Нижний Новгород |
|
26 июня 2013 г. |
Дело N А11-5930/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.06.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.06.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Запольской О.В. по доверенности от 18.06.2013,
от заинтересованного лица: Мишиной Ю.С. по доверенности от 22.03.2012 N 01-67-514
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Урожай"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.11.2012,
принятое судьей Тимчуком Н.Г., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А11-5930/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Урожай"
о признании недействительным отказа администрации округа Муром
Владимирской области в выдаче разрешения на организацию ярмарки
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Урожай" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным письма администрации округа Муром Владимирской области (далее - Администрация) от 15.06.2012 N 01-62-1213 об отказе в выдаче разрешения на организацию ярмарки.
Решением суда от 20.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов о том, что договор субаренды земельного участка, на котором организуется ярмарка, является незаключенным; вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует градостроительным регламентам, правилам землепользования и застройки. Общество указывает, что решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на организацию ярмарки, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании не согласились с доводами Общества, указав на законность и обоснованность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 12.05.2012 на получение разрешения на организацию сезонной ярмарки на срок с 15.05.2012 по 31.10.2012 по адресу: город Муром, улица Ленина, 29, приложив к заявлению соответствующие документы.
Письмом от 15.06.2012 N 01-62-1213 Администрация со ссылкой на подпункты 1, 4 пункта 9 Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 31.05.2007 N 387 (далее - Порядок), отказала Обществу в получении разрешения ввиду отсутствия документа, подтверждающего право на земельный участок, где организуется ярмарка, а также в связи с тем, что земельный участок имеет разрешенное использование "для эксплуатации здания офиса".
Посчитав, что отказ в выдаче разрешения на организацию ярмарки не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 432, статьей 606, пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 11.1, 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктами 2, 5, 9, 15 Порядка, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом исходил из того, что Общество не подтвердило право на земельный участок, где организуется ярмарка; земельный участок, на части которого Общество предполагало размещение ярмарки, имеет вид разрешенного использования - "для эксплуатации здания офиса".
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" порядок организации деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Порядка выдача разрешений на право организации сезонных ярмарок и ярмарок выходного дня осуществляется местной администрацией муниципального образования, на территории которого организуется ярмарка в порядке, установленном данным постановлением.
Пунктом 2 Порядка установлено, что ярмарка - самостоятельное рыночное мероприятие, организуемое в установленном месте и на установленный срок, направленное на обеспечение населения теми или иными товарами, предназначенное для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющее в своем составе торговые места.
Сезонная ярмарка - специализированная ярмарка, организуемая в целях обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией, производство которой носит сезонный характер.
В силу пункта 5 Порядка для получения разрешения на строительство юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляют заявление, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя и в котором указываются, в частности для юридического лица: полное и (если имеется) сокращенное наименования (в том числе фирменное наименование); организационно-правовая форма; почтовый адрес и место нахождения юридического лица; место нахождения объекта или объектов недвижимости, на которых предполагается организовать ярмарку; государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; идентификационный номер налогоплательщика; данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; срок, на который выдается разрешение; тип ярмарки; количество мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты; опись прилагаемых документов.
К документам, которые заявитель представляет в уполномоченный орган администрации для получения разрешения на организацию ярмарки, относятся: копии учредительных документов - для юридического лица, документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - для индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригиналов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или их нотариально удостоверенные копии; нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих право на объект или объекты недвижимости, включая земельные участки, где организуется ярмарка.
В пункте 9 Порядка перечислены основания для отказа в предоставлении разрешения, среди которых: отсутствие права на объект или объекты недвижимости, где организуется ярмарка (подпункт 1); установление несоответствия испрашиваемого использования земельного участка градостроительным регламентам, установленным правилам землепользования и застройки (подпункт 4).
Как следует из материалов дела и установили суды, Общество не представило в Администрацию копии документов, подтверждающие право на объект или объекты недвижимости, включая земельные участки, где организуется ярмарка и правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 33:26:020514:0053.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства; градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства.
Суды установили, что на момент принятия оспариваемого отказа в округе Муром правила землепользования и застройки не были утверждены, в связи с этим Администрация для целей выдачи разрешения на организацию ярмарки осуществляла проверку соответствия испрашиваемого вида использования земельного участка документам территориального планирования, а также установленному виду разрешенного использования земельного участка, на котором предполагалось размещение ярмарки.
В силу статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования относится генеральный план городских округов, содержащий положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа, карту функциональных зон городского округа (статьи 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суды установили, что согласно справке исполняющего обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации округа Муром от 10.09.2012 N 06-13-1267, а также генеральному плану города Муром земельные участки, находящиеся в границах квартала улиц Советская - Ленина - Воровского - Л. Толстого, располагаются в пределах зон малоэтажной жилой застройки, рекреационной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Земельный участок с кадастровым номером 33:26:020514:53, на части которого Общество предполагало организацию сезонной ярмарки, расположен в границах названного квартала (зонах малоэтажной жилой застройки и озелененных территорий общего пользования), что не предусматривает возможность осуществления торговой деятельности, размещения ярмарки.
Решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.12.2012 N 301 утверждены Правила землепользования и застройки в округе Муром, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 33:26:020514:53 расположен в ОД-1-Многофункциональная общественно-деловая зона административного центра города Муром.
Кроме того, земельный участок, на части которого Общество предполагало размещение ярмарки, имеет установленный вид разрешенного использования - "для эксплуатации здания офиса".
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.
К числу обязанностей собственника земельного участка относятся использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что размещение ярмарки на земельном участке с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания офиса" и предназначенного именно для этих целей нарушает требование Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, Администрация отказала собственнику земельного участка с кадастровым номером 33:26:020514:53 в изменении вида разрешенного использования земельного участка с "для эксплуатации здания офиса" на "под организацию торговой деятельности".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2012 по делу N А11-4462/2012 отказано в отмене решения Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования.
Доводы заявителя относительно выводов судов о незаключенности договора субаренды не влияют на законность оспариваемых судебных актов.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Администрации оснований для выдачи Обществу разрешения на организацию сезонной ярмарки.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.11.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2013 по делу N А11-5930/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Урожай" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К числу обязанностей собственника земельного участка относятся использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о том, что размещение ярмарки на земельном участке с видом разрешенного использования - "для эксплуатации здания офиса" и предназначенного именно для этих целей нарушает требование Земельного кодекса Российской Федерации.
...
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.09.2012 по делу N А11-4462/2012 отказано в отмене решения Администрации об отказе в изменении вида разрешенного использования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июня 2013 г. N Ф01-9289/13 по делу N А11-5930/2012