Нижний Новгород |
|
23 декабря 2013 г. |
Дело N А43-33548/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителей
от заявителя: Курицыной Н.Х., доверенность от 24.12.2012 N б/н,
от заинтересованного лица: Козаковой О.В., доверенность от 09.01.2013 N 03/02,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения "Дирекция по строительству Нижегородского фармацевтического завода"
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013,
принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В.,
по делу N А43-33548/2012
по заявлению государственного учреждения "Дирекция по строительству Нижегородского фармацевтического завода"
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 27.11.2012 N 599.
и у с т а н о в и л :
государственное учреждение "Дирекция по строительству Нижегородского фармацевтического завода" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Территориальное управление) от 27.11.2012 N 599 "Об изъятии имущества из оперативного управления" недействительным, а также о восстановлении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на 92 объекта недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление Росреестра по Нижегородской области).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 решение суда оставлено без изменения.
Учреждение не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению Учреждения, приняв решение об изъятии имущества из оперативного управления, Территориальное управление вышло за пределы своих полномочий. При принятии решения суды обеих инстанций посчитали доказанным факт принятия решения Министерством промышленности и науки России о ликвидации Учреждения, однако в деле они есть только в виде копий. Кроме того, суды приняли решение, которым затрагиваются права Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как собственника имущества Учреждения без привлечения данного органа государственной власти к участию в деле.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Территориальное управление в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили относительно доводов Учреждения, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Управление Росреестра по Нижегородской области отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 27.02.1997 и распоряжением от 11.03.1997 N 317-р, выданных администрацией Кстовского района Нижегородской области, за Учреждением на праве оперативного управления зарегистрированы объекты недвижимого имущества: пристроенный блок питания и квартиры N 31 - 108, расположенные по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, город Кстово, проспект Победы, дом 8, а также в соответствии с актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 18.02.2000 и распоряжением от 21.02.2000 N 402 "Об утверждении акта государственной приемочной комиссии", выданных администрацией Кстовского района Нижегородской области, за Учреждением на праве оперативного управления зарегистрированы объекты недвижимого имущества - квартиры N 165, 168 - 177, 179, 180, расположенные по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, город Кстово, проспект Победы, дом 7а.
Всего за Учреждением на праве оперативного управления зарегистрировано 92 объекта недвижимого имущества.
На основании акта проверки от 25.06.2012 N 124 - 12 использования и сохранности федерального имущества - квартир N165, 168 - 177, 179, 180 в жилом доме, расположенном по адресу: город Кстово, проспект Победы, дом 7 а, и акта проверки от 30.11.2010 N 137-10 использования и сохранности федерального имущества - общежития иностранных специалистов (78 квартир, N 31 - 108, и пристроенный блок питания), расположенного по адресу: Нижегородская область, город Кстово, проспект Победы, дом 8, Территориальным управлением 27.11.2012 издано распоряжение N 599 "Об изъятии имущества из оперативного управления", в соответствии с которым спорное имущество исключено из состава имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, и одновременно включено в состав имущества казны Российской Федерации.
Управлением Росреестра по Нижегородской области на основании оспариваемого распоряжения произведены соответствующие регистрационные действия, право оперативного управления Учреждения на указанные объекты недвижимого имущества прекращено.
Посчитав, что распоряжение Территориального управления от 27.11.2012 N 559 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 13, 48, 49, 120, частями 1, 2 статьи 212, статьей 214, частью 1 статьи 125, статьями 296, 299 ГК РФ, Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 5.4 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденном приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно статье 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (части 1, 2 статьи 212 ГК РФ).
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) (часть 1 статьи 214 ГК РФ).
Согласно части 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, не используемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В пунктах 1, 2 статьи 299 ГК РФ установлено, что право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в рамках полномочий в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (пункт 5.3 Положения); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества (пункт 5.21 Положения); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22 Положения).
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Нижегородской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.
Как установили суды первой и апелляционной инстанции, Территориальное управление обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления, на котором данное имущество находилось у Учреждения.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Учреждению в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка заявителя на статью 296 ГК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку факта нарушений прав и законных интересов Учреждения суды обеих инстанций не установили.
Доводы заявителя жалобы во внимание не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судебными инстанциями по делу обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.05.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2013 по делу N А43-33548/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения "Дирекция по строительству Нижегородского фармацевтического завода" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
...
В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Нижегородской области, и иного федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области.
...
Ссылка заявителя на статью 296 ГК РФ, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку факта нарушений прав и законных интересов Учреждения суды обеих инстанций не установили."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 декабря 2013 г. N Ф01-12655/13 по делу N А43-33548/2012