоков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей заявителя, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемых отношениях Учреждение является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующей эти системы, а Предприятие - абонентом.
Отношения между абонентами (управляющими компаниями) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере оказания услуг водоотведения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации регулируются специальными нормами и правилами.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению является регулируемой и цены за указанные услуги подлежат установлению уполномоченными органами (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210, в редакции, действовавшей до 01.01.2011) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоотведение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункту 4 статьи 4 Закона). В Ярославской области таким органом является департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод осуществляются исходя из суммы, включающей в себя цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (часть 3 статьи 3 закона).
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Принципы и методы регулирования тарифов водоотведения установлены в Основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования). Согласно указанному нормативному акту при установлении тарифов на услуги по водоотведению учитываются фактические расходы организации коммунального комплекса на производство и реализацию услуг.
С учетом того, что деятельность по представлению услуг по водоотведению является регулируемой, затраты истца на содержание насосной станции должны оплачиваться ответчиком в составе тарифа на услуги по водоотведению.
Из материалов дела следует, что истцом предъявлена ко взысканию с ответчика фактическая сумма расходов, возникшая у Учреждения при реализации услуг водоотведения, что в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо и приведет к нарушению порядка ценообразования в сфере водоотведения.
Учреждение не представило доказательств утверждения таких тарифов.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно; представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено. Оснований для отмены обжалуемых судебного акта по приведенным доводам жалобы не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя. Госпошлина уплачена платежным поручением от 28.11.2011 N 1267.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.09.2011 по делу N А82-3784/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного стационарного учреждения социального обслуживания Ярославской области Некрасовский дом-интернат для престарелых и инвалидов - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Т.В. Синякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210, в редакции, действовавшей до 01.01.2011) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоотведение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункту 4 статьи 4 Закона). В Ярославской области таким органом является департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Расчеты потребителей за услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод осуществляются исходя из суммы, включающей в себя цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей (часть 3 статьи 3 закона).
...
Принципы и методы регулирования тарифов водоотведения установлены в Основах ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования). Согласно указанному нормативному акту при установлении тарифов на услуги по водоотведению учитываются фактические расходы организации коммунального комплекса на производство и реализацию услуг.
...
Из материалов дела следует, что истцом предъявлена ко взысканию с ответчика фактическая сумма расходов, возникшая у Учреждения при реализации услуг водоотведения, что в силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо и приведет к нарушению порядка ценообразования в сфере водоотведения."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2012 г. N Ф01-1591/12 по делу N А82-3784/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1591/12
15.02.2012 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1095/12
22.12.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6048/11
09.09.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-3784/11