Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Базилевой Т.В., Чижова И.В.
при участии представителей от истца: Усацкой Л.В., доверенность от 01.01.2012, от ответчиков: Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Костромской области - Самсонова А.В., доверенность от 05.06.2012 N 18, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области - Урсати Н.В., доверенность от 10.01.2012 N 3,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012, принятое судьями Поляковой С.Г., Великоредчаниным О.Б., Тетерваком А.В., по делу N А31-5607/2011 по иску областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области, муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, о взыскании задолженности,
третье лицо - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области, и установил:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Костромская областная больница" (далее - ОГБУЗ "Костромская областная больница", больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области (далее - УФСИН, ответчик), муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Комитета по здравоохранению и фармации администрации города Костромы, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Колония-поселение N 5" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 7" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Костромской области (далее - исправительные учреждения N 1, 3, 7, колония-поселение N 5, ответчики) о взыскании задолженности по оплате медицинских услуг в сумме 115 498 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области.
Решением от 15.12.2011 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 19.04.2012 отменил указанное решение и отказал ОГБУЗ "Костромская областная больница" в удовлетворении заявленного требования.
Больница не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при неправильном применении статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", статей 9, 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". По мнению больницы, осужденные не застрахованы в системе обязательного медицинского страхования, не зарегистрированы в качестве лиц, постоянно проживающих на территории Костромской области, поэтому их лечение должно оплачиваться за счет учреждений УФСИН. По мнению больницы, в рассматриваемом случае заказчиком медицинских услуг являлись не сами осужденные, а исправительные учреждения. Кроме того, медицинские услуги, оказанные осужденным, являются не услугами медицинской помощи по экстренным показаниям, а услугами первичной медико-санитарной помощи, включающей в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм и отравлений, следовательно, по своему содержанию подпадают под действие программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 - 2011 годы, и финансирование данных услуг является расходным обязательством Российской Федерации.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
УФСИН и исправительное учреждение N 1 отзывы на кассационную жалобу не представили; их представители в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в жалобе, указав на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта.
Иные ответчики и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте ее рассмотрения, явку представителя в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представители ОГБУЗ "Костромская областная больница", УФСИН и исправительное учреждение N 1 участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Костромской области.
В силу статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 14.08.2012.
Законность оспариваемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, лицам, осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы и содержащимся в соответствующих исправительных учреждениях, были оказаны следующие медицинские услуги:
1. Содержащемуся в исправительной колонии N 1 Шалькову Александру Сергеевичу - стационарное лечение в хирургическом отделении с 16.08.2010 по 17.08.2010 стоимостью 11 671 рубль.
2. Содержащимся в исправительной колонии N 3 Исаевой Гульбариат Магомедовне - осмотр, консультация врача-травматолога в поликлинике 06.01.2011 стоимостью 610 рублей; Кириковой Ольге Олеговне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 04.06.2010 по 08.06.2010 стоимостью 10 972 рубля; Лебедевой Валентиновне Васильевне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 07.06.2010 по 09.06.2010 стоимостью 5 816 рублей; Бернацкой Валентине Александровне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 25.08.2010 по 30.08.2010 стоимостью 9977 рублей; Суриной Елене Ивановне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 24.06.2010 по 25.06.2010 стоимостью 2358 рублей; Липняговой Татьяне Викторовне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 29.04.2010 по 01.05.2010 стоимостью 5562 рубля; Вавилиной Айгуль Разяновне - стационарное лечение в гинекологическом отделении с 23.06.2010 по 24.06.2010 стоимостью 1129 рублей; Кулаковой Татьяне Николаевне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 26.07.2010 по 29.07.2010 стоимостью 6447 рублей; Бугановой Татьяне Вячеславовне - стационарное лечение в неврологическом отделении с 11.08.2010 по 12.08.2010 стоимостью 1112 рублей; Тропиной Наталье Николаевне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 14.12.2009 по 21.12.2009 стоимостью 8794 рубля; Григорьевой Ксении Игоревне - стационарное лечение в гинекологическом отделении с 14.02.2010 по 24.02.2010 стоимостью 14 042 рубля. Всего стоимость оказанных услуг составила 66 819 рублей.
3. Содержащимся в колонии-поселении N 5 Львовой Елене Вениаминовне - стационарное лечение в гинекологическом отделении с 26.05.2010 по 03.06.2010 стоимостью 13 298 рублей; Тимченко Ирине Николаевне - стационарное лечение в хирургическом отделении с 16.07.2010 по 21.07.2010 стоимостью 11 531 рубль. Всего стоимость оказанных услуг составила 24 829 рублей.
4. Содержащимся в исправительной колонии N 7 Комаркову Андрею Юрьевичу - осмотр, консультация врача-хирурга в поликлинике 08.02.2011, рентгенография стоимостью 620 рублей; Смирнову Александру Борисовичу - стационарное лечение в нейрохирургическом отделении с 20.01.2010 по 29.01.2010 стоимостью 9889 рублей; Гуркову Максиму Николаевичу - осмотр, консультация врача-уролога в поликлинике 16.03.2011 стоимостью 450 рублей. Всего стоимость оказанных услуг составила 10 959 рублей.
Оказание истцом перечисленным лицам, осужденным к лишению свободы и отбывающим наказание, услуг в указанных учреждениях оформлено медицинскими картами. Факт оказания медицинских услуг осужденным к лишению свободы лицам ответчиками не оспаривается.
Посчитав, что оказанные медицинские услуги должны быть оплачены за счет средств ответчиков, больница обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование.
Руководствуясь статьями 29, 37.1, 37.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 N 640/190 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу", Второй арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что услуги здравоохранения, оказанные ОГБУЗ "Костромская областная больница" осужденным, не подлежат оплате за счет средств, выделяемых УФСИН, и в последующем исправительным учреждениям, колонии-поселению из бюджета Российской Федерации, а также за счет средств иных ответчиков, в связи с чем отказал больнице в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
Согласно пунктам 1, 3, 7 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пунктов 8 и 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 N 640/190 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913, от 02.10.2009 N 811 и от 04.10.2010 N 782 Программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 и 2011 годы (далее - Программы) установлено, что Программы определяют виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программами разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 и 2011 годы соответственно (далее - территориальные программы), включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В разделе II Программ определены виды и условия оказания бесплатной медицинской помощи, в частности первичная медико-санитарная помощь и скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.
Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В разделе III Программ поименованы источники финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации, а также указано, что медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
За счет средств обязательного медицинского страхования финансируется базовая программа обязательного медицинского страхования как составная часть Программ, которая включает первичную медико-санитарную, специализированную, за исключением высокотехнологичной, медицинскую помощь, предусматривающую также обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются в том числе медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии со сформированным государственным заданием в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; скорая медицинская помощь, а также первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, которая оказывается федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых и медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, либо (при отсутствии учреждений здравоохранения муниципальных образований) соответствующих учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, либо (при отсутствии на территории муниципального образования учреждений здравоохранения муниципальных образований и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации) медицинских организаций, в которых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размещен муниципальный заказ.
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывается федеральными государственными учреждениями Федерального медико-биологического агентства, предоставляются скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной); первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.
Суды установили и это соответствует материалам дела, что осужденным оказывалась скорая медицинская помощь, а также первичная медицинская помощь.
Из толкования приведенных норм законодательства следует, что требование об оплате стоимости оказанной осужденным скорой медицинской помощи, а также первичной помощи не может быть предъявлено к ответчикам, поскольку в данном случае соответствующая медпомощь оказывалась не гражданам, проживающим на территории муниципального образования, а лицам, осужденным к лишению свободы, принудительно содержащимся в исправительных учреждениях, которым гарантировано оказание помощи в рамках указанных Программ. Указания на то, что такая помощь должна оплачиваться ответчиками, в Программах не содержится.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что сумма, предъявленная больницей, не подлежит взысканию с ответчиков по делу.
Выводы суда основаны на материалах дела и не противоречат им.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом округа как несостоятельные.
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на ОГБУЗ "Костромская областная больница".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А31-5607/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Костромская областная больница" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пунктов 8 и 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 N 640/190 "О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" организация медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным включает комплекс профилактических, лечебно-диагностических мероприятий, направленных на обеспечение их прав на охрану здоровья. Предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 N 913, от 02.10.2009 N 811 и от 04.10.2010 N 782 Программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009, 2010 и 2011 годы (далее - Программы) установлено, что Программы определяют виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 августа 2012 г. N Ф01-3224/12 по делу N А31-5607/2011
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 16065/12
25.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
14.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16065/12
20.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3224/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-5607/11
19.04.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-683/12