Нижний Новгород |
|
17 сентября 2013 г. |
Дело N А43-23806/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Милашина М.А. (доверенность от 15.04.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2013,
принятое судьей Кабановым В.П., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013,
принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н.,
по делу N А43-23806/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Техрезерв"
(ИНН: 5249044291, ОГРН: 1025201747867)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального
агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
закрытое акционерное общество "Техрезерв" (далее - ЗАО "Техрезерв", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 03.08.2012 N МР-07/11484 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 2933,9 квадратного метра, с кадастровым номером 52:21:0000109:5, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, улица Гайдара, дом 75. Одновременно заявитель просил суд обязать ТУ Росимущества в месячный срок со дня принятия судебного решения предоставить Обществу в собственность за плату испрашиваемый земельный участок по цене 2,5 процента от его кадастровой стоимости.
Решением суда от 06.02.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что Общество не доказало, что для использования принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости необходим земельный участок, площадь которого превышает площадь данных объектов.
ЗАО "Техрезерв" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании указали на отсутствие причин для отмены оспариваемых судебных актов.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Техрезерв" принадлежит на праве собственности нежилое здание, расположенное по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, улица Гайдара, дом 75 в частности:
- на основании Разделительного баланса с приложением, утвержденным годовым общим собранием участников ТОО "Концерн "Агростройсервис" (протокол от 07.05.1997), - нежилое помещение площадью 407,3 квадратного метра, этаж 2;
- на основании договора купли-продажи от 20.10.1998 N 12-Т - нежилое помещение площадью 173,1 квадратного метра, этаж 1;
- на основании договора купли-продажи от 10.11.2000 N 10 - нежилое помещение площадью 839,9 квадратного метра, этаж 1, 3, 4;
- на основании договора купли-продажи от 11.05.2011 N 11, изменения и дополнения к договору от 08.11.2001 N 11 - нежилое помещение площадью 212,1 квадратного метра, этаж 4.
На основании договора аренды от 06.04.1998 N 257-Ю ЗАО "Техрезерв" является арендатором земельного участка площадью 2933,9 квадратного метра, с кадастровым номером 52:21:0000109:5, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Дзержинск, улица Гайдара, дом 75, сформированного для эксплуатации административного здания.
Договор аренды земельного участка от 06.04.1998 N 257-Ю и шесть приложений к нему зарегистрированы в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ЗАО "Техрезерв" обратилось в ТУ Росимущества с заявлением от 29.06.2012 о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка, приложив пакет необходимых документов.
Письмом от 03.08.2012 N МР-07/11484 Управление уведомило Общество об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием документов, обосновывающих целесообразность предоставления испрашиваемого земельного участка в указанных границах, и отсутствием сведений обо всех объектах недвижимости (с указанием их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров), расположенных на обозначенном земельном участке.
Общество посчитало, что действия Управления не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного муниципального имущества", суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, при этом исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Суды установили, что с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка ЗАО "Техрезерв" обратилось в ТУ Росимущества, как к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность предусмотрены в статье 28 Земельного кодекса Российской Федерации и в статье 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Перечень данных оснований является исчерпывающим.
Из материалов дела следует и суды установили, что Обществу на праве собственности принадлежат четыре объекта недвижимого имущества, расположенные на испрашиваемом земельном участке; ОАО "Техрезерв" представило все документы предусмотренные Перечнем.
Таким образом, в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены данные объекты.
Довод Управления о том, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает общую площадь объектов недвижимости, принадлежащих Обществу, судом округа отклоняется в силу следующего.
Испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 2933,9 квадратного метра сформирован в установленном законом порядке в целях эксплуатации административного здания, предоставлен Обществу по договору аренды от 06.04.2008 N 257-Ю для эксплуатации арендуемых помещений. Следовательно, необходимость и целесообразность предоставления участка именно в таких границах и площади для достижения целей его предоставления определена сторонами в договоре аренды.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало, что Обществу необходимо предоставить земельный участок меньшей площадью.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа по льготной цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Следовательно, для приобретения собственником объекта недвижимости земельного участка по льготной цене достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
Из материалов дела видно, что Общество приложило к заявлению документы, в том числе План приватизации от 06.11.1992 и кадастровые паспорта, подтверждающие, что объекты недвижимого имущества, расположенные на обозначенном земельном участке, отчуждены из государственной собственности.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что Общество представило все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, и имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене - в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости.
Кроме того, как стало известно при рассмотрении кассационной жалобы Управление и Общество 19.06.2013 подписали договор купли-продажи земельного участка площадью 2933,9 квадратного метра.
С учетом изложенного суды обоснованно признали действия Управления несоответствующими Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 137-ФЗ и нарушающими права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А43-23806/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2013 г. N Ф01-10728/13 по делу N А43-23806/2012