Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый Дом "ЦентрОбувь" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2011, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Ившиной Г.Г., по делу N А82-10237/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Торговый Дом "ЦентрОбувь" о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск и установил:
закрытое акционерное общество "Торговый Дом "ЦентрОбувь" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск (далее - Департамент), выразившихся в отказе от согласования вывесок со световыми объемными буквами "ЦентрОбувь" на фасаде здания по адресу: город Рыбинск, улица Крестовая, дом 72, а также в требовании о разработке и представлении на согласование проекта комплексного оформления фасада здания 72 по улице Крестовой в городе Рыбинске; об обязании Департамента устранить нарушения прав и законных интересов Общества, а именно: запретить требовать от заявителя разработать и согласовать проект комплексного оформления фасада здания по улице Крестовой, дом 72; возложении на Департамент обязанности рассмотреть документы о согласовании вывесок со световыми объемными буквами "ЦентрОбувь" на фасаде здания по адресу: город Рыбинск, улица Крестовая, дом 72, в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Решением суда от 28.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 22.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили часть 3 статьи 60 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), не применили статью 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Требование Департамента о необходимости разработки и согласования проекта комплексного оформления фасада здания (письмо от 01.06.2011 N 043-28/2155) не основано на нормах Федерального закона N 38-ФЗ, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Департамент не согласился с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.05.2011 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении рекламного места по адресу: город Рыбинск, улица Крестовая, дом 72, для размещения информационной конструкции в виде несветовой подложки со световыми объемными буквами в количестве двух элементов площадью 11,20 квадратного метра.
Департамент сообщил Обществу (письмо от 01.06.2011), что представленный им вариант размещения конструкции нарушает внешний архитектурный облик здания, которое расположено на центральной улице исторической части города Рыбинска и находится в зоне особого рекламного контроля. Для рассмотрения возможности размещения рекламных конструкций на фасаде ценного для города здания Обществу необходимо разработать и представить на согласование проект комплексного оформления фасада здания по улице Крестовой, дом 72.
Общество не согласилось с указанным решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 38-ФЗ, пунктом 3 статьи 60 Федерального закона N 73-ФЗ, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пунктами 1.2, 6.1, 6.2 и 6.2.3 Положения о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории городского округа город Рыбинск, утвержденного постановлением главы городского округа город Рыбинск от 17.04.2007 N 139 (далее - Положение). Суды исходили из того, что обжалуемые действия Департамента соответствуют требованиям закона и не нарушают интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 3 статьи 60 Федерального закона N 73-ФЗ особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется посредством проведения под контролем соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и органов исполнительной власти в области регулирования градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране объектов культурного наследия и включает в себя, в том числе разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, использования отдельных строительных материалов, цветового решения, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок, других ограничений, необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.
Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно пункту 1.2 Положения данное Положение устанавливает единые на территории городского округа город Рыбинск требования к размещению, установке и эксплуатации средств наружной рекламы и информации, оформлению и согласованию разрешительной документации и контроль за соблюдением этих требований независимо от формы собственности на здания, сооружения и земельные участки, на которых размещаются эти средства, и распространяется на все юридические и физические лица.
Для получения разрешения на установку рекламной конструкции заявитель обращается в управление градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск с заявлением установленной формы. К указанному заявлению прилагаются, в том числе эскизный проект (эскиз) изображения в масштабе и цвете без нарушения размеров, пропорций, цвета, деталей композиции, шрифтов. Для световых конструкций эскиз выполняется в двух видах: дневном и ночном, с указанием цветности трубок и букв, применяемой технологии подсветки, прилагается электромонтажная схема подключения. При сложной композиции, состоящей из комплекса рекламных конструкций, а также на градостроительно важных участках дополнительно представляется архитектурный проект размещения наружной рекламы (информации) с проработкой благоустройства прилегающей территории, с приложением фотомонтажа. При размещении в одном здании нескольких организаций, а в историческом центре - независимо от их количества дополнительно представляется комплексный эскизный проект рекламно-информационного оформления всего здания в целом и дальнейшее развитие рекламно-информационного оформления (пункты 6.1, 6.2 и 6.2.3 Положения).
Из материалов дела видно и суды установили, что здание по адресу: город Рыбинск, Крестовая улица, дом 72, находится в охранной зоне памятников истории и культуры - историческом центре города Рыбинска (решение исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов от 10.08.1990 N 256 "Об утверждении охранных зон памятников истории и культуры города Рыбинска"). Само здание является памятником - зданием, выполненным в стиле конструктивизма. В указанном здании расположены несколько организаций, которые разместили свои вывески на его фасаде.
С учетом изложенного суды пришли к выводу, что в данном случае для рассмотрения вопроса о возможности размещения рекламной конструкции на спорном здании к заявлению необходимо приложить эскизный проект рекламно-информационного оформления всего здания.
При обращении в Департамент Общество комплексный эскизный проект рекламно-информационного оформления всего здания не представило.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Департамента не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы Общества, поэтому обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного доводы, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.03.2012 по делу N А82-10237/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый Дом "ЦентрОбувь" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1.2 Положения данное Положение устанавливает единые на территории городского округа город Рыбинск требования к размещению, установке и эксплуатации средств наружной рекламы и информации, оформлению и согласованию разрешительной документации и контроль за соблюдением этих требований независимо от формы собственности на здания, сооружения и земельные участки, на которых размещаются эти средства, и распространяется на все юридические и физические лица.
Для получения разрешения на установку рекламной конструкции заявитель обращается в управление градостроительства и архитектуры администрации городского округа город Рыбинск с заявлением установленной формы. К указанному заявлению прилагаются, в том числе эскизный проект (эскиз) изображения в масштабе и цвете без нарушения размеров, пропорций, цвета, деталей композиции, шрифтов. Для световых конструкций эскиз выполняется в двух видах: дневном и ночном, с указанием цветности трубок и букв, применяемой технологии подсветки, прилагается электромонтажная схема подключения. При сложной композиции, состоящей из комплекса рекламных конструкций, а также на градостроительно важных участках дополнительно представляется архитектурный проект размещения наружной рекламы (информации) с проработкой благоустройства прилегающей территории, с приложением фотомонтажа. При размещении в одном здании нескольких организаций, а в историческом центре - независимо от их количества дополнительно представляется комплексный эскизный проект рекламно-информационного оформления всего здания в целом и дальнейшее развитие рекламно-информационного оформления (пункты 6.1, 6.2 и 6.2.3 Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 августа 2012 г. N Ф01-3181/12 по делу N А82-10237/2011