Нижний Новгород |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А82-12521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Кокиной Е.С., доверенность от 05.08.2013,
Степанова А.С., доверенность от 18.06.2013,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого
акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной
дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2013,
принятое судьей Сурововой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013,
принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-12521/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295)
в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества
"Российские железные дороги"
о признании недействительными решений Правительства Ярославской области и
администрации сельского поселения Ишня
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями о признании недействительными решения Правительства Ярославской области (далее - Правительство) от 11.07.2012 об отказе в согласовании закрытия железнодорожного переезда 212 км 6 пк 563 м перегона Ростов - Деболовская и решения администрации сельского поселения Ишня (далее - Администрация) от 06.07.2012 об отказе согласовать закрытие этого же переезда.
Указанные заявления приняты к производству Арбитражным судом Ярославской области, делам присвоены номера А82-12521/2012, А82-12485/2012. Определением суда от 13.12.2012 указанные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер А82-12521/2012.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Порядком открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.03.2009 N 46, Арбитражный суд Ярославской области решением от 05.02.2013 отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к выводу о законности оспариваемых решений.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что спорный переезд относится к малодеятельным, его закрытие значительно улучшит транспортную безопасность. Администрация и Правительство не обосновали причины невозможности закрытия переезда.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Администрация в отзыве отклонила доводы жалобы.
Правительство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.05.2012 Общество подготовило технико-экономическое обоснование закрытия железнодорожного переезда, расположенного на 212 км перегона Ростов - Деболовская, из которого следует, что указанный переезд является регулируемым переездом 4 категории, без дежурного работника, через переезд проходит автодорога территориального значения "Зверинец", которая пересекает два пути, в том числе два главных. Интенсивность движения суммарно в двух направлениях составляет 174 поезда в сутки, автотранспорта - 48 экипажей в сутки. Предельная скорость движения поездов на участке Ростов - Деболовская для пассажирских поездов составляет 140 километров в час, для грузовых - 90 километров в час. На переезде отсутствуют шлагбаумы и устройства заграждения переезда. Данный переезд расположен на расстоянии семи километров от переезда 219 км перегона Ростов - Деболовская. Цель закрытия переезда - улучшение транспортной безопасности, снижение затрат на содержание инфраструктуры.
По предложению Общества, в случае закрытия переезда автотранспортное сообщение будет осуществляться через переезд 219 км перегона Ростов - Деболовская, а именно через поселки Зверинец, Дубнок, Шурскол, Пужбол, далее через переезд 219 км согласно схеме, поселки Песочное, Львы. Протяженность объезда составит 17,5 километра.
Общество 30.05.2012 направило в Администрацию и Правительства письма, в которых просило согласовать закрытие железнодорожного переезда, расположенного на 212 км 6 пк 563 м перегона Ростов - Деболовская, приложив технико-экономическое обоснование от 17.05.2012 и схему организации движения транспортных средств.
Администрация в письме от 06.07.2012 сообщила, что на заседании муниципального Совета от 05.07.2012 принято решение не согласовывать закрытие переезда, расположенного на 212 км 6 пк 563 м перегона Ростов - Деболовская.
Правительство в письме от 11.07.2012 указало на нецелесообразность закрытия переезда в связи с социальной значимостью объекта, сославшись на позицию депутатов муниципального совета сельского поселения Ишня Ростовского муниципального района Ярославской области.
Общество посчитало, что решения Администрации и Правительства не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 26.03.2009 N 46 утвердило Порядок открытия и закрытия пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка открытие (закрытие) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования осуществляется по решению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельца железнодорожных путей необщего пользования. Если инициаторами открытия или закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования.
В статье 2 Федерального закона N 17-ФЗ установлено, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка решение об открытии (закрытии) железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 Порядка.
В случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов; в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
При этом действующим законодательством не установлена безусловная обязанность принятия указанными органами положительного заключения по вопросу закрытия железнодорожного переезда, что предполагает возможность отказа в соответствующем согласовании.
Решение о согласовании (отказе в согласовании) закрытия железнодорожного переезда должно приниматься с учетом баланса публичных интересов, в данном случае интересов жителей близлежащих к переезду населенных пунктов и частных интересов ОАО "РЖД", являющегося субъектом естественной монополии на железнодорожном транспорте.
Как установили суды, в рассматриваемом случае Администрация и Правительство приняли решения об отказе в согласовании закрытия спорного железнодорожного переезда. Оспариваемые решения мотивированы ссылкой на решение муниципального совета сельского поселения Ишня от 05.07.2012 об отказе в согласовании закрытия переезда, принятое с учетом мнения жителей близлежащих к переезду населенных пунктов.
Общество не доказало, что спорный железнодорожный переезд относится к категории "малодеятельных".
При таких обстоятельствах суды пришли к выводам, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Ссылка Общества на судебные акты по делу N А82-48/2012 признается несостоятельной, поскольку они приняты с учетом иных фактических обстоятельств конкретного дела.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 по делу N А82-12521/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 17-ФЗ) порядок определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Министерство транспорта Российской Федерации приказом от 26.03.2009 N 46 утвердило Порядок открытия и закрытия пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) (далее - Порядок).
...
В статье 2 Федерального закона N 17-ФЗ установлено, что инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования является технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Владельцем инфраструктуры является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 октября 2013 г. N Ф01-10699/13 по делу N А82-12521/2012
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10699/13
29.04.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2480/13
05.02.2013 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12521/12
13.12.2012 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-12521/12