Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области на решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.02.2012, принятое судьей Розовой Н.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-7898/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований" к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области о признании недействительным решения,
третье лицо - муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Институт экономических исследований" (далее - Институт, ООО "ИЭИ") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата) - правопреемнику Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Ярославской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 15.09.2010 N 7623/10/01-9241 в части применения с 15.09.2010 для расчета кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале 021101, используемого Институтом для эксплуатации автостоянки, удельного показателя кадастровой стоимости (далее - УПКС), превышающего установленное постановлением администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а значение УПКС для "земель под гаражами и автостоянками" в размере 6 178,13 руб. /кв. м.
Определением суда от 10.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" (далее - Агентство).
Решением суда первой инстанции от 22.02.2012 заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое решение в части установления 15.09.2010 для расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:168, используемого ООО "ИЭИ" в целях эксплуатации автостоянки, УПКС, превышающего установленное постановлением администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а значение УПКС для земель под автостоянками в размере 6178,13 руб./кв.м, признано недействительным. Суд обязал ответчика устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционного суда от 20.06.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что на спорном земельном участке, принадлежащем истцу на праве аренды, расположена не автостоянка для личных нужд правообладателя земельного участка, не связанных с предпринимательской деятельностью, а платная стоянка, используемая Институтом для оказания услуг населению в целях извлечения прибыли. По его мнению, изменения, произведенные Кадастровой палатой по земельному участку, арендуемому истцом, и по существу и по процедуре соответствуют действующему законодательству.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Институт в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "ИЭИ" и УЗР мэрии города Ярославля в лице МУ "Агентство по аренде земельных участков" города Ярославля" заключен договор от 25.10.2007 N 20287-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому арендодатель предоставляет за плату, а арендатор принимает в аренду и использует 4332,00 кв. м земельного участка из общей площади 4332,00 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 76:23:021101:0168, расположенного на пересечении улице Красноборской и улице Сахарова в Заволжском районе города Ярославля, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Вид функционального использования данного земельного участка: для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства, - временной автостоянки.
Ставка арендной платы за пользование земельным участком на момент заключения договора составляла 26,96 руб./кв. м в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 29.12.2006 N 4660 УПКС, применяемый для расчета годовой арендной платы.
Решением Кадастровой палаты от 15.09.2010 N 7623/10/01-9241 об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях УПКС для указанного земельного участка установлен в размере 7704,03 руб./кв. м.
Согласно названному решению на основании протокола по исправлению технической ошибки, зарегистрированного 15.09.2010 N 7623/102/10-8037, выявлено, что отсутствуют экономические характеристики земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:168 и установлено значение удельного показателя кадастровой стоимости земель - 7704,03 руб./кв. м, кадастровой стоимости земельного участка - 33 373 857,96 рубля. Данный УПКС соответствует виду функционального использования земельного участка "Земли под объектами торговли и бытового обслуживания" в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель города Ярославля в границах кадастровых кварталов, утвержденными постановлением администрации Ярославской области от 24.08.2005 N 138-а.
В соответствии с указанным постановлением в кадастровом квартале 02 11 01 к землям гаражей и автостоянок применяется УПКС в размере 6178,13 руб./кв. м.
Письмом от 29.09.2010 N 10-10/7659 Управление Росреестра по Ярославской области на запрос ООО "ИЭИ" сообщило, что изменения в государственный кадастр недвижимости в отношении значения УПКС земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:168 внесены в результате исправления технической ошибки, допущенной исполнителем работ по государственной оценке земель населенных пунктов в части применения УПКС земельного участка при первоначальном проведении государственной кадастровой оценки. Исправление технической ошибки осуществлено в соответствии с частью 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), согласно которой техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки.
Управление также указало в названном письме, что согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Кроме того, проведение кадастровой оценки земель осуществляется на основании соответствующих технических указаний. Первоначальная кадастровая оценка данного земельного участка проведена на основании Технических указаний по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденных приказом Росземкадастра от 27.11.2001. Для определения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков использовался типовой перечень видов функционального использования земель, установленный для государственной кадастровой оценки земель поселений, содержащийся в приложении N 2 к данным техническим указаниям.
В силу названного приложения N 2 виды функционального использования определяются составом функционального использования. Вид функционального использования, определенный как земли гаражей и автостоянок, соответствующий пункту 4 указанного типового перечня, состоит из земельных участков гаражных кооперативов, земельных участков индивидуальных гаражей, земельных участков других объектов для хранения автомобилей, то есть, по мнению Управления, земельных участков, не предназначенных для осуществления предпринимательской деятельности. Управление указало, что, в свою очередь, земельные участки автостоянок, подразумевающие осуществление предпринимательской деятельности, входят в состав 5 вида функционального использования приложения N 2 к техническим указаниям, а именно в "земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса". Таким образом, определение УПКС земельного участка для размещения временной автостоянки в соответствии с 4 видом функционального использования земель ошибочно.
Полагая, что решение Кадастровой палаты от 15.09.2010 N 7623/10/01-9241 в части установления для земельного участка, арендуемого Институтом, в размере 7704,03 руб./кв. м, является незаконным и нарушающим его права и законные интересы, поскольку привело к увеличению размера арендной платы, ООО "ИЭИ" обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 9 - 11 Правил N 316, приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Приказ N П/0152), пришел к выводу о несоответствии оспариваемого решения действующему законодательству и удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пункту 2 которых государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которые разграничивают виды разрешенного использования (далее - Методические указания).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
Техническими рекомендациями утвержден Типовой перечень видов разрешенного использования земель. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, к числу которых, по мнению ФГБУ "ФКП Росреестра", относится и земельный участок, используемый Институтом для размещения автостоянки, включены в пятую группу Типового перечня. Между тем в составе данной группы земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок, не выделены.
Как установлено судами, ООО "ИЭИ" не является учреждением или организацией торговли, общественного питания и бытового обслуживания, оно использует спорный земельный участок под размещение временной стоянки для автотранспортных средств, велосипедов, что отражено в правоустанавливающих документах.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ФГБУ "ФКП Росреестра" не представило доказательств, свидетельствующих о фактах использования Институтом указанного земельного участка для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, технического обслуживания и ремонта транспортных средств и эксплуатации им таких объектов в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не обосновало отнесение в установленном законом порядке спорного земельного участка к виду функционального использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", в связи с чем сделали правильный вывод о том, что установление ответчиком кадастровой стоимости используемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:16 в размере 33373857,96 рубля, исходя из его принадлежности по виду функционального использования к пятой группе, не может быть признано законным.
Кроме того, вывод судов о том, что действия Кадастровой палаты по установлению удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка, совершенные в отношении используемого институтом земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:16, не могут быть квалифицированы как исправление технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, является верным.
Из частей 1 - 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ следует, что исправлению на основании соответствующего решения органа государственного кадастрового учета подлежат лишь технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, иные подобные ошибки), допущенные в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, либо при ведении государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом случае Кадастровая палата своими решениями и действиями от 15.09.2010 не исправила имевшиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:16 технические ошибки, а фактически внесла в государственный кадастр недостающие сведения о данном земельном участке, а именно сведения, относящиеся к его кадастровой стоимости, которые ранее отсутствовали. Данные действия ответчика по существу следует квалифицировать как внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений об указанном земельном участке при отсутствии предусмотренных статьей 16 Закона N 221-ФЗ правовых оснований.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 15.09.2010 N 7623/10/01-9241 не соответствовало действующему законодательству и нарушало права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.
С учетом изложенного кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.02.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 по делу N А82-7898/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которые разграничивают виды разрешенного использования (далее - Методические указания).
Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Технические рекомендации).
...
Из частей 1 - 2 статьи 28 Закона N 221-ФЗ следует, что исправлению на основании соответствующего решения органа государственного кадастрового учета подлежат лишь технические ошибки (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки, иные подобные ошибки), допущенные в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, либо при ведении государственного кадастра недвижимости.
В рассматриваемом случае Кадастровая палата своими решениями и действиями от 15.09.2010 не исправила имевшиеся в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:021101:16 технические ошибки, а фактически внесла в государственный кадастр недостающие сведения о данном земельном участке, а именно сведения, относящиеся к его кадастровой стоимости, которые ранее отсутствовали. Данные действия ответчика по существу следует квалифицировать как внесение в государственный кадастр недвижимости новых сведений об указанном земельном участке при отсутствии предусмотренных статьей 16 Закона N 221-ФЗ правовых оснований."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2012 г. N Ф01-4268/12 по делу N А82-7898/2011