Нижний Новгород |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А79-12597/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.02.2013,
принятое судьей Ростовой З.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Т.А.,
по делу N А79-12597/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ютон"
(ИНН: 2129047376, ОГРН: 1022101268750)
о признании незаконным решения
администрации города Чебоксары Чувашской Республики
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Ютон" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики (далее - Администрация) об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 2285 квадратных метров, с кадастровым номером 21:01:010103:178 для завершения строительства многоэтажного жилого дома (поз. 3), изложенного в письмах от 01.10.2012 N 8270/2494, от 08.10.2012 N 9491/2786 и от 11.10.2012 N 9613/2819, и об обязании Администрации в течение 14 дней со дня вступления судебного решения в законную силу выдать градостроительный план земельного участка с указанием вида разрешенного использования "для завершения строительства 9-этажного жилого дома (поз. 3)".
Решением от 15.02.2013 суд удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.04.2013 оставил решение суда без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы, ссылаясь статью 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. По мнению Администрации, на момент издания распоряжения о предоставлении Обществу спорного земельного участка форма градостроительного плана не была установлена, поэтому проверка соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка осуществляется на основании архитектурно-планировочного задания; необходимость в подготовке и выдаче градостроительного плана отсутствует.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 14.03.2005 N 771-р земельный участок, расположенный по улице Сельская в городе Чебоксары, предоставлен Обществу в аренду до 17.03.2008 для строительства группы многоэтажных жилых домов со встроено-пристроенными предприятиями обслуживания и подземной автостоянкой на 120 машиномест для индивидуального автотранспорта.
Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 29.03.2005 N 87/2355-М аренды земельного участка площадью 28 554 квадратных метра, с кадастровым номером 21:01:999999:0075 для строительства многоэтажных жилых домов.
Распоряжением от 19.08.2009 N 3015-р Администрация внесла изменения в распоряжение от 14.03.2005 N 771-р, продлив срок действия договора аренды земельного участка. Дополнительное соглашение о продлении срока аренды подписано сторонами 25.08.2009.
На основании распоряжения Администрации от 15.09.2010 N 2876-р право аренды Общества на земельный участок прекращено, в распоряжения от 19.08.2009 N 3015-р и от 15.09.2010 N 2876-р внесены изменения; срок аренды Обществом земельных участков, в том числе участка площадью 1318 квадратных метров, с кадастровым номером 21:01:010103:178, продлен для завершения строительства многоэтажного жилого дома
Распоряжением от 10.07.2012 N 2274-р Администрация продлила срок аренды земельного участка с кадастровым номером 21:01:010103:178.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 29.08.2012 о подготовке и выдаче утвержденного градостроительного плана земельного участка площадью 1318 квадратных метров, с кадастровым номером 21:01:010103, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица Сельская, 39, поз. 3.
В письме от 01.10.2012 N 8270/2494 Управление архитектуры и градостроительства Администрации сообщило Обществу, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденными решением Чебоксарского городского собрания депутатов от 14.07.2005 N 1683, обозначенный земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки), в которой не предусмотрено размещение 9-этажного жилого дома.
Общество повторно обратилось в Администрацию с заявлениями от 02.10.2012 N 580 и 04.10.2012 N 588 о выдаче градостроительного плана.
В письмах от 08.10.2012 N 9491/2786 и 11.10.2012 N 9613/2819 Управление архитектуры и градостроительства Администрации уведомило Общество о том, что обозначенный земельный участок находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки).
Не согласившись с решением Администрации, изложенным в письмах от 01.10.2012 N 8270/2494, от 08.10.2012 N 9491/2786 и от 11.10.2012 N 9613/2819, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 44, 46 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Арбитражный суд Чувашской Республики признал оспариваемое решение незаконным, поскольку пришел к выводу, что Администрация не представила доказательств его обоснованности.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В пункте 17 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 данной статьи, не требуется. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из приведенных норм следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела и установили суды, в качестве основания для отказа в выдаче заявителю градостроительного плана Администрация указала, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:010103:178 находится в зоне Ж-3 (зона малоэтажной застройки).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в порядке, установленном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что спорный земельный участок находится в зоне Ж-1 (зона многоэтажной застройки). В нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Администрация не представила в материалы дела доказательств обратного.
Законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана со ссылкой на ГрК РФ Администрация не привела, ссылка на некомплектность представленных заявителем документов в оспариваемых письмах отсутствует.
Таким образом, Администрация в установленные сроки не выполнила действия, необходимость совершения которых предписана законодательством, что свидетельствует о нарушении статьи 46 ГрК РФ, прав и законных интересов заявителя и является основанием для удовлетворения требований последнего.
Ссылка Администрации на часть 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" необоснованна, поскольку действующим законодательством выдача градостроительного плана не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у заявителя архитектурно-планировочного задания. Названная норма права устанавливает особенности получения разрешения на строительство до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана и не содержит оснований для отказа в выдаче такого плана.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда и направлены на их переоценку, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции, в связи с чем данные доводы подлежат отклонению.
Нормы материального права суд применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 15.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2013 по делу N А79-12597/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Законных оснований для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана со ссылкой на ГрК РФ Администрация не привела, ссылка на некомплектность представленных заявителем документов в оспариваемых письмах отсутствует.
Таким образом, Администрация в установленные сроки не выполнила действия, необходимость совершения которых предписана законодательством, что свидетельствует о нарушении статьи 46 ГрК РФ, прав и законных интересов заявителя и является основанием для удовлетворения требований последнего.
Ссылка Администрации на часть 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" необоснованна, поскольку действующим законодательством выдача градостроительного плана не ставится в зависимость от наличия или отсутствия у заявителя архитектурно-планировочного задания. Названная норма права устанавливает особенности получения разрешения на строительство до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана и не содержит оснований для отказа в выдаче такого плана."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 сентября 2013 г. N Ф01-10222/13 по делу N А79-12597/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10222/13
26.04.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1994/13
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12597/12
15.02.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-12597/12