Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Башевой Н.Ю.
при участии представителей от заявителя: Лисиной Т.Б. (доверенность от 04.09.2012 N 34/ТО/25-121), Подгорновой Е.Н. (доверенность от 04.09.2012 N 34/ТО/25-122), от заинтересованного лица: Синюхина С.В. (доверенность от 28.08.2012 N 28-08-38/2168),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2012, принятое судьей Андриановой Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А11-927/2011 по заявлению Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области о признании недействительным предписания от 30.12.2010 N 185 и установил:
Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области" (до реорганизации - Федеральное бюджетное учреждение "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области") (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области (далее - Управление) от 30.12.2010 N 185.
Решением от 05.04.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Управление считает, что представленные Учреждением проездные документы (билеты), на основании которых были произведены денежные выплаты сотрудникам Учреждения, не имеют необходимых реквизитов, оформлены ненадлежащим образом, поэтому не являются документами, подтверждающими оплату перевозки. Учреждение неправомерно выплатило денежные компенсации на оплату стоимости путевок для детей, поскольку представленные документы, по мнению Управления, являются ненадлежащими и недостаточными для предоставления такой выплаты.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представители Учреждения в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 29.11.2010 по 28.12.2010 Управление провело плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2009 по 31.12.2009, в ходе которой установило незаконное использование средств федерального бюджета, не являющееся нецелевым использованием, а именно неправомерное возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, связанных с проездом сотрудников Учреждения Князевой Е.С. и Лящук С.А. к месту проведения отпуска и обратно, в сумме 13 800 рублей и 21 973 рублей соответственно; неправомерное начисление и выплата за счет средств федерального бюджета на оплату стоимости путевок для детей сотрудников Учреждения (Садковой И.В. и Лящук С.А.) в сумме 19 260 рублей.
Вывод о неправомерности возмещения расходов за счет средств федерального бюджета, связанные с проездом сотрудников Учреждения Князевой Е.С. и Лящук С.А. к месту проведения отпуска и обратно, сделан Управлением на основании того, что не были представлены проездные документы, подтверждающие произведенную оплату проезда, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
Вывод о неправомерности начисления и выплаты за счет средств федерального бюджета на оплату стоимости путевок для детей сотрудников Учреждения сделан Управлением в связи с тем, что вместо справки о непредоставлении путевки представлены справки о непредоставлении денежной компенсации на путевку для ребенка.
Указанные нарушения зафиксированы в акте от 28.12.2010.
По результатам проверки Управление вынесло предписание от 30.12.2011 N 185, согласно которому Учреждение должно устранить указанные нарушения не позднее одного месяца с момента получения предписания.
Учреждение не согласилось с предписанием Управления и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Инструкцией о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников уголовно-исполнительной системы, граждан, а также их личного имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.09.2006 N 282 (далее - Инструкция), Правилами осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей", пришел к выводу о неправомерности принятого предписания, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.
Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления или обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений.
В силу подпункта 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам этой службы.
В статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации заложен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 05.09.2006 N 282 утверждена Инструкция о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой сотрудников уголовно-исполнительной системы, граждан, а также их личного имущества, в соответствии с пунктом 1 которой возмещение расходов, связанных с перевозкой сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники), граждан, уволенных со службы, членов их семей (супруги (супруга), несовершеннолетних детей, в том числе несовершеннолетних детей, родители которых расторгли брак и проживают (не проживают) совместно, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лиц, находящихся на иждивении сотрудников), а также их личного имущества осуществляется финансовым подразделением учреждения и органа уголовно-исполнительной системы, где они состоят (состояли) на денежном довольствии, по месту их пенсионного обеспечения. Степень родства и возраст членов семьи сотрудников, граждан, уволенных со службы, подтверждаются справкой кадрового, пенсионного подразделения.
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что возмещение расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и междугородным автомобильным транспортом, при следовании в отпуск осуществляется в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок, в том числе: за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, комиссионный сбор за предварительное оформление билетов, за оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, таких, как изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус).
В силу пункта 7 Инструкции возмещение расходов по проезду и провозу личного имущества осуществляется на основании рапорта сотрудника и письменного распоряжения учреждения (органа), с предоставлением документов, подтверждающих затраты в пределах норм, установленных настоящей Инструкцией, командировочных и отпускных удостоверений с отметками о факте пребывания в пунктах командировки или отпуска, справки о пребывании в лечебно-профилактическом, в том числе санаторно-курортном учреждении, выписки из приказа о перемещении по службе или увольнении.
При оформлении проездного документа в электронном виде на железнодорожном транспорте возмещение расходов производится на основании электронного проездного документа (билета), оформленного на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности проездном документе (билете) или оформленного не на бланке строгой отчетности проездного документа и документа, подтверждающего произведенную оплату перевозки посредством контрольно-кассовой техники (чека).
При оформлении проездного документа в электронном виде на авиационном транспорте возмещение расходов производится на основании маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, оформленной на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете либо на основании оформленной не на бланке строгой отчетности маршрут/квитанции и документа, подтверждающего произведенную оплату перевозки, оформленного на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленного посредством контрольно-кассовой техники чека.
Пунктом 2 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции должна быть оформлена на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете и багажной квитанции или дополнительно к маршрут/квитанции, оформленной не на бланке строгой отчетности, должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности или оформленный посредством контрольно-кассовой техники (чек).
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что при приобретении работником электронного билета для поездок в командировки на территории Российской Федерации и за рубеж документами, подтверждающими произведенные расходы, могут являться маршрут/квитанция, оформленная на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности пассажирском билете, чек или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в обоснование возмещения затрат по проезду Князевой Е.С. Учреждением представлены отпускное удостоверение от 16.06.2009 N 191 с отметками о прибытии и убытии, рапорт от 30.07.2009, авансовый отчет от 30.07.2009 N 51, копия заграничного паспорта с отметками о пересечении границ и визой, железнодорожные билеты до города Москвы от 15.07.2009, билет на автобус от 15.07.2009 N 05929 Москва - Ульм - Москва на Князеву Екатерину и Князеву Евгению на общую сумму 13 800 рублей. Билет является бланком строгой отчетности и имеет все необходимые реквизиты, а его приобретение подтверждено справкой организации, у которой он приобретен.
В обоснование возмещения расходов по проезду Лящук С.А. Учреждением представлены отпускное удостоверение от 17.06.2009 N 193 с отметкой о прибытии и убытии, авансовый отчет, билеты на автобус Суздаль - Владимир и Владимир - Суздаль, Владимир - Москва, Москва - Владимир, электронные билеты (маршрут - квитанции) на самолет Москва - Владивосток - Москва с посадочными талонами от 11.06.2009 N 27761516837546, N 67061516836975, квитанция разных сборов от 11.06.2009 К95 N 16395669 на общую сумму 21 973 рублей. Представленные маршрут/квитанции и посадочные талоны содержат всю необходимую информацию и оформлены по форме, утвержденной приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Учреждение правомерно возместило расходы по проезду к месту проведения отпуска и обратно Князевой Е.С. в сумме 13 800 рублей и Лящук С.А. в сумме 21 973 рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" утверждены Правила осуществления отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции (далее - Правила) (в соответствующей редакции).
Согласно пункту 1 Правил они определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи - для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Выплаты для оплаты стоимости путевок осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти на эти цели, исключительно в случаях, если путевки в организации отдыха и оздоровления детей не могут быть предоставлены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Выплаты на проведение отдыха детей осуществляются независимо от предоставления указанных путевок.
Для получения выплаты, указанной в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащие и сотрудники либо родители или законные представители детей представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы: рапорт (заявление) о получении выплаты; справку с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативным правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации, копию свидетельства о рождении ребенка (пункт 3 Правил).
Аналогичные нормы содержатся в Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13.07.2005 N 649.
В оспариваемом предписании Управление указало, что Учреждение неправомерно начислило и выплатило за счет средств федерального бюджета стоимость путевок для детей сотрудников Учреждения (Садковой И.В. и Лящук С.А.), так как вместо справки о непредставлении путевки их детям представлены справки о непредоставлении денежной компенсации на путевку для ребенка.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что согласно справкам общества с ограниченной ответственностью "Рудо-Аква" от 20.04.2009 и муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 1 комбинированного вида города Суздаля" путевки за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на Лящук Владлену Сергеевну, 06.06.1998 года рождения, и Садкову Полину Сергеевну, 02.10.2002 года рождения, в 2009 году не предоставлялись и предоставляться не будут.
На основании изложенного суды пришли к правомерным выводам о том, что в рассматриваемой ситуации представлены необходимые документы, в соответствии с Правилами подтверждающие право сотрудников на выплату для оплаты стоимости путевок и в установленный срок.
При таких обстоятельствах Учреждение правомерно произвело выплаты на проведение отдыха детей сотрудников (Садковой И.В. и Лящук С.А.).
Доводы Управления об обратном направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов судов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда округа.
На основании изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2012 по делу N А11-927/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Правил они определяют порядок осуществления выплаты денежных средств один раз в год военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи - для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста (до 15 лет включительно) в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации.
...
Для получения выплаты, указанной в пункте 1 настоящих Правил, военнослужащие и сотрудники либо родители или законные представители детей представляют до 1 мая соответствующего года следующие документы: рапорт (заявление) о получении выплаты; справку с места работы (службы) жены (мужа) о непредоставлении путевки в порядке, установленном нормативным правовыми актами Российской Федерации для детей застрахованных граждан, с привлечением средств Фонда социального страхования Российской Федерации, копию свидетельства о рождении ребенка (пункт 3 Правил).
Аналогичные нормы содержатся в Инструкции о порядке выплаты сотрудникам уголовно-исполнительной системы для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей, утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13.07.2005 N 649."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф01-3877/12 по делу N А11-927/2011
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3877/12
27.06.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4964/11
05.04.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-927/11
17.01.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4964/11
04.07.2011 Определение Арбитражного суда Владимирской области N А11-927/11