Нижний Новгород |
|
09 сентября 2013 г. |
Дело N А82-1776/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заинтересованного лица: Акимовой Е.Г. (доверенность от 23.04.2013 N 02-08/04704),
Козодой Н.А. (доверенность от 25.01.2013 N 02-29/00750)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2012,
принятое судьей Кокуриной Н.О., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013,
принятое судьями Хоровой Т.В., Буториной Г.Г., Черных Л.И.,
по делу N А82-1776/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Яндаева Абубакара Шараниевича
(ИНН: 760900121090, ОГРНИП: 304760906400050)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы N 2 по Ярославской области от 28.09.2011 N 16
и у с т а н о в и л :
индивидуальный предприниматель Яндаев Абубакар Шараниевич (далее - ИП Яндаев А.Ш., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.09.2011 N 16.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2012 требования Предпринимателя удовлетворены частично: решение Инспекции признано недействительным в части привлечения налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 21 700 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований Предпринимателю отказано.
Постановлением Второго арбитражного суда от 22.04.2013 решение суда в указанной части оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам и сделаны при неправильном применении статей 89, 93 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, Предприниматель правомерно привлечен к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку требование о представлении документов было вручено налогоплательщику 11.05.2011, а решение N 16 принято Инспекцией 28.09.2011. Кроме того, налоговый орган указывает на несоблюдение Предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора: в жалобе, поданной в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, применение штрафа по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации Предпринимателем не обжаловалось.
В судебном заседании представители Инспекции подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Предприниматель отзыв на кассационную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 03.09.2013.
Законность принятых судебных актов в обжалуемой части проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ИП Яндаева А.Ш. за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
Результаты проверки отражены в акте от 25.08.2011 N 16.
По итогам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика заместитель начальника Инспекции принял решение от 28.09.2011 N 16 о привлечении Предпринимателя к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 119, пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в общей сумме 62 552 рубля. Указанным решением Предпринимателю также предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, земельному налогу и единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, в общей сумме 781 434 рубля и соответствующие пени на сумму 142 027 рублей.
Решением руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 14.11.2011 N 410 решение нижестоящего налогового отменено в части предложения уплатить пени, начисленные на недоимку по налогу на добавленную стоимость, превышающую 174 003 рубля. В остальной части решение Инспекции по обжалуемым эпизодам оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Предприниматель обратился в Арбитражный суд Ярославской области.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя в части признания недействительным решения Инспекции в отношении эпизода, связанного с привлечением к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Учитывая положения статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, а также обстоятельства, сложившиеся при выставлении, вручении и исполнении требования о представлении документов, суд первой инстанции указал, что после окончания выездной налоговой проверки Предприниматель вправе был не исполнять требование о представлении документов. В удовлетворении остальной части заявленных требований Предпринимателю отказано.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 4 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 Кодекса.
Согласно статье 109 Кодекса налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Инспекция направила Предпринимателю требование от 11.05.2011 N 7 (получено в тот же день) о представлении первичных документов за проверяемый период деятельности.
Письмом от 20.05.2011 Предприниматель сообщил налоговому органу о невозможности представления в полном объеме комплекта документов, запрашиваемых по требованию в силу того, что первичные документы за 2008, 2009 и 2010 годы испорчены и утилизированы. Согласно акту от 02.05.2011 порча документов произошла из-за аварии отопительной системы в подвальном помещении жилого дома, где хранились документы.
Письмом от 01.08.2011 Инспекция предложила Предпринимателю восстановить документы и представить для проведения выездной налоговой проверки в срок до 30.08.2011 (письмо получено Предпринимателем 01.08.2011). Кроме того, 01.08.2011 Инспекция выставила в адрес Предпринимателя требование о представлении документов N 7/1 (получено Предпринимателем 02.08.2011), в котором установлен десятидневный срок для представления документов.
После получения требования от 01.08.2011 N 7/1 Предприниматель 02.08.2011 представил в Инспекцию заявление о невозможности восстановить утраченные документы.
Согласно акту проверки от 25.08.2011 N 16, проверка деятельности Предпринимателя окончена налоговым органом 23.08.2011.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица документы только при проведении налоговой проверки, а в решении по результатам налоговой проверки могут быть отражены только те обстоятельства, которые возникли до момента ее окончания, непредставление документов налогоплательщиком в срок, установленный за пределами налоговой проверки, не может рассматриваться как правонарушение, выявленное в ходе налоговой проверки.
Судом апелляционной инстанции правомерно отклонен довод налогового органа относительно несоблюдения Предпринимателем досудебного порядка урегулирования спора
в части обжалования решения Инспекции о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса поскольку, обратившись в Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области с апелляционной жалобой, налогоплательщик просил вышестоящий налоговый орган признать недействительным решение Инспекции в полном объеме.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование Предпринимателя о признании недействительным решения Инспекции в части привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А82-1776/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах является налоговым правонарушением.
По мнению налогового органа, предприниматель (налогоплательщик) совершил налоговое правонарушение, не представив документы в срок, установленный в требовании.
Суд, исследовав материалы дела, не согласился с позицией налогового органа.
В ходе налоговой проверки налоговой орган направил предпринимателю требование от 11.05.2011 (получено в тот же день) о представлении первичных документов за проверяемый период деятельности.
Письмом от 20.05.2011 предприниматель сообщил налоговому органу о невозможности представления в полном объеме комплекта документов, запрашиваемых по требованию в силу того, что первичные документы за 2008, 2009 и 2010 годы испорчены и утилизированы.
Письмом от 01.08.2011 налоговый орган предложил предпринимателю восстановить документы и представить для проведения выездной налоговой проверки в срок до 30.08.2011 (письмо получено предпринимателем 01.08.2011). Кроме того, 01.08.2011 налоговый орган выставил в адрес предпринимателя другое требование о представлении документов (получено предпринимателем 02.08.2011), в котором установлен десятидневный срок для представления документов.
После получения требования от 01.08.2011 предприниматель 02.08.2011 представил в налоговый орган заявление о невозможности восстановить утраченные документы. Согласно акту проверки от 25.08.2011 проверка деятельности предпринимателя окончена налоговым органом 23.08.2011.
Поскольку в силу п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого лица документы только при проведении налоговой проверки, а в решении по результатам налоговой проверки могут быть отражены только те обстоятельства, которые возникли до момента ее окончания, следовательно, непредставление документов налогоплательщиком в срок, установленный за пределами налоговой проверки, не может рассматриваться как правонарушение, выявленное в ходе налоговой проверки.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 9 сентября 2013 г. N Ф01-10551/13 по делу N А82-1776/2012