Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Омутнинский хлебокомбинат" на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013, принятое судьями Поляшовой Т.М., Барминым Д.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А28-5451/2012 Арбитражного суда Кировской области по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" Омутнинского района к обществу с ограниченной ответственностью "Омутнинский хлебокомбинат" о взыскании задолженности и установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Водоканал" Омутнинского района (далее - МУП ЖКХ "Водоканал", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Омутнинский хлебокомбинат" (далее - ООО "Омутнинский хлебокомбинат", Общество) о взыскании 131 182 рублей 88 копеек задолженности по договору от 10.11.2011 N 219 по оплате услуг водоотведения, оказанных с 23.12.2011 по 06.04.2012.
Решением от 26.10.2012 Арбитражный суд Кировской области частично удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца 3 901 рубль 64 копейки долга; в удовлетворении остальной части иска суд отказал, указав на то, что расчет объема услуг по водоотведению при неисправных приборах учета должен производиться на основании сведений налоговой декларации по оплате водного налога.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.02.2013 отменил решение от 26.10.2012 и удовлетворил исковые требования в полном объеме. При принятии постановления суд исходил из того, что в случае неисправности (отсутствия) приборов учета расчет количества потребленной питьевой воды и объема услуг по водоотведению должен производиться на основании пунктов 57 и 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Не согласившись с постановлением от 05.02.2013, ООО "Омутнинский хлебокомбинат" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление и оставить в силе решение от 26.10.2012.
Доводы заявителя жалобы по существу сводятся к тому, что расчет суммы долга за водоотведение в силу пунктов 1 и 2 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации должен производиться на основании данных налоговых деклараций по водному налогу. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о принятии налоговым органом решения о доначислении налогоплательщику неуплаченных сумм водного налога и поднятии ООО "Омутнинский хлебокомбинат" из скважины большего объема воды, чем было указано в налоговых декларациях.
МУП ЖКХ "Водоканал" в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемый судебный акт как законный и обоснованный.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседание суда округа не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А28-5451/2012 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, МУП ЖКХ "Водоканал" (предприятие) и ООО "Омутнинский хлебокомбинат" (абонент) заключили договор на оказание услуг по водоотведению от 10.11.2011 N 219, согласно которому абонент сбрасывает, а предприятие принимает сточные воды от хлебопекарного предприятия, расположенного по адресу: Кировская область, город Омутнинск, улица Коковихина, дом 94 (пункт 1.1 договора).
В пункте 3.1 договора стороны предусмотрели, что до установки приборов учета сточных вод объем принятых сточных вод приравнивается к объему потребления воды, установленному приборами учета воды за вычетом расхода воды на выпускаемую продукцию.
Абонент обязан обеспечить учет потребляемой воды для расчета сбрасываемых стоков и содержать приборы учета воды в исправном состоянии. Оплату услуг за водоотведение абонент производит ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке (пункты 2.2.6, 2.2.7 и 4.1 договора).
Суды установили, что в павильоне артезианской скважины, расположенной по адресу: город Омутнинск, улица Коковихина, дом 94, смонтирован и введен в эксплуатацию прибор учета - счетчик холодной воды ВКХ/32 N 983549 10. Данный факт подтвержден актом ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды от 17.05.2011.
В связи с неисправностью насосного оборудования на основной скважине в работу введена резервная артезианская скважина, на которой отсутствовал прибор учета, а пломбы на отсекающей водопроводной арматуре внутри павильона резервной артезианской скважины были сорваны. Указанные обстоятельства установлены в ходе состоявшегося 22.11.2011 совместного обследования сторонами артезианских скважин и зафиксированы в соответствующем акте. Ответчику рекомендовано установить приборы учета на артезианских скважинах.
Актом обследования узла учета питьевой воды от 12.12.2011, подписанного представителями сторон, установлено, что на приборе учета ВК-Х/32 N 983549 (дата установки 17.05.2011) сорвана заводская пломба; показания не видны из-за скопившегося конденсата и воды под стеклом водосчетчика. Обществу предписано в срок до 22.12.2011 заменить неисправный прибор учета и установить приборы учета на артезианских скважинах, расположенных на территории ответчика.
В ходе повторного обследования приборов учета, проведенного 26.01.2012 на артезианских скважинах ООО "Омутнинский хлебокомбинат", обнаружено, что приборы учета смонтированы на двух артезианских скважинах из трех имеющихся; на первой и второй скважинах у приборов учета отсутствуют пломбы; третья скважина не оборудована прибором учета, а пломба, ранее установленная МУП ЖКХ "Водоканал" на отсекающей арматуре, сорвана. Прибор учета установлен после накопительного резервуара. Указанный прибор не принят в эксплуатацию, поскольку не учитывает весь объем воды, поднятой из артезианских скважин (до прибора учета имеются врезки отводящих водопроводных труб, врезанных в накопительный резервуар; отсутствует возможность обследовать подземные водопроводы, проложенные по территории ООО "Омутнинский хлебокомбинат"); установка прибора учета не соответствует выданным ранее техническим условиям. Обществу предписано установить приборы учета воды на всех артезианских скважинах, принадлежащих ООО "Омутнинский хлебокомбинат", согласно требованиям ранее выданных технических условий от 23.03.2011 N 428. По результатам обследования составлен акт, который подписан ответчиком с замечаниями.
Прибор учета воды введен в эксплуатацию 06.04.2012.
Для оплаты оказанных с 23.12.2011 по 06.04.2012 услуг по водоотведению истец выставил ответчику счета-фактуры, рассчитав объем и стоимость оказанных услуг на основании пунктов 57 и 77 Правил N 167 (по пропускной способности систем водоснабжения при их круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 метра в секунду) и тарифов, установленных решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 08.10.2010 N 34/2 и от 15.11.2011 N 46/1 с учетом надбавки, установленной решением Омутнинской городской Думы второго созыва от 23.11.2010 N 60.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по оплате оказанных услуг по водоотведению послужило истцу поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.
По общему правилу, к отношениям, связанным со снабжением водой через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения. Иное может быть установлено законом, иными правовыми актами или не вытекать из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан производить оплату фактически принятого количества энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения, применяются положения Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), установленные в отношении энергетических ресурсов. Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 5, статья 13 этого закона).
Законодательство допускает ведение коммерческого учета энергоресурсов расчетным путем в оговоренных в законе случаях. В то же время этот способ учета является временным, а безусловный приоритет отдается учету по приборам. К тому же законодатель указал, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Отношения абонентов (заказчиков) и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируют Правила N 167.
В пункте 1 этих правил дано понятие средства измерения (прибора) - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного интервала времени, и разрешенное к использованию для коммерческого учета.
В соответствии с пунктами 32, 33, 39 - 41, 69 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. Оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено названными Правилами или договором. Количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных Правилами. Задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства; целостность пломб обеспечивается назначенным абонентом ответственным лицом; приемка в эксплуатацию узла учета осуществляется при участии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства; неопломбированные средства измерений в эксплуатацию не допускаются.
Согласно пункту 77 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за потребление питьевой воды без средств измерений, с неисправными приборами или по истечении их межпроверочного срока, с нарушением целостности пломб производятся в соответствии с настоящими Правилами, а количество отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод определяется в соответствии с пунктом 57 Правил N 167.
В пункте 57 Правил N 167 предусмотрен порядок расчета количества израсходованной питьевой воды в зависимости от пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
По смыслу указанных норм производить расчет количества израсходованной абонентом питьевой воды возможно только до получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства разрешения к использованию приборов для коммерческого учета.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств.
Оценив фактические обстоятельства и представленные доказательства по правилам названных норм процессуального права, суды установили факты безучетного потребления абонентом услуг по водоотведению с 23.12.2011 по 06.04.2012. Ответчик не оспорил факт безучетного потребления услуг по водоотведению в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика стоимости объема услуг, рассчитанного в соответствии с пунктами 57 и 77 Правил N 167.
Довод заявителя жалобы о необходимости определения объема услуг по водоотведению на основании данных налоговой декларации по водному налогу судом округа отклоняется, как не основанный на нормах права. В силу статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В рассмотренном случае речь идет о гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 по делу N А28-5451/2012 Арбитражного суда Кировской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омутнинский хлебокомбинат" (ИНН 4322010723, ОГРН 1114322000517) - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Н.А. Каширская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив фактические обстоятельства и представленные доказательства по правилам названных норм процессуального права, суды установили факты безучетного потребления абонентом услуг по водоотведению с 23.12.2011 по 06.04.2012. Ответчик не оспорил факт безучетного потребления услуг по водоотведению в кассационной жалобе.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика стоимости объема услуг, рассчитанного в соответствии с пунктами 57 и 77 Правил N 167.
Довод заявителя жалобы о необходимости определения объема услуг по водоотведению на основании данных налоговой декларации по водному налогу судом округа отклоняется, как не основанный на нормах права. В силу статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. В рассмотренном случае речь идет о гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2013 г. N Ф01-8141/13 по делу N А28-5451/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11514/13
24.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-8141/13
05.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8391/12
26.10.2012 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-5451/12