Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителей заинтересованного лица: Чадовой С.В. по доверенности от 24.10.2012 N 37/2012-07, Лобановой Е.А. по доверенности от 24.10.2012 N 37/2012-06,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.06.2012, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А17-1849/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВичугаАвтоТрансСервис" о признании незаконными решений Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Ивановской области,
третье лицо - администрация городского округа Вичуга, и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ВичугаАвтоТрансСервис" (далее - Общество, ООО "ВАТС") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ивановской области (далее - Кадастровая палата) о признании незаконными решений Кадастровой палаты:
- N 37/401/11-18432 от 11.08.2011 в части аннулирования из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 37:23:040350:13, расположенном по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153;
- N 37/401/12-3026 от 14.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "И" (с кадастровым номером 37:23:040350:21);
- N 37/401/12-3104 от 15.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "3" (с кадастровым номером 37:23:040350:22);
- N 37/401/12-3285 от 16.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "Д" (с кадастровым номером 37:23:040350:23);
- N 37/401/12-3305 от 16.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 (с кадастровым номером 37:23:040350:24);
- N 37/401/12-3316 от 16.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "Е" (с кадастровым номером 37:23:040350:25);
- N 37/401/12-3333 от 17.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "Ж" (с кадастровым номером 37:23:040350:26);
- N 37/401/12-3335 от 17.02.2012 об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153 "К" (с кадастровым номером 37:23:040350:27), а также об обязании Кадастровой палаты восстановить кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13, площадью 35 067 квадратных метров, разрешенное использование - для производственной деятельности, расположенного по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153, и включить сведения о нем в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского округа Вичуга (далее - Администрация).
Решением суда от 27.06.2012 в удовлетворении требования о восстановлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13 и включении сведений о нем в государственный кадастр недвижимости отказано. В остальной части заявленное требование удовлетворено. Суд взыскал с Кадастровой палаты в пользу ООО "ВАТС" судебные расходы в сумме 16 000 рублей.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кадастровая палата не согласилась с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленных Обществом требований, а также в части взыскания с нее судебных расходов в сумме 16 000 рублей и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. Ссылаясь на часть 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), Кадастровая палата полагает, что орган кадастрового учета обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права, по истечении двухлетнего периода со дня постановки таких участков на кадастровый учет; оспариваемые решения приняты в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Кадастровая палата указывает, что после аннулирования сведений о земельных участках необходимо вновь пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках. Кроме того, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, взыскав с Кадастровой палаты судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 16 000 рублей.
Представители Кадастровой палаты в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами Кадастровой палаты, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Администрации от 18.03.2008 "Об утверждении проекта границ земельного участка", заявления о постановке на кадастровый учет от 25.03.2008 N 23/08-138 и иных приложенных к заявлению документов. Кадастровая палата приняла решение от 11.04.2008 N 23/08-46 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 15, площадью 35 067 квадратных метров.
Сведения о данном участке внесены 11.04.2008 в государственный кадастр недвижимости.
Глава Администрации приняла постановление от 29.05.2008 N 586 "О предоставлении в аренду земельного участка".
Во исполнение данного постановления Комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга и ООО "ВАТС" заключили договор аренды от 29.05.2008 N 1-155/08 земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13 на неопределенный срок.
Земельный участок передан Обществу по акту приема-передачи от 06.06.2008.
Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о государственной регистрации права на данном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности:
- 35/100 долей в праве общей долевой собственности на производственное здание (литеры К, К1, К2, К3, К4);
- нежилое здание насосной станции (литера Е);
- нежилое здание трансформаторного пункта (литера А);
- нежилое здание профилактория (литера И);
- нежилое здание механической мастерской (литера Д);
- нежилое строение мойки на 200 автомобилей (литера Г);
- нежилое здание артезианской скважины (литера М);
- нежилое строение стоянки на 80 автомобилей (литера 3), а также надземный газопровод среднего и низкого давления (литера 1), протяженностью 1006 метров.
Кадастровая палата приняла решение от 11.08.2011 N 37/401/11-18432 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 37:23:040350:13, расположенном по адресу: Ивановская область, город Вичуга, улица Ленинградская, дом 153.
В отношении данного земельного участка проведено межевание (заказчик кадастровых работ - Комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга), и из земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13 образованы семь земельных участков с кадастровыми номерами 37:23:040350:21, 37:23:040350:22, 37:23:040350:23, 37:23:040350:24, 37:23:040350:25, 37:23:040350:26, 37:23:040350:27, которые были поставлены на государственный кадастровый учет на основании заявления Администрации.
Комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга направил ООО "ВАТС" письмо от 11.01.2012 N 02-08з с информацией о принятом Кадастровой палатой решении от 11.08.2011 N 37/401/11-18432 и о расторжении с 01.01.2012 договора аренды от 29.05.2008 N 1-155/08 земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13 в связи с отсутствием предмета договора аренды.
В газете "Вичугские новости" Комитет по управлению имуществом городского округа Вичуга 30.03.2012 опубликовал информационное сообщение о продаже на аукционе вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:21 площадью 1462 квадратных метра.
ООО "ВАТС", посчитав, что решение Кадастровой палаты от 11.08.2011 N 37/401/11-18432 является незаконным и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 25, 36, 46 и 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 131 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 1, частью 4 статьи 24, статьей 39 Федерального закона N 221-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требований в части признания незаконными указанных решений Кадастровой палаты и взыскал с Кадастровой палаты в пользу Общества 16 000 рублей судебных расходов.
Второй арбитражный апелляционный суд, руководствуясь аналогичными нормами права, а также статьей 11.1, пунктом 1 статьи 11.2, пунктом 2 статьи 22, статьями 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 131, 164, 609, 610 и 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 16, частью 6 статьи 20 и статьями 23, 25 Федерального закона N 221-ФЗ, согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ.
Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости (статья 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
Снятие с учета объекта недвижимости, как следует из части 2 статьи 16, части 6 статьи 20, 23 Федерального закона N 221-ФЗ, осуществляется, если иное не установлено данным законом, на основании заявления собственников объекта недвижимости по решению органа кадастрового учета.
В части 3 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
К внесенным в государственный кадастр недвижимости сведениям при постановке на учет земельного участка, имеющим временный характер, в силу части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Данной нормой предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
С учетом приведенных норм допускается снятие с кадастрового учета без заявления собственника, во-первых, преобразуемого земельного участка с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки, во-вторых, по истечении двух лет со дня постановки земельного участка на учет и при отсутствии государственной регистрации права на него.
Оспариваемое решение принято Кадастровой палатой в пределах ее полномочий, обосновано истечением двух лет со дня постановки спорного земельного участка на учет и отсутствием государственной регистрации права.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации отсутствие в ЕГРП сведений о правах на спорные земельные участки не свидетельствует об отсутствии законных прав заинтересованных лиц на данные объекты недвижимости.
Право аренды у Общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13 обосновано постановлением Администрации от 29.05.2008 N 586 "О предоставлении в аренду земельного участка" и договором аренды от 29.05.2008 N 1-155/08.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органы местного самоуправления могут распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, без государственной регистрации права собственности.
Договор аренды от 29.05.2008 заключен на неопределенный срок и является действующим, так как гражданское и земельное законодательство не содержит какого-либо запрета на заключение договора аренды земельного участка без указания срока действия, поэтому не требуется государственная регистрация данного договора в силу пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 131, 164, 609, 610 и 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исключение органом государственного кадастрового учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, в отношении которого заключен договор аренды, не подлежащий государственной регистрации, в силу части 3 статьи 1 названного закона повлечет снятие его с государственного кадастрового учета и прекращение его существования как объекта аренды и, соответственно, возникновение безусловного основания для прекращения действия указанного договора аренды. Между тем действие договора аренды земельного участка может быть прекращено лишь при наличии определенных оснований, предусмотренных Гражданским кодексом российской Федерации (главы 29 и 43), а также статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако в числе данных оснований отсутствует такое основание, как принятие органом государственного кадастрового учета односторонне властного решения об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, носящих временный характер.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений относительно спорного участка привело к аннулированию объекта аренды при действующем договоре аренды и к прекращению существования этого участка как объекта земельных отношений, суды сделали правильный вывод о том, что данное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как лишило последнего возможности выкупа этого участка, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 37:23:040350:21, 37:23:040350:22, 37:23:040350:23, 37:23:040350:24, 37:23:040350:25, 37:23:040350:26 и 37:23:040350:27 были сформированы из земель, входивших ранее в состав земельного участка с кадастровым номером 37:23:040350:13, сведения о котором были незаконно исключены из государственного кадастра недвижимости, суды пришли к правильному выводу о незаконности решений о постановке на кадастровый учет данных земельных участков, как принятых при отсутствии соответствующих оснований и нарушающих права Общества.
Довод кассационной жалобы о необоснованном взыскании с Кадастровой палаты в пользу Общества судебных расходов судом округа отклонен, так как был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Кассационная жалоба Кадастровой палаты не подлежит удовлетворению.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 27.06.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 по делу N А17-1849/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключение органом государственного кадастрового учета на основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, в отношении которого заключен договор аренды, не подлежащий государственной регистрации, в силу части 3 статьи 1 названного закона повлечет снятие его с государственного кадастрового учета и прекращение его существования как объекта аренды и, соответственно, возникновение безусловного основания для прекращения действия указанного договора аренды. Между тем действие договора аренды земельного участка может быть прекращено лишь при наличии определенных оснований, предусмотренных Гражданским кодексом российской Федерации (главы 29 и 43), а также статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако в числе данных оснований отсутствует такое основание, как принятие органом государственного кадастрового учета односторонне властного решения об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, носящих временный характер."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 февраля 2013 г. N Ф01-6858/12 по делу N А17-1849/2012
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4279/13
13.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8086/13
18.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6858/12
02.11.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5602/12
26.06.2012 Решение Арбитражного суда Ивановской области N А17-1849/12