Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя от заинтересованного лица: Мелехина Н.Н. (доверенность от 03.07.2012 N 03-061),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012, принятое судьей Макаровой Л.Ф., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012, принятое судьями Немчаниновой М.В., Ольковой Т.М., Хоровой Т.В., по делу N А29-4446/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АСБ-Капитал" о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений, предъявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "АСБ-Капитал" (далее - ООО "АСБ-Капитал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании не подлежащими исполнению инкассовых поручений от 26.01.2012 N 153, 155, 156, 157, 161, 164, от 02.03.2012 N 460, 461, 462, 463, 464, 465, от 24.04.2012 N 847, 848, 849, 850, предъявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) к расчетному счету в Сыктывкарском филиале - региональном центре ОАО КБ "Севергазбанк".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили статью 172 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По его мнению, наличие инкассовых поручений, направленных на исполнение в банк до принятия решения о ликвидации и внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), при условии соблюдения банком очередности списания денежных средств со счета налогоплательщика не нарушает прав других кредиторов. Заявитель указывает, что спорные инкассовые поручения предъявлены с соблюдением требований налогового законодательства в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому у налогового органа отсутствуют основания для их отзыва.
Представитель Инспекции в судебном заседании подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов налогового органа, просило оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "АСБ-Капитал" зарегистрировано Инспекцией в качестве юридического лица 25.04.2006.
В апреле 2012 года участники Общества приняли решение о его ликвидации, в связи с этим 25.04.2012 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись.
Ввиду наличия у ООО "АСБ-Капитал" неисполненных обязательств по уплате налогов и пеней Инспекция направила в адрес налогоплательщика требования от 19.12.2011 N 1268, от 30.01.2012 N 113, от 08.02.2012 N 91, 92, 93, 94 и от 03.04.2012 N 285, 286.
Неисполнение в установленный срок указанных требований явилось основанием для принятия Инспекцией решений о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках от 24.01.2012 N 80, от 02.03.2012 N 297, 298, 299, 300, 301, от 24.04.2012 N 602, 603, на основании которых в Сыктывкарский филиал - региональный центр ОАО КБ "Севергазбанк", направлены инкассовые поручения от 26.01.2012 N 153, 155, 156, 157, 161, 164, от 02.03.2012 N 460, 461, 462, 463, 464, 465, от 24.04.2012 N 847, 848, 849, 850 на общую сумму 2 663 942 рубля 68 копеек.
Полагая, что в связи с принятием решения о добровольной ликвидации данные инкассовые поручения не подлежат исполнению, ООО "АСБ-Капитал" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 62 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд исходил из того, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов, поскольку взыскание задолженности может производиться только в порядке, предусмотренном в статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при ликвидации организации установлен статьей 49 Кодекса, согласно пункту 1 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
В пункте 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным кодексом, другими законами.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица; после окончания срока для предъявления требований кредиторов составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (пункт 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (пункт 3 статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В пункте 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Таким образом, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства.
Доводы Инспекции о том, что взыскание налогов и сборов в соответствии со статьей 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам названного Кодекса, и о правомерности направления инкассовых поручений в банк до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком.
С учетом изложенного суды правомерно признали не подлежащими исполнению спорные инкассовые поручения.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А29-4446/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу пункта 1 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Приведенные положения статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
...
Доводы Инспекции о том, что взыскание налогов и сборов в соответствии со статьей 46, 49 Налогового кодекса Российской Федерации до утверждения промежуточного ликвидационного баланса не противоречит нормам названного Кодекса, и о правомерности направления инкассовых поручений в банк до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации организации, во внимание судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку в данном случае подлежат применению специальные нормы налогового и гражданского законодательства, регулирующие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, в силу которых эта обязанность исполняется ликвидационной комиссией, а не банком."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 октября 2012 г. N Ф01-4895/12 по делу N А29-4446/2012
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1238/13
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1238/13
31.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4895/12
29.08.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4829/12
31.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4446/12
12.05.2012 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-4446/12