Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012, принятое судьей Лежниным В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Рубис Е.А., по делу N А38-1808/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Мурадова Игоря Азарьевича о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл об отказе в разделе земельного участка,
третьи лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл, открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой" в лице филиала N 6 Марийская Механизированная Колонна N 115, и установил:
индивидуальный предприниматель Мурадов Игорь Азарьевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным и не соответствующим статьям 11.2, 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 12.05.2012 N 05-1768, об отказе в разделе земельного участка площадью 36 448 квадратных метров, с кадастровым номером 12:05:0301003:32, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Машиностроителей, дом 124, а также об обязании Управления принять решение о разделе указанного земельного участка на два земельных участка: площадью 27 305 квадратных метров, с кадастровым номером 12:05:0301003:263, и площадью 9143 квадратных метра, с кадастровым номером 12:05:0301003:264.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Марий Эл (далее - Кадастровая палата), открытое акционерное общество "Волгосельэлектросетьстрой" в лице филиала N 6 Марийская Механизированная Колонна N 115 (далее - ОАО "Волгосельэлектросетьстрой").
Решением суда от 08.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Территориальное управление не уполномочено принимать какие-либо решения в отношении земельных участков, площадь которых превышает один гектар.
Кроме того, Территориальное управление указывает на нарушение судом первой инстанции статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом города Йошкар-Олы и ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" заключили договор аренды от 25.02.2004 N 1213/2004-н земельного участка площадью 36 448 квадратных метров, с кадастровым номером 12:05:0301003:32, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Машиностроителей, дом 124.
Дополнительным соглашением от 01.02.2007 в указанный договор внесены изменения в части замены арендодателя на Территориальное управление в связи с переходом в процессе разграничения государственной собственности права собственности на данный земельный участок к Российской Федерации.
Договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.12.2008.
На основании договора купли продажи от 15.12.2009 N 395/09 Предприниматель приобрел у ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" объект недвижимости - железнодорожный тупик, назначение - нежилое, производственное; протяженностью 375 погонных метров, инвентарный номер 88:401:001:010355360:3100, литера 1, расположенный по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Машиностроителей, дом 124.
Право собственности Предпринимателя на указанный объект недвижимости зарегистрировано 12.01.2010.
Изменения в договор аренды земельного участка от 25.02.2004 N 1213/2004-н (в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2007) в связи с заключением договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.12.2009 N 395/09 внесены 31.05.2012.
Стороны договора купли-продажи обратились в Территориальное управление с заявлениями от 03.02.2010 о разделе земельного участка с кадастровым номером 12:05:0301003:32 на два самостоятельных земельных участка площадью 27 305 квадратных метров и площадью 9143 квадратного метра.
Предприниматель в заявлении также выразил намерение заключить договор аренды одного из этих земельных участков, представил копии договора купли-продажи объекта недвижимости и свидетельства о государственной регистрации права на недвижимость.
ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" к своему заявлению приложило проектный план разделения ранее учтенного земельного участка.
Письмами от 24.02.2010, 04.08.2010, 15.11.2010, 06.04.2011 и 16.12.2011 Территориальное управление направило пакет документов, представленных Предпринимателем и ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" вместе с заявлениями о разделе земельного участка, в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) для получения поручения на раздел земельного участка.
Однако письмами от 22.04.2010, 19.10.2010, 31.03.2011, 30.09.2011, 25.04.2012 Росимущество возвратило документы на доработку.
Письмом от 12.05.2012 N 05-1768 Территориальное управление со ссылкой на письмо Росимущества от 25.04.2012 N ПП 10/12536 отказало Предпринимателю в разделе земельного участка, указав на отсутствие в пакете документов письменного согласия залогодержателя - закрытого акционерного общества "Акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк по Нижегородской области" на раздел земельного участка с кадастровым номером 12:05:0301003:32, а также на изменение в кадастровых паспортах вновь образованных земельных участков вида разрешенного использования.
Предприниматель посчитал, что отказ Территориального управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частями 1, 5 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200, частями 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 3 статьи 11.2, пунктами 1, 2 статьи 11.3, статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 4.6, 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Территориального управления правовых оснований для отказа Предпринимателю в разделе земельного участка и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решения об образовании земельных участков, указанных в названном пункте, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что Предприниматель представил в Территориальное управление все документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно расчету общества с ограниченной ответственностью "Проектное Бюро" от 05.12.2011 площадь земельного участка, необходимая для обслуживания железнодорожного тупика и проведения погрузочно-разгрузочных работ составила 9143,7 квадратного метра.
Предполагаемые границы и площади образуемых земельных участков (для ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" - 27 305 квадратных метров, для Предпринимателя - 9143 квадратных метра) согласованы как с действующим на тот момент арендатором, так и с арендодателем.
Вновь образованные земельные участки, с кадастровыми номерами 12:05:0301003:263, площадью 27 305 квадратных метров, и 12:05:0301003:264, площадью 9143 квадратных метра, имеют статус временных. На земельном участке с кадастровым номером 12:05:0301003:264 находится объект недвижимости - железнодорожный тупик, принадлежащий на праве собственности Предпринимателю; иных зданий, строений, сооружений на данном участке не выявлено.
Согласно пункту 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых при разделе земельных участков признается назначение и целевое использование земельных участков, из которых они образованы, суд правильно указал, что при разделе земельного участка на несколько земельных участков целевое назначение и разрешенное использование образуемых земельных участков соответствует целевому назначению и разрешенному использованию того земельного участка, из которого они образованы.
Суды установили, что согласно кадастровым паспортам образованных земельных участков с кадастровыми номерами 12:05:0301003:263, 12:05:0301003:264, вид разрешенного использования: "для размещения производственной базы", то есть аналогичный виду разрешенного использования, указанному в кадастровом плане и паспорте земельного участка с кадастровым номером 12:05:0301003:32.
В силу пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Из материалов дела следует, что ОАО "Волгосельэлектросетьстрой" (залогодатель) и закрытое акционерное общество "Акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк по Нижегородской области" (залогодержатель) (далее - Банк) заключили договор об ипотеке от 02.07.2010 (залоге недвижимости), в соответствии с пунктом 2.1.6 которого предметом ипотеки является право аренды земельного участка с кадастровым номером 12:05:0301003:32, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы, общей площадью 36 448 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Машиностроителей, дом 124.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в залог передано право аренды земельного участка, в связи с чем требование Территориального управления на получение согласия Банка на раздел земельного участка противоречит нормам земельного законодательства.
Кроме того, открытое акционерное общество "АКБ САРОВБИЗНЕСБАНК" (правопреемник ЗАО "Акционерный инвестиционно-коммерческий промышленно-строительный банк по Нижегородской области") в письме от 13.06.2012 N 72/02 согласилось на раздел земельного участка с кадастровым номером 12:05:0301003:32.
Довод Территориального управления о том, что оно не наделено полномочиями на раздел земельного участка суд округа отклоняет в силу следующего.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (пункты 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, территориальные органы Росимущества наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является несостоятельным.
Согласно части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Доказательств одновременного изменения Предпринимателем предмета и основания иска материалы дела не содержат.
Оснований для отмены принятых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статье 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 08.08.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 по делу N А38-1808/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Согласно пункту 5.35(3) Положения Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, территориальные органы Росимущества наделены полномочиями собственника земельного участка, предусмотренными статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2013 г. N Ф01-7582/13 по делу N А38-1808/2012