Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Чигракова А.И., Башевой Н.Ю.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.02.2012, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А43-29249/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области о признании незаконными действий и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - Общество, ОАО "МРСК Центра и Приволжья") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), выразившихся в отказе в предоставлении Обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка с кадастровым номером 52:17:0000000:39, площадью 2069 квадратных метров, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, и об обязании Управления подготовить и направить в адрес Общества проект договора аренды испрашиваемого земельного участка.
Решением от 02.02.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению Управления, вывод судов о незаконности его действий ошибочен, поскольку в нарушение земельного законодательства Общество не подтвердило исключительное право на аренду испрашиваемого земельного участка; документы, представленные Обществом, не соответствуют Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов). Направленное Управлением в адрес Общества письмо от 27.07.2011 N АБ-07/10921 не содержит отказа в предоставлении в аренду земельных участков, а разъясняет порядок устранения замечаний, препятствующих в предоставлении в аренду земельного участка.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Управления, считает принятые судебные акты законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: опоры N 31-40, 44-47, 60-81, 83-141 воздушной линии электропередачи 110 кВ N 106, протяженностью 31 420 м, расположенный в Балахнинском районе Нижегородской области (свидетельство о государственной регистрации права от 06.06.2008 серии 52-АВ N 542680; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.06.2011 N 01/286/2011-283).
Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:17:0000000:39 по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, от Нижегородской ГРЭС до подстанции "Ока", находящемся в федеральной собственности.
Общество 21.07.2011 обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2069 квадратных метров, с кадастровым номером 52:17:0000000:39 в аренду на 49 лет.
Письмом от 27.07.2011 N АБ-07/10921 Управление возвратило Обществу комплект документов на доработку, указав на отсутствие в представленном кадастровом паспорте описания частей земельного участка, занятых объектом недвижимости.
Кроме того, Управление сообщило о недоказанности Обществом того факта, что испрашиваемый земельный участок был образован из земельного участка, выделенного в постоянное (бессрочное) пользование по распоряжению администрации Балахнинского района Нижегородской области от 09.02.1993 N 115 "О закреплении ранее выделенных земельных участков за Балахнинскими электрическими сетями, занятых производственными объектами и жилой застройкой в постоянное (бессрочное) пользование из земель г. Балахны и района".
Общество посчитало, что действия Управления по возврату документов без принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 9, пунктом 1 статьи 28, статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии у Управления законных оснований для отказа Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка и о нарушении оспариваемыми действиями прав и законных интересов ОАО "МРСК Центра и Приволжья", поэтому удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество является собственником недвижимого имущества (опоры N 31-40, 44-47, 60-81, 83-141 воздушной линии электропередачи 110 кВ N 106), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:17:0000000:39, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в аренду; ОАО "МРСК Центра и Приволжья" представило в Управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые действия Управления несоответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы Общества и удовлетворили заявленные требования.
Иные доводы Управления, приведенные в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, эти доводы были предметом рассмотрения судов двух инстанций, и получили надлежащую правовую оценку, кроме того они направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.02.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 по делу N А43-29249/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства")."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2012 г. N Ф01-3393/12 по делу N А43-29249/2011