Нижний Новгород |
|
16 августа 2013 г. |
Дело N А43-22006/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя
от заявителя: Головина В.С. (доверенность от 18.07.2013 N 12)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
по делу N А43-22006/2012
по заявлению администрации Ветлужского муниципального района Нижегородской области о признании недействительным представления Министерства финансов Нижегородской области от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12,
третье лицо - Министерство социальной политики Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
администрация Ветлужского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными части пункта 1 раздела 1 и пункта 2 раздела 2 представления Министерства финансов Нижегородской области (далее - Министерство финансов) от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство социальной политики).
Решением суда первой инстанции от 04.02.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 22.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
Министерство финансов не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 128, 213, 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 34 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 21.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941 - 1945 годов" (далее - Указ Президента N 714), заявитель считает, что Кучук В.Н. не относится к категории ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По его мнению, домовладение, в котором проживали он и его покойная супруга Кучук В.А., являлось их совместной собственностью, поэтому Кучук В.Н. имеет в собственности половину доли данного имущества.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя.
Министерство социальной политики в отзыве на кассационную жалобу свою позицию поддержало.
Остальные лица, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, отзывы не представили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании плана работы на II квартал 2012 года уполномоченные лица Министерства финансов с 28.05 по 01.06.2012 провели в отношении Администрации проверку целевого использования бюджетных средств, выделенных в течение 2009 - 2011 годов в виде субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах, в соответствии с Указом Президента N 714.
В ходе контрольных мероприятий проверяющие установили нецелевое использование бюджетных средств в размере 1 188 000 рублей в отношении Кучука В.Н.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 01.06.2012.
По окончании проверки Министерство финансов выдало Администрации представление от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12, согласно которому органу местного самоуправления предложено возместить в областной бюджет использованные не по целевому назначению денежные средства в сумме 1 188 000 рублей.
Посчитав, что названное представление в части пункта 1 раздела 1 и пункта 2 раздела 2 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, орган местного самоуправления обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Законом о ветеранах и исходил из того, что государственный орган не доказал законность и обоснованность ненормативного правового акта в оспариваемой части.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
На основании статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
Закон о ветеранах устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Названным законом предусмотрено предоставление участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов различных мер социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005.
В соответствии с частью 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах и абзацем шестым статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 68-З).
Из материалов дела следует, что 18.03.2010 Кучук В. Н. обратился в Администрацию с заявлением о включении его в сводный список для получения субсидии, к которому в полном объеме приложил необходимые документы, в том числе распоряжение администрации р. п. им. М.И. Калинина от 18.03.2010 N 71 "О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны Кучука В. Н.".
Суды установили, что названное распоряжение не признано недействительным.
Принятию администрацией р. п. им. М.И. Калинина распоряжения от 18.03.2010 N 71 предшествовала работа жилищной комиссии органа местного самоуправления, которая зафиксировала в акте обследования жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны Кучука В.Н.
15.02.2010 состоялось заседание жилищной комиссии, на котором рассматривался вопрос о фактическом вступлении в наследство ветерана ВОВ после умершей Кучук В.А. (супруги). Комиссией установлено, что: Кучук В.Н. со дня смерти супруги 16.09.1997 до 1999 года проживал в семье сына по адресу: р.п. им. М.И.Калинина, улица Больничная, дом 58 а, так как нуждался в постоянном постороннем уходе; действий, указанных в статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о фактическом вступлении в наследство, не совершал; с заявлением в суд о восстановлении пропущенного шестимесячного срока на принятое наследство не обращался.
Прокурор Ветлужского района вынес в отношении главы администрации р. п. им. М.И. Калинина представление от 18.08.2010 N 4-225в-10 об устранении нарушений жилищного законодательства в части постановки на учет Кучука В.Н.
Письмом от 04.10.2010 N 7329 Министерство социальной политики уведомило Кучука В.Н. о рассмотрении вопроса о правомерности постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в прокуратуре Нижегородской области.
Прокурор Нижегородской области 12.10.2010 отозвал свое представление от 18.08.2010, поскольку по окончании проверочных мероприятий пришел к заключению об отсутствии оснований для снятия ветерана с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В целях исполнения положений Закона Нижегородской области N 68-З и принимая во внимание социальную значимость вопроса предоставления жилья ветеранам, Администрация сформировала соответствующий список граждан с включением в него Кучука В.Н. и направила его в Министерство социальной политики.
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 24.03.2010 N 148 "Об организации работы по реализации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" Министерство социальной политики осуществляет проверку учетных дел ветеранов, формирует и утверждает сводный список граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки и осуществляет расчет размера субвенций, подлежащих перечислению бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для последующего предоставления ветеранам. Перечисление субвенций бюджетам осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области, в котором указываются граждане - получатели мер социальной поддержки по обеспечение жильем.
На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 25.11.2010 N 2526-р Кучук В.Н. включен в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Представленный в суд первой инстанции договор купли-продажи от 07.12.2010 подтверждает перечисление Администрацией денежных средств на счет продавца.
С учетом изложенного суды обоснованно посчитали, что орган местного самоуправления использовал бюджетные средства в размере 1 188 000 рублей в соответствии с их назначением.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что пункт 1 раздела 1 и пункт 2 раздела 2 представления Министерства финансов от 03.07.2012 N 306-23-3-3880/12 не соответствовали действующему законодательству и нарушали права и законные интересы Администрации, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Довод заявителя о том, что Кучук В.Н. не относился к категории ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как имел в собственности половину доли жилого помещения, принадлежащего его покойной жене, отклоняется судом кассационной инстанции, так как вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов не доказало наличия у названного гражданина права собственности на долю в доме N 16 по улице Рабочая р.п. им. Калинина.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда основаны на материалах дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А43-22006/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 6 статьи 23.2 Закона о ветеранах и абзацем шестым статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" принят Закон Нижегородской области от 07.07.2006 N 68-З "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области" (далее - Закон Нижегородской области N 68-З).
...
Принятию администрацией р. п. им. М.И. Калинина распоряжения от 18.03.2010 N 71 предшествовала работа жилищной комиссии органа местного самоуправления, которая зафиксировала в акте обследования жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны Кучука В.Н.
15.02.2010 состоялось заседание жилищной комиссии, на котором рассматривался вопрос о фактическом вступлении в наследство ветерана ВОВ после умершей Кучук В.А. (супруги). Комиссией установлено, что: Кучук В.Н. со дня смерти супруги 16.09.1997 до 1999 года проживал в семье сына по адресу: р.п. им. М.И.Калинина, улица Больничная, дом 58 а, так как нуждался в постоянном постороннем уходе; действий, указанных в статье 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, свидетельствующих о фактическом вступлении в наследство, не совершал; с заявлением в суд о восстановлении пропущенного шестимесячного срока на принятое наследство не обращался."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2013 г. N Ф01-10320/13 по делу N А43-22006/2012