Приказ МНС РФ от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297
"О мерах по обеспечению принятия и реализации решений Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов"
6 октября 2000 г.
О порядке применения настоящего приказа см. письмо МНС РФ от 9 октября 2000 г. N ВП-6-18/788
В соответствии с Протоколом N 9 (п.2 раздела IV) от 27.07.2000 г. заседания Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений, направленных на предотвращение злоупотреблений, допускаемых коммерческими банками при перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, созданной во исполнение п.1. раздела IV Протокола заседания комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налоговой системы от 16.09.99 г. N 1, а также в целях обеспечения деятельности Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, и в целях полноты учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками (кредитными организациями), обслуживающими указанные счета налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, приказываю:
1. Утвердить следующий порядок отражения списанных и не поступивших в бюджет денежных средств налоговыми органами в лицевых счетах налогоплательщиков, иных учетных документах и налоговой отчетности.
Приказом МНС РФ от 6 октября 2000 г. N БГ-3-18/351 в подпункт 1.1. пункта 1 настоящего приказа внесены изменения
1.1. Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков в уплату налогов, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах банков, обслуживающих расчетные счета налогоплательщиков, после издания приказов МНС России от 22.12.99 N АП-3-18/407 и от 23.03.2000 N АП-3-18/110 отражаются в лицевых счетах плательщиков в размере более 5 млн. рублей в совокупности на одного налогоплательщика только на основании решения Комиссии МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах денежных средств налогоплательщиков, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов (далее - Комиссия).
1.2. В целях обеспечения учета всех сумм денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не перечисленных в бюджет, вводится специальный Журнал учета денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, который должен вестись в электронном виде и на бумажном носителе (Приложение N 1).
В указанном Журнале отражаются денежные средства, которые списаны банками с расчетных счетов налогоплательщиков в уплату налогов, пени, процентов и штрафов, но не зачислены на счета по учету доходов бюджетов вне зависимости от даты их списания с расчетных счетов налогоплательщиков в соответствующих банках.
1.3. Денежные средства, списанные с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов и проведенные по лицевым счетам налогоплательщиков как исполненная обязанность по уплате налога до издания вышеназванных приказов, отражаются в соответствии с п.1.4. настоящего Приказа.
Приказом МНС РФ от 6 октября 2000 г. N БГ-3-18/351 в подпункт 1.4. пункта 1 настоящего приказа внесены изменения
1.4. По денежным средствам в размере более 5 млн. рублей в совокупности, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков банками, но не зачисленным на счета по учету доходов бюджетов, документы направляются в Комиссию вне зависимости от даты их списания с расчетного счета налогоплательщика.
По решению Комиссии указанные денежные средства отражаются в лицевом счете налогоплательщика следующим образом:
- указывается дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;
- вводится запись "списана с расчетного счета налогоплательщика, но не зачислена на счета по учету доходов бюджетов сумма налога (пени, процента, штрафа) ___________ рублей".
1.5. После отражения в лицевом счете налогоплательщика на основании решения Комиссии денежных средств, списанных банками с расчетного счета плательщика, но не зачисленных в бюджет, налоговый орган приостанавливает принудительное взыскание указанных средств с налогоплательщика и начисление пени на эту сумму налога.
1.6. В налоговой отчетности по показателю "списано с расчетных счетов налогоплательщиков денежных средств банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" включаются данные о всех суммах налоговых платежей, которые в обязательном порядке фиксируются в Журнале учета денежных средств, списанных с расчетного счета налогоплательщика банками, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
Отражение в лицевом счете налогоплательщика денежных средств, списанных с его расчетного счета в уплату налога, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, не уменьшает показатель "недоимка (задолженность) по налогу", поскольку показатели "задолженность" или "недоимка" отражают состояние расчетов с бюджетом, т.е. средства, не поступившие на счета по учету доходов бюджетов. Указанные средства также не отражаются в лицевом счете налогоплательщика и налоговой отчетности как поступившие в бюджет, поскольку данные о поступлении денежных средств проводятся только на основании соответствующих финансовых документов, подтверждающих факт зачисления указанных средств на доходные счета соответствующих бюджетов.
До установления для регулирующих налогов порядка ведения лицевых счетов в целом по консолидированному бюджету, распределение отраженных в карточке лицевого счета списанных с расчетного счета плательщиков денежных средств по уровням бюджетов осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год".
1.7. В случае, если МНС России не установлен особый порядок выдачи справок о наличии задолженности перед бюджетом (например, для проведения мероприятий целевого погашения кредиторской задолженности федерального бюджета), при оформлении справки о состоянии расчетов с бюджетом в справке налогового органа указывается реальная задолженность по налоговым платежам, а именно, средства не зачисленные на счета по учету доходов бюджетов. При этом, в такой справке при наличии у налогоплательщика денежных средств, списанных с расчетного счета в уплату налогов, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, в обязательном порядке делается дополнительная запись "списано с расчетного счета, но не зачислено на счета по учету доходов бюджетов (дата, номер платежного документа) сумма в размере ____________ рублей по налогу _______ (указать наименование налога) в банке ______________ (наименование банка)".
1.8. Налоговым органам довести до налогоплательщиков порядок учета денежных средств, списанных банком с расчетного счета плательщика в уплату налогов (сборов), но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
2. Утвердить следующий порядок передачи информации правоохранительным органам Комиссией МНС России по рассмотрению вопросов об отражении в лицевых счетах денежных средств налогоплательщиков, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов.
2.1. Комиссия оценивает представленные в МНС России документы налогоплательщиков на предмет их соответствия налоговому законодательству, при необходимости запрашивает дополнительные материалы в налоговых органах по месту регистрации налогоплательщиков.
2.2. Комиссия передает правоохранительным органам рассмотренные документы в случае несоответствия их содержания критериям, подтверждающим надлежащее исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.
2.3. Критериями, подтверждающими надлежащее исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов перед бюджетом, являются документально подтвержденное списание коммерческим банком денежных средств в погашение налоговых обязательств налогоплательщика при условии, что списанные денежные средства образовались на расчетном счете налогоплательщика в результате их поступления:
Налоговым кодексом РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
2.3.1. Через корреспондентский счет банка, открытый в РКЦ Центрального Банка России;
2.3.2. Через кассу коммерческого банка;
2.3.3. Другими способами, предусмотренными действующим законодательством, а также в рамках судебного производства.
2.4. При наличии достаточных оснований Комиссия направляет соответствующие материалы в ФСНП России, МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В случае неполучения в месячный срок ответа от вышеуказанных правоохранительных органов, вышеупомянутые материалы направляются в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации для рассмотрения вопроса о применении мер прокурорского реагирования.
2.5. При наличии достаточных оснований Комиссия направляет материалы в органы прокуратуры для рассмотрения вопроса о необходимости обращения в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов.
3. Обязать руководителей УМНС России по субъектам Российской Федерации и подведомственных им территориальных налоговых органов:
3.1. Принимать все необходимые меры в рамках своей компетенции для снижения размера недоимки, возникающей в результате списания налогоплательщиками налоговых платежей через неплатежеспособные банки, не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов. Установить персональную ответственность руководителей УМНС России по субъектам Российской Федерации и подведомственных им территориальных налоговых органов за непринятие надлежащих мер.
3.2. Совместно с органами ФСНП России и МВД России проводить проверки документов, явившихся основанием для зачисления на расчетные счета налогоплательщиков средств, впоследствии списанных в счет погашения налоговых обязательств, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов; выявлять фирмы-посредники, с помощью которых указанные средства зачислялись на расчетные счета налогоплательщиков. Принимать меры по привлечению к ответственности лиц и организаций, участвующих в осуществлении подобных финансовых операций.
3.3. Отстаивать интересы государства в судах всех уровней, вплоть до надзорного производства.
3.4. Руководителям УМНС России по субъектам Российской Федерации не реже одного раза в месяц докладывать в МНС России о размерах недоимки, возникшей в результате списания налоговых платежей через неплатежеспособные банки, но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов, мерах, принятых налоговым органом, и достигнутых результатах.
4. Внести следующие изменения в Приказы МНС России: от 20.12.99 г. N АП-3-18/404; от 22.12.99 г. N АП-3-18/407; от 23.03.2000 г. N АП-3-18/110:
4.1. Слова "Комиссия по рассмотрению вопросов исполнения обязанности налогоплательщиков при непоступлении денежных средств в бюджет" заменить по тексту словами "Комиссия МНС России по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов".
4.2. Отменить п.4 Приказа МНС России от 22.12.99 г. N АП-3-18/407.
Министр |
Г.И.Букаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ МНС РФ от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297 "О мерах по обеспечению принятия и реализации решений по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов" (с изменениями от 6 октября 2000 г., 23 апреля 2001 г., 6 октября 2003 г.)
Текст приказа опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 5 октября 2000 г., N 19, в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 4 октября 2000 г., N 37
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2009 г. N ВАС-17582/08 абзац второй подпункта 1.6 настоящего приказа признан недействующим как не соответствующий пунктам 1 и 3 статьи 44 и пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной налоговой службы от 11 октября 2005 г. N САЭ-3-24/503@
Приказ МНС РФ от 6 октября 2003 г. N БГ-3-24/527@
Приказ МНС РФ от 23 апреля 2001 г. N БГ-3-18/131
Приказ МНС РФ от 6 октября 2000 г. N БГ-3-18/351