Нижний Новгород |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А39-1472/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.05.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.05.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Паньковой Ю.В. (доверенность от 09.01.2013),
от третьего лица (автономного учреждения "Технопарк-Мордовия"): Сурковой Е.В. (доверенность от 21.06.2012)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2012,
принятое судьей Савочкиным В.Н., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А39-1472/2012
по заявлению Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
третьи лица - открытое акционерное общество "Лисма", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, автономное учреждение "Технопарк-Мордовия",
и у с т а н о в и л :
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление) по отказу, оформленному письмами от 09.08.2011 N 2340 и от 05.10.2012 N 3160, в предоставлении в собственность Республики Мордовия земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25, площадью 27 133 квадратных метра, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, город Саранск, шоссе Светотехников, дом 3, и об обязании Территориального управления безвозмездно предоставить указанный земельный участок в собственность Республики Мордовия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), открытое акционерное общество "Лисма" (далее - ОАО "Лисма"), автономное учреждение "Технопарк-Мордовия" (далее - АУ "Технопарк-Мордовия").
Решением суда первой инстанции от 08.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 31.01.2013 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Территориальное управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Территориальное управление указывает на принятие судами обжалуемых судебных актов без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П. По его мнению, Комитет не привел доказательств, свидетельствующих о том, каким образом действия Территориального управления нарушают его права и законные интересы.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Комитет и АУ "Технопарк-Мордовия" в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Республике Мордовия на праве собственности принадлежит шестиэтажное здание экспериментального корпуса по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, шоссе Светотехников, дом 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2011 серии 13 ГА N 513909).
Данное здание приобретено Республикой Мордовия в лице Комитета у ОАО "Лисма" по договору купли-продажи от 04.03.2011 N 1 и на основании приказа от 19.05.2011 N 181-У передано в оперативное управление АУ "Технопарк-Мордовия".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 27 133 квадратных метра с кадастровым номером 13:23:1007035:25, являющемся собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2011 серии 13 ГА N 553802.
Комитет неоднократно обращался в Территориальное управление с заявлением о передаче названного земельного участка в собственность Республики Мордовия.
Письмами от 09.08.2011 N 2340 и от 05.10.2012 N 3160 Территориальное управление отказало Комитету в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Лисма", на необходимость проведения землеустроительных работ по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25 и постановки на кадастровый учет его части, необходимой для эксплуатации здания экспериментального корпуса, и на отсутствие соответствующего поручения Росимущества.
Посчитав отказы в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконными и нарушающими права и законные интересы Республики Мордовия, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 1, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Республике Мордовия на праве собственности принадлежит шестиэтажное здание экспериментального корпуса: Республика Мордовия, город Саранск, Пролетарский район, шоссе Светотехников, дом 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2011 серии 13 ГА N 513909).
Данное здание приобретено Республикой Мордовия в лице Комитета у ОАО "Лисма" по договору купли-продажи от 04.03.2011 N 1 и на основании приказа от 19.05.2011 N 181-У передано в оперативное управление АУ "Технопарк-Мордовия".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 27 133 квадратных метра с кадастровым номером 13:23:1007035:25, являющимся собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2011 серии 13 ГА N 553802.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. Указанная статья введена Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ.
Таким образом, пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка ранее было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы. По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
При таких обстоятельствах, поскольку на земельном участке общей площадью 27 133 квадратных метра с кадастровым номером 13:23:1007035:25 находится здание экспериментального корпуса, принадлежащее муниципальному образованию на праве собственности, названный земельный участок в силу прямого указания закона, исходя из установленных критериев разграничения публичной собственности на землю, является собственностью Республики Мордовия.
Следовательно, вывод судов о том, что оспариваемые действия Территориального управления по отказу в передаче земельного участка не соответствовали действующему законодательству и нарушали права и законные интересы заявителя, является верным.
Ссылка Территориального управления на отсутствие у него соответствующего поручения Росимущества на передачу в собственность Республики Мордовия спорного земельного участка несостоятельна в силу следующего.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Комитет обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Мордовия, находящимися в государственной собственности.
В данном случае вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком предоставления земельных участков в собственность, не должны являться для лица, обратившегося в уполномоченный орган, препятствием для реализации им своего права на предоставление земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, признаются судом округа несостоятельными, а кассационная жалоба Территориального управления не подлежащей удовлетворению.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2013 по делу N А39-1472/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ). Территориальное управление указывает на принятие судами обжалуемых судебных актов без учета правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П. По его мнению, Комитет не привел доказательств, свидетельствующих о том, каким образом действия Территориального управления нарушают его права и законные интересы.
...
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 мая 2013 г. N Ф01-8535/13 по делу N А39-1472/2012