Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя от заявителя: Верещагиной С.Ю. (доверенность от 02.03.2012),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2012, принятое судьей Котоминой Н.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012, принятое судьями Сандаловой В.Г., Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., по делу N А82-16879/2011 по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области к обществу с ограниченной ответственностью "Б-транс" о ликвидации организации и установил:
Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Б-транс" (далее - ООО "Б-транс", Общество) о ликвидации организации.
Решением арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2012 в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.06.2012 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять новое решение.
Заявитель жалобы считает, что отказ в осуществлении принудительной ликвидации ООО "Б-транс" в условиях, когда Общество не принимает мер по улучшению своего финансового положения, а стоимость его чистых активов неуклонно снижается и оказывается меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, создает возможность злоупотреблений и ведет к нарушению прав и законных интересов других лиц. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представила, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель Инспекции участвовал в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Ярославской области.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Б-транс" 15.12.2003 зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области за основным государственным регистрационным номером 1037602609318, является действующей организацией.
Последний бухгалтерский баланс представлен Обществом в налоговый орган по состоянию на июнь 2011 года, согласно которому у Общества активы составили 7029 тысяч рублей, в том числе: основные средства - 71 тысяча рублей, запасы -4972 тысячи рублей, дебиторская задолженность - 1905 тысяч рублей.
По итогам проведенного налоговым органом анализа бухгалтерских балансов Общества за 2009 - 2011 годы и оценки расчета стоимости чистых активов, последние имели отрицательные показатели (на 01.01.2009: - 452 000 рублей, на 01.01.2010: - 1 007 000 рублей, на 01.01.2011: - 1 091 000 рублей, на 01.07.2011: - 1 091 000 рублей).
Данные обстоятельства послужили основанием Инспекции для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации Общества.
Руководствуясь пунктами 4 и 5 статьи 90, статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пунктом 1 статьи 14, статьей 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд признал, что указанные налоговым органом нарушения являются устранимыми, а приведенные основания для ликвидации Общества - недостаточными.
Второй арбитражный апелляционной суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 90 Гражданского кодекса Российской Федерации если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Статьей 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что общество может быть ликвидировано в добровольном порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В то же время согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Анализ пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что принятие решения о ликвидации общества это право суда, а не его обязанность.
Суды установили, что Общество представило в налоговый орган бухгалтерские балансы и налоговые декларации по налогу на прибыль за 2009 - 2010 годы.
Несмотря на то, что чистые активы ООО "Б-транс" в указанный период имели отрицательные значения, названные документы свидетельствуют о том, что Общество осуществляет производственно-хозяйственную деятельность.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для ликвидации Общества.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 16.03.2012 и постановление Второго арбитражного суда от 13.06.2012 по делу N А82-16879/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В то же время согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Анализ пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что принятие решения о ликвидации общества это право суда, а не его обязанность."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 сентября 2012 г. N Ф01-3847/12 по делу N А82-16879/2011