Нижний Новгород |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А43-22123/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.10.2014.
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 301-КГ14-8234 настоящее постановление отменено
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя
от заявителя: Горшковой В.В. (доверенность от 11.09.2014 N 02-4300)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014, принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-22123/2013
по заявлению государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (ИНН: 5258012881, ОГРН: 1025203030500)
о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу, выразившегося в отказе осуществить возврат 122 986 рублей 05 копеек излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду,
и у с т а н о в и л :
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент), выразившегося в отказе осуществить возврат 122 986 рублей 05 копеек излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, и об обязании возвратить эти платежи.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили статью 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632. Департамент считает, что Фонд является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, которые образуются в результате его хозяйственной деятельности.
Подробно доводы Департамента изложены в кассационной жалобе.
Фонд в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Департамента, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей не направил.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в результате хозяйственной деятельности Фонда образуются отходы производства и потребления.
На основании представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за III и IV кварталы 2010 года, за I - IV кварталы 2011 года, за I - IV кварталы 2012 года, за I, II кварталы 2013 года Фонд уплатил 122 986 рублей 05 копеек.
Фонд, посчитав, что он не обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов производства и потребления, обратился в Департамент с письмом от 09.08.2013 N 02-18/3163 о возврате излишне перечисленных платежей.
Департамент в письме от 29.08.2013 N 01-15/6137 отказал заявителю в возврате перечисленной суммы.
Посчитав бездействие Департамента незаконным, Фонд обратился в суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1 и 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что Фонд не является субъектом обязательства по внесению платы за размещение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
В статье 12 Закона об отходах установлены особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе договоры на оказание услуг по вывозу, сбору и захоронению твердых бытовых отходов от 05.07.2010 N 02-24/237, от 16.08.2010 N 02-24/289, от 19.08.2010 N 02-24/294, от 13.09.2010 N 02-24/317, от 04.10.2010 N 02-24/343, от 05.07.2010 N 02-24/242, от 21.06.2010 N 02-24/208, от 29.03.2011 N 02-24/124, от 24.12.2010 N 02-24/500, от 27.06.2011 N 02-24/269, от 20.06.2012 N 02-24/274, от 21.12.2012 N 02-24/557, от 22.12.2011 N 02-24/577, от 29.02.2012 N 02-24/81, от 12.05.2012 N 02-24/225, от 06.12.2012 N 02-24/522, от 15.05.2012 N 02-24/146, от 25.12.2012 N 02-24/562, суды установили, что Фонд не осуществляет деятельности по размещению отходов.
Доказательств обратного Департамент в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ Департамента возвратить Фонду 122 986 рублей 05 копеек платежей за негативное воздействие на окружающую среду и удовлетворили заявленные требования.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 по делу N А43-22123/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
При этом физические и юридические лица обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 октября 2014 г. N Ф01-4207/14 по делу N А43-22123/2013
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 504-ПЭК15
16.10.2014 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4207/14
18.06.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2819/14
19.03.2014 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-22123/13