Нижний Новгород |
|
10 июня 2013 г. |
Дело N А79-11376/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей
от заявителя: Даниловой О.Г. по доверенности от 23.07.2012 N 21АА0238912,
Заутренникова К.С. по доверенности от 05.06.2013,
от заинтересованного лица: Ефремовой Н.С. по доверенности от 29.12.2012 N 29/01-5329
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации города Чебоксары
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А79-11376/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Баевой Марины Сергеевны
о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Баева Марина Сергеевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации города Чебоксары (далее - Администрация) от 17.09.2012 N 2976-р "Об отмене распоряжения администрации города Чебоксары от 03.06.2011 N 1437-р".
Решением суда от 10.12.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 решение суда отменено.
Администрация не согласилась с постановлением суда апелляционной инстанции и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что вывод суда не соответствует обстоятельствам дела. По его мнению, объявление о планируемом строительстве в 2011 году 2-этажного специализированного магазина в районе дома N 30 по улице Энтузиастов размещено в газете "Чебоксарские новости" от 27.09.2010 N 78 Предпринимателем, а не Администрацией, что противоречит пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Предпринимателя в отзыве и в судебном заседании не согласились с доводами Администрации, посчитав обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением 27.08.2009 N 3030 о предоставлении земельного участка, расположенного в районе дома N 30 по улице Энтузиастов в городе Чебоксары, для размещения двухэтажного отдельно стоящего специализированного магазина с подвальным этажом.
На основании постановления от 07.07.2009 N 155 комиссия Администрации подготовила акт выбора земельного участка от 21.09.2009 N 197 и выдала его Предпринимателю.
На основании данного постановления на указанный земельный участок ориентировочной площадью 3461 квадратный метр выдан акт выбора земельного участка от 12.04.2010 N 197/1.
В газете "Чебоксарские новости" (N 78) от 27.07.2010 было размещено объявление: "Баева Марина Сергеевна извещает о планируемом в 2011 году строительстве 2-этажного специализированного магазина с подвальным этажом по адресу: город Чебоксары, улица Энтузиастов".
На основании обращения Предпринимателя от 06.10.2010 N 34 Администрация издала распоряжение от 03.06.2011 N 1437-р "Об утверждении актов выбора, градостроительного плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение 2-этажного специализированного магазина в районе дома N 30 по улице Энтузиастов".
05.07.2011 на основании распоряжения от 03.06.2011 N 1437-р "Об утверждении актов выбора, градостроительного плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под размещение 2-этажного специализированного магазина в районе дома N 30 по улице Энтузиастов" и материалов межевого дела орган кадастрового учета принял решение и осуществил постановку на кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 21:01:010802:112.
Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением от 07.07.2011 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 21:01:010802:112 в аренду сроком на два года для строительства указанного объекта.
Администрация издала распоряжение от 17.09.2012 N 2976-р "Об отмене распоряжения администрации города Чебоксары от 03.06.2011 N 1437-р".
Посчитав, что такое распоряжение противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктами 4 и 11 пункта 1 статьи 1, статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из того, что Администрация доказала законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 статьи 28, статьями 29, 30, 31, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 3, 7, 22, 28, 38 и 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", статьей 2, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), решение суда отменил, при этом исходил из того, что у Администрации отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого распоряжения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
На основании из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
Из материалов дела следует, что до утверждения схемы расположения земельного участка и актов выбора земельного участка в газете "Чебоксарские новости" (N 78) от 27.07.2010 было размещено объявление: "Баева Марина Сергеевна извещает о планируемом в 2011 году строительстве 2-этажного специализированного магазина с подвальным этажом по адресу: город Чебоксары, улица Энтузиастов. Заявления по данному вопросу принимаются в течение двух недель по телефону 8-902-327-27-44, приемная УАиГ города Чебоксары - телефон 62-01-84".
Суд апелляционной инстанции установил, что информация размещена в официальном средстве массовой информации, по содержанию является четким и недвусмысленным, указывает на возможность заинтересованным лицам в определенный срок обратиться в уполномоченный орган - Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары; по состоянию на июль 2010 года в Чебоксарах не был принят нормативный акт, определяющий порядок информирования населения города Чебоксары о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.
Кроме того, Предприниматель представил в материалы дела доказательства того, что в рассмотренный период фактически сложился порядок, при котором хозяйствующие субъекты, обратившиеся в администрацию города Чебоксары с заявлением о предоставлении земельных участков по процедуре с предварительным согласованием места размещения объекта, размещали объявления в средствах массовой информации от своего имени.
На основании изложенного суд пришел к правомерному выводу о том, что население города Чебоксары и иные заинтересованные лица были информированы о предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, в связи с чем принципы справедливости, открытости, прозрачности и публичности при предоставлении муниципальных земель соблюдены.
Администрация вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представила доказательств наличия иных претендентов на данный земельный участок.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном в Законе о кадастре.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ указывает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Из статей 22, 28, 38, 39 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что для изготовления кадастрового паспорта земельного участка необходим межевой план, оформляемый на основании утвержденной уполномоченным органом схемы земельного участка, актов выбора земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, орган кадастрового учета 05.07.2011 принял решение и осуществил постановку на кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 21:01:010802:112.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что после постановки на кадастровый учет земельного участка неправомерна отмена органом местного самоуправления в порядке, установленном в статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ненормативного акта, которым утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что оспариваемое распоряжение от 17.09.2012 N 2976-р не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, является верным.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2013 по делу N А79-11376/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ указывает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Из статей 22, 28, 38, 39 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что для изготовления кадастрового паспорта земельного участка необходим межевой план, оформляемый на основании утвержденной уполномоченным органом схемы земельного участка, актов выбора земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, орган кадастрового учета 05.07.2011 принял решение и осуществил постановку на кадастровый учет земельного участка с присвоением ему кадастрового номера 21:01:010802:112.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу о том, что после постановки на кадастровый учет земельного участка неправомерна отмена органом местного самоуправления в порядке, установленном в статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", ненормативного акта, которым утверждена схема расположения земельного участка и акт выбора земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 июня 2013 г. N Ф01-9136/13 по делу N А79-11376/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11733/13
15.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11733/13
10.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9136/13
18.03.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-108/13
10.12.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-11376/12